В последние дни перед Новым годом законодатели в числе прочих вопросов оказались озабоченными установлением нового госпраздника - Дня народного единства. Он будет отмечаться 4 ноября - в годовщину освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 г.
ЗЕМСКИЙ СОБОР
Однако, похоже, обсуждению данной инициативы не предшествовала историческая экспертиза. Если уж говорить о "народном единстве", то гораздо логичнее было бы отмечать такой праздник в годовщину созыва Земского собора, на котором представители разных сословий - от бояр до крестьян - выбрали на царствие 16-летнего Михаила Романова. Это и положило конец Смуте, хотя именно гражданской войной и закончилось правление династии Романовых спустя 300 лет. Но установление крепостнического строя господам с Охотного Ряда, видимо, милее народного восстания. А если уж вести отсчет от польской интервенции, то она закончилась не в 1612 г.
Народное ополчение, созданное Мининым и Пожарским, 20 августа 1612 г. подошло к Москве. Кремль и Китай-город были заняты польским гарнизоном под командованием полковника Струся. На помощь осажденным шло польское войско Ходкевича. Но все его попытки снять блокаду кончились крахом. 22-24 августа жалкие остатки польского войска, потерпевшего в ожесточенных боях сокрушительное поражение, спешно уходили от столицы.
Народное ополчение, взяв Китай-город, приступило к осаде поляков в Кремле, и 26 октября они капитулировали. 27 октября к ногам Минина и Пожарского, торжественно вступивших в Кремль, полковник Струсь безропотно сложил королевские знамена. Столица русского народа была очищена от захватчиков.
Москва радостно праздновала освобождение, но до окончательного изгнания интервентов было еще далеко. На территории государства еще орудовали шайки поляков, грабившие города и села, а польский король Сигизмунд III не отказался от намерений покорить россиян. Он готовил силы для очередной интервенции. В это время в Москве собрался Земский собор (представители разных сословий - бояр, дворян, казаков, посадских людей и черносошных (свободных крестьян), на котором 21 февраля 1613 г. выбрали на престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Закончилось Смутное время. Началось восстановление структур государственной власти - царь, Дума, приказы.
На московский трон законно избрали царя, но сам он находился в Костромском Ипатьевском монастыре.
ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАХВАТНИЧЕСКИЕ НАМЕРЕНИЯ
Остатки польских отрядов, бродивших по стране, начали поиск царя с целью ликвидировать его. В начале марта 1613 г. один из них захватил в плен Ивана Сусанина в сельце Деревеньки близ села Домнино, одного из вотчинных владений Романовых. Поляки потребовали от Сусанина указать им дорогу на Домнино. Крестьянин согласился, но завел поляков в непроходимые лесные чащобы, где они все и погибли. Принял насильственную смерть и Сусанин. Его зарубили разъяренные шляхтичи.
Несмотря на поражение, польские магнаты не отказались от своих захватнических намерений в отношении Русского государства. Последний раз польская армия во главе с королевичем Владиславом в 1617 г. двинулась в земли России. Они взяла Дорогобуж и Вязьму. Однако под Калугой польские войска были остановлены Пожарским и отошли на зимние квартиры в Вязьму.
В июле 1618 г. королевич Владислав начал повторное наступление на столицу. В это раз он надеялся добиться успеха. По договору с гетманом Запорожской Сечи Петром Конашевичем-Сагайдачным ему шло на помощь 20-тысячное запорожское войско.
В 1617 г. Сагайдачный, пытаясь увеличить число реестровых казаков на Украине, пошел на сделку с польскими магнатами и обещал помочь королевичу Владиславу. Гетману удалось увлечь основную массу запорожцев в поход.
КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Войско запорожцев стремительно двигалось в центр Руси по Муравскому шляху. Взяты города Елец, Ливны, Лебедянь, Ряжск и Скопин. Но город-крепость Михайлов стал не только камнем преткновения для запорожского войска, но и сорвал честолюбивые планы польского королевича по захвату Москвы.
Город Михайлов (в 200 км к юго-востоку от Москвы) - типичная крепость того времени на порубежье Руси. Основанный в 1551 г. на берегу р. Прони, он имел достаточно сильные крепостные сооружения, построенные по всем правилам фортификации, - крепостные башни, тайный подход к воде и замаскированные "вылазы" (выходы), предназначенные для внезапных атак из крепости. В центре крепости находились запасы вооружения и провианта. Вокруг укрепления располагались слободы стрельцов, пушкарей, городовых казаков и черкасов - так называли украинских казаков, ушедших от панского гнета. Остальную часть населения составляли ремесленники. Все служилые люди (1045 человек) и жители города в случае опасности или осады действовали дружно, невзирая на их профессиональную принадлежность. В целом город-крепость представлял собой серьезную преграду для набегов противника - крымских татар, которые часто тревожили южные окраины русского государства.
Войско Сагайдачного 16 августа 1618 г. подошло к городу и потребовало сдать его. Но воины и жители отвергли предложения запорожских парламентеров. Они отвечали со стен крепости: в Москве избран законный царь и мы ему крест целовали, но ни польских королевичей и каких-либо других правителей нам не надо.
17 августа запорожское войско приступило к штурму крепости. Артиллерия ("наряд") обрушила на город всю свою мощь - каленые ядра роем летели внутрь укреплений Михайлова, чтобы поджечь деревянные строения. Запорожцы соорудили "примет" - завалили землей и хворостом ров, подтащили бревна, соорудив своеобразный помост до уровня крепостных стен. Два дня длился приступ, который закончился безрезультатно. Ратники и жители отбили его.
Многочисленность штурмующих вызвала у некоторых защитников колебания. Тогда горожанин Митрофан призвал их стоять мужественно. Ратные люди открыли Северные ворота и произвели столь решительную контратаку, что заставили запорожцев отойти от стен крепости.
23 августа запорожцы, верные Сагайдачному, снова стали готовиться к штурму. А защитники на виду запорожского войска совершили крестный ход с иконами и хоругвями по стенам крепости. Запорожцы поняли, что жители не собираются открывать ворота. Моральное состояние духа осаждающих было подорвано. В их рядах росло недовольство братоубийственной бойней. Но Сагайдачный уговорил многих своих приверженцев пойти на приступ. Но как только запорожцы начали атаку, михайловцы открыли тайный вылаз и с мечами и саблями устремились в тыл штурмующих и нанесли им чувствительный урон. Со стен крепости запорожцев поражали не только мужчины, но и женщины и даже отроки. Мощный отпор произвел на запорожских казаков неизгладимое впечатление. Они отхлынули от стен города. 27 августа 1618 г. Сагайдачный снял осаду и ушел от Михайлова.
На то были веские причины. Ропот в рядах запорожского войска грозил перерасти в открытое неповиновение и вызвать потерю авторитета гетмана Запорожской Сечи. Королевич Владислав с польским войском топтался на подходе к Москве в районе Звенигорода и слал слезные депеши Сагайдачному, умоляя его скорее прийти на помощь. Поляки, окруженные враждебным населением, с трудом добывали себе пропитание. Владислав без помощи запорожцев не решался идти на штурм Москвы. Петр Конашевич-Сагайдачный, лелея надежду в ответ на помощь королевичу вырвать привилегии для украинских казаков, срочно решил двигаться на соединение с польским войском. Однако десять дней, с 17 по 27 августа, стояния под Михайловом были безвозвратно потеряны. Но самым большим ударом для гетмана явился поворот в сознании украинских казаков, которые воочию убедились в бесполезности братоубийственной войны. Русские люди на всем пути их следования относились отрицательно к намерению посадить на престол иноземного царька - польского королевича Владислава. Тем не менее, несмотря на урок, преподнесенный жителями Михайлова, сам Сагайдачный все еще надеялся поправить положение. Он повел свое войско по Рязанской дороге к Коломне, хотя первоначально намеревался идти на Каширу и там бродами форсировать Оку.
ЗАЩИТА МОСКВЫ
В Москве ожидали прихода запорожских казаков. Прикрывать столицу с юга были отправлены войска под командованием Пожарского и второго воеводы - Волконского. Они стояли в Серпухове. Узнав о маршруте движения Сагайдачного, русские войска под руководством Волконского в конце августа пошли берегом к Коломне. Пожарский тяжело заболел и из Серпухова был отвезен в Москву. 6 сентября 1618 г. запорожцы подошли к броду на Оку при впадении реки Осетр. Войска Волконского также успели встать на левом, противоположном берегу Оки. Два дня запорожцы пытались переправиться, но каждый раз отбрасывались на правый берег. Тогда Сагайдачный направил отряд в тысячу человек в обход брода. Волконский отвел войска в Коломну. Но гетман, учитывая предыдущий горький опыт осады Михайлова, не стал рисковать, не пошел на Коломну, а Каширской дорогой двинулся к Москве и стал в селении Котел (ныне Нижние Котлы - район столицы). 20 сентября подошел к Москве и осмелевший Владислав. Сагайдачный с запорожцами передвинулся к Донскому монастырю и соединился с войском королевича. 23 сентября столица была окружена противником.
Опасность, нависшая над столицей русского государства, не поколебала решимости москвичей. Они потребовали от Земского собора оружия, и многие добровольцы встали на крепостные стены Москвы вместе с ратниками. Свыше 4 тыс. посадских людей несли караул наравне с воинами. Превозмогая немочь, князь Дмитрий Пожарский вместе со своими людьми встал в ряды защитников столицы. В ночь на 1 октября 1618 г. москвичи были разбужены громкими выстрелами пушек у Арбатских и Тверских ворот Белого города. Штурмовые группы нападавших произвели взрывы ворот Земляного города, и в проломы ринулись поляки и запорожцы. Разгорелся ночной бой. Москвичи-горожане и ратники прибывали к местам нападения. Дмитрий Пожарский с охраной появился у Арбатских ворот. Штурм был отбит с тяжелыми потерями для нападавших. На рассвете все было кончено. Интервенты спешно отходили от Москвы.
ДЕУЛИНСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ
Потерпев поражение в последнем походе на Москву, польские феодалы пошли на мирные переговоры. 1 декабря 1618 г. в селе Деулино под Троице-Сергиевым монастырем было заключено Деулинское перемирие сроком на 14,5 года. Польское правительство и королевич Владислав отказались от намерения добиваться московского престола силой оружия. Россия временно уступала Польше Смоленск, Чернигов и некоторые северские города (Новгород-Северский, Дорогобуж и другие - всего 30 населенных пунктов). Этот договор был тяжелым для русского государства, но он все же давал передышку для собирания сил и восстановления хозяйства страны, разрушенного долголетней войной. Героическая борьба русского народа спасла родную землю.
Во время освободительной борьбы украинского народа в 30-е годы XVII века правительство Польши жестоко подавило крестьяно-казацкое восстание 1637-1638 гг. Начались расправы с непокорными. Спасаясь от преследования, более 20 тыс. украинцев ушли в пределы России. Несмотря на требования польских магнатов, русское правительство не возвращало переселенцев обратно. "С Руси выдачи нет", - заявило оно и указывало воеводам тех городов, в которые приходили украинцы, чтобы они, воеводы, "к черкасам имели береженье и ласку". Украинцы селились в городах Ливны, Усерд, Епифань, Лебедянь и Михайлов. В этом городе и по сей день в Черкасской слободе стоит храм Рождества Богородицы (Черкасская церковь) - памятник дружбы двух великих народов.