Поистине стремительное развитие средств воздушно-космического нападения требует столь же быстрого совершенствования воздушно-космической обороны, основной частью которой является ПВО страны и войск. Поэтому нельзя не обратить внимание на плачевное состояние ее важнейшей составляющей в России - системы С-50, призванной обеспечить защиту Главного объекта прикрытия - Москвы и Центрального промышленного района РФ (Московской области).
Начать следует с самого важного. Сроки приведения огневых средств (полков С-300) системы С-50 в боевую готовность с полным использованием их возможностей ранее исчислялись минутами. Сегодня же это может произойти только по истечении многих суток. Почему? А потому, что необходимо проведение длительных мероприятий по доукомплектованию и подготовке частей сокращенного состава и кадра до полных штатов.
Вследствие резкого сокращения этих полков, нарушившего сложившуюся систему их эшелонирования и взаимного прикрытия, боевые возможности системы С-50 катастрофически упали. Если до реформирования ПВО к объектам Москвы и Московской области в ходе даже внезапного первого удара вероятного противника через систему обороны С-50 могли прорваться максимум от двух до шести маловысотных стратегических крылатых ракет (СКР) из 100, то в настоящее время даже после длительных подготовительных сроков приведения огневых средств в боевую готовность систему обороны С-50 способны будут преодолеть не менее 75 СКР из 100.
Стационарные командные пункты соединений ПВО системы С-50, эксплуатируемые более полувека на известных вероятному противнику позициях, обречены на поражение во время первого же удара. Такая же судьба постигнет и все стационарные средства ракетно-космической обороны Космических войск, дислоцированные в границах района и прикрываемые системой С-50.
Совершенно очевидно, что формально система обороны Москвы и области существует, но фактически она ничего и никого не прикрывает. Поэтому совершенно обоснованно комиссия Главного контрольного управления президента РФ по результатам проверки еще в июле-сентябре 2001 года сделала вывод, что город Москва и Центральный промышленный район системой С-50 от возможных ударов не только перспективных, но и существующих средств воздушного нападения не прикрываются. За прошедшие с момента проверки годы катастрофическое состояние системы С-50 только усугубилось.
Поэтому ничего, кроме удивления, не вызывают шапкозакидательские доклады генералов и заявления в прессе о могуществе и высокой готовности войск ПВО, победные реляции по результатам проводимых примитивных учений и тренировок остатков системы ПВО страны. Если это политические заявления, например, в ответ на размещение сил НАТО в Прибалтике, то на кого они рассчитаны? Вероятный противник благодаря данным космической разведки знает возможности нашей системы ПВО лучше, чем высокопоставленные российские генералы.
Еще в те времена, когда нынешний президент РФ был секретарем Совета безопасности страны, СБ был сделан чрезвычайно важный вывод: из всего спектра военных угроз наибольшую опасность для России представляет угроза применения средств воздушного нападения - ударная авиация и крылатые ракеты всех видов базирования. В последующие годы это неоднократно подтверждено на практике в Ираке, Югославии, Афганистане.
И пока нет гарантии, что в обозримом будущем не последует решения точно так же "наказать" ослабленную сырьевую Россию за "несоответствующую интересам США политику", за "отступления от настоящей демократии" или за наши неуклюжие действия по отношению к третьим странам. Скорее всего этот удар будет внезапным. Вряд ли Россию предупредят за месяц, как это было с Ираком и Югославией. И мы ничего не сможем противопоставить. Не отдаст же президент РФ приказ в ответ на ограниченный удар безъядерных авиационных и ракетных средств противника применять стратегические ядерные силы.
Нетрудно представить разрушительные последствия такого ограниченного удара. Под вопрос будет поставлено само существование России как единого государства. Страна понесет колоссальный моральный, политический и экономический ущерб. А главной причиной всего этого станет бездействие или крайне неэффективные действия жалких остатков системы С-50, неспособной отразить даже первый удар по объектам Москвы и области.
Совершенно очевидно, что исходя из горького опыта войны в Ираке не только США, но и многие другие государства в случае военных конфликтов будут воздерживаться от проведения наземных военных операций, если не откажутся от них навсегда.
Представляется, что сегодня в военной сфере России нет более важной и срочной задачи, чем форсированное восстановление системы С-50. Финансовых средств для этого потребуется гораздо меньше, чем на покупку британского футбольного клуба, и деньги эти нужны не разово, а на период в 10 ближайших лет.
Численность личного состава полков С-300 можно восстановить за счет сокращения огромного количества хозяйственных частей и подразделений во всех звеньях Минобороны РФ и на территории всей страны, неквалифицированно решающих нарастающие проблемы ЖКХ в гарнизонах (на военных объектах) и в генеральских коттеджах, собирающие там пустые бутылки и прочий мусор. А соответствующие работы возложить на специалистов ЖКХ ближайших местных органов власти.
Особенно важно в сжатые сроки доработать утверждаемый президентом РФ "План (программу) форсированного восстановления боеспособности системы С-50 в 2005-2007 гг. и развития системы на период до 2015 года". Разработку плана и контроль выполнения поручить непосредственно правительству РФ с участием центрального аппарата Минобороны РФ (Генеральный штаб, Управления вооружения, финансово-экономическая служба и др.).
Трансляция задачи разработки такого плана через МО РФ в сегодняшние обескровленные ВВС, в состав которых входят войска ПВО, крайне нецелесообразна, поскольку его постигнет судьба проекта "Целевой программы реформирования противовоздушной обороны г. Москвы до 2000 года", разрабатывавшейся в соответствии с поручением президента РФ от 28 февраля 1997 года # 762, окончательно проваленной (не согласованной) Управлением вооружения ВС РФ и возвращенной в Главкомат ВВС в 2003 году.
Из таблицы очевидно, что указы и поручения президента РФ - Верховного главнокомандующего даже в такой важной сфере, как оборона столицы, можно систематически и безнаказанно не выполнять.
Мои неоднократные обращения в приемную президента РФ, к министру обороны, главкому ВВС, начальнику зенитных ракетных войск ВВС, мэру Москвы и губернатору Московской области, в другие высокие инстанции ни к чему не привели. В основном поступали отписки из канцелярий, что письмо передано все в те же ВВС или что проблема решается комплексно, только не указывались ни сроки, ни как и кем она решается.
Состояние выполнения требований указов и поручений президента РФ о разработке и утверждении Целевой программы реформирования противовоздушной обороны г. Москвы и Центрального промышленного района РФ.
Указы и поручения президента |
Требования указа (поручения) в части реформирования системы ПВО г. Москвы и ЦПР РФ |
Состояние выполнения |
Поручение от 28.02.1997 г. # 762 |
о разработке целевой программы реформирования системы ПВО г. Москвы |
Разработанная с участием и при согласовании с правительством г. Москвы "Целевая программа..." до настоящего времени не утверждена. |
Поручение от 17.04.1999 г. # 290 |
Об ускорении разработки "Целевой программы..." |
В декабре 1999 года у заместителя председателя Правительства РФ И.И. Клебанова требования Указа в части системы ПВО г. Москвы фактически были отменены (протокол разослан участникам совещания). |
Указ от 6.12.1999 года # 1609. |
Об утверждении (в месячный срок) "Целевой программы..." и выделении дополнительных средств за счет резерва Правительства РФ на проведение ОКР по разработке комплексной системы ПВО г. Москвы и ЦПР РФ. |
В течение 2001-03 гг. Управление вооружения ВС РФ многократно возвращало проект программы на доработку в Главкомат ВВС, где он и находится в настоящее время. |