Заместитель председателя правительства – министр обороны РФ Сергей Иванов принял решение о ротации в военкоматах работников ряда ключевых должностей, то есть их замены через каждые три года.
Своим приказом министр обороны под одну гребенку причесал весь офицерский коллектив военных комиссариатов. А ведь в большинстве этих учреждений работают порядочные и честные люди. Пользуются в своих районах, городах непререкаемым авторитетом, уважением как со стороны администрации, руководителей предприятий, так и среди молодежи. Имеют богатейший опыт работы по подготовке этой самой молодежи к службе в Вооруженных силах.
А опыт этот вместе с навыками приходит не сразу. Пока разберешься во всей этой системе, пока наладишь контакты со всеми организациями, школами, военно-патриотическими клубами, ветеранскими обществами, потребуется не один год кропотливой работы. А что до взяток, то это зависит в первую очередь от самого человека. Нечистый на руку их будет брать с первого дня своей службы в военном комиссариате, и даже не обязательно работая на призыве. Примеров тому можно привести немало.
А теперь давайте представим, что будет, если каждый год путем кадровой чехарды будут заменяться по 4 тысячи офицеров, то есть каждый четвертый-пятый офицер военкомата. А за три года поменяется почти 70–80%. Да ни в одном военкомате тогда не будет того сплоченного и слаженного коллектива, о каких всегда можно было говорить в армии. Ведь чтобы сколотить работоспособный коллектив, руководителю приходилось тратить не один год. А тут самому через три года уходить. Какой будет настрой? Прислали на отбытие срока, как солдата...
А что впереди – неизвестно. Ни постоянного жилья, ни работы для супруги, проблемы с детским садом, школой и т.д. В общем, наплодится еще больше бесквартирных офицеров. За три года еще нигде в сегодняшней ситуации военные не получали так быстро квартиры. А если учесть, что Министерство обороны уже давно не выделяло служебного жилья для работников военных комиссариатов, то положение офицеров и их семей станет вообще удручающим. Снимать жилье в поднаем за 5–6 тысяч рублей и получать от части 1,2 тыс. рублей – это значит обрекать свою семью на ограниченный режим питания и в прямом смысле на выживание.
Своим приказом министр обороны фактически узаконил военные комиссариаты как всеармейскую «кормушку». И я больше чем уверен, что теперь из войск будут приходить офицеры с конкретным настроем – подзаработать. Поэтому не думаю, что взятки после этого приказа прекратятся. Скорее, наоборот, примут более наглый и принудительный характер.
С одним я согласен – работников призывных отделений в военных комиссариатах надо менять как минимум через пять лет. И сохранять преемственность налаженной качественной работы по призыву молодежи в армию, допризывной подготовки. И причем менять не только начальников отделений, но и гражданский персонал. То же относится и к военно-врачебным комиссиям.
Что же касается взяток в армии, то в первую очередь министру обороны было бы неплохо разобраться в своем ведомстве. Приведу пример. Как-то еще в 1990-х годах, находясь в командировке в Москве, зашел к старому другу в один из районных военкоматов столицы. Там работала комиссия Генштаба. Мой друг поведал, что будут снимать военкома за то, что перестал «делиться». Я спросил, кто будет вместо него? Так вот, он мне такой расклад выдал. Должность районного военкома стоит многие тысячи «зеленых».
Сейчас эта система скорее всего нисколько не изменилась.
Сокращение количества военных комиссариатов (более 25%) не улучшит военно-учетной работы, и тем более работу по розыску уклонистов и дезертиров. В общем, очередной «реформенный» перегиб.
Безусловно, с таким явлением, как взятки, надо бороться. Всячески пресекать любые попытки, толкающие человека на подобные проступки. Но у нас есть только один метод борьбы – кампанейщина. Проявилась дедовщина – скорее принимаются меры по созданию института воспитателей, военных священников, младших командиров. СМИ раструбили о взятках в военных комиссариатах – приказ о ротации всех военкомов и начальников призывных отделений, о сокращении количества этих учреждений.
А вот на создание для военных нормальных и достойных условий службы денег, как всегда, нет. Зато к концу года в Минобороны всегда остаются миллиардные излишки неиспользованных финансовых средств.
Военные комиссариаты как местные органы военной власти целесообразно передать в местные администрации всех уровней (от субъекта до муниципального образования) только по одной причине – они на 90% работают с гражданским населением и выполняют в большей степени задачи государственные, а не армейские. Мобилизация и призыв – это скорее всего задачи для руководителей регионов. Даже в зарубежных государствах вопросами призыва занимаются структуры, подчиненные главам регионов.
Сегодня у нас имеются в штатах администраций мобилизационные управления (отделы), которые почему-то в одностороннем порядке занимаются только учетом неприкосновенных запасов на случай войны. И почти никаких обязанностей по учету людских ресурсов, транспорта, призыва. Почему бы не расширить этот круг задач за счет присоединения к этим структурам военных комиссариатов? Оставить две-три военные должности и предельно необходимое число гражданских сотрудников.
Тогда и ответственность глав администраций значительно повысится, так как за вопросы мобилизационной готовности и призыв, а также соцзащиту ветеранов военной службы, боевых действий, подразделений риска и членов их семей придется отвечать непосредственно им.