Узбекистан – в процессе деятельного вхождения в Организацию договора о коллективной безопасности. Заявив о вступлении в ОДКБ еще в июне, два месяца спустя в Сочи президент центральноазиатского государства Ислам Каримов подписал соответствующий протокол. Теперь, как сообщили «НВО» в секретариате организации, республике необходимо присоединиться почти к семидесяти международным договорам и соглашениям, заключенным в рамках «союза семерых». Причем предстоит «поднять» основные документы, под которыми нет подписи главы Узбекистана, начиная с 1992 года, в том числе касающиеся непосредственно военной сферы, – о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности; об основных принципах военно-технического сотрудничества; об оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов инфраструктуры; о подготовке военных кадров.
ОТ ДОГОВОРА ЧЕРЕЗ ГУУАМ ДО ОДКБ
Напомним, что это – «второе пришествие» Узбекистана в ОДКБ. Когда-то он сам в числе ряда других стран стоял у истоков создания этой организации, которая в ту пору называлась Договором о коллективной безопасности. Но потом Каримов за что-то обиделся на Ельцина, разочаровался в работе блока, в котором «Москва диктует свои условия», и покинул Договор. Стал активно дружить с США: благо после 11 сентября 2001 года появилась возможность приютить американскую авиацию, действующую против талибов в Афганистане, на бывшей советской военной авиабазе в Ханабаде.
С десяток лет Ташкент членствовал в ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдавия), который финансируют те же Соединенные Штаты, но вскоре – а именно после известных кровавых событий в Андижане в 2004 году – понял, что с этим альянсом, как и с Вашингтоном, «плова не сваришь». В результате янки из Ханабада были изгнаны, ГУУАМ стал ГУАМом, а Каримов подружился с Путиным, разрешил в 2005 году провести крупные двусторонние военные учения на территории республики с участием российских десантников и, утвердившись в правильности сделанного выбора, через год вернул страну в ОДКБ.
Вот уж действительно, стоило пройти довольно тернистый путь, чтобы осознать: «ближе России и ОДКБ» на постсоветском пространстве у Ташкента никого нет... Впрочем, еще есть Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которой Узбекистан также является деятельным участником.
Под новые ориентиры во внешней политике Каримов подстроил и лидерство в основных внутренних структурах управления государством. Недавно он сместил «проамерикански настроенного» министра иностранных дел Эльера Ганиева (его место занял – что тоже примечательно – русский Владимир Норов). А еще в прошлом году был уволен глава военного ведомства Кадыр Гулямов. Кстати, не спасло гражданского министра обороны даже то, что он довольно успешно провел в сентябре упомянутые выше узбекско-российские антитеррористические учения. Более того, Гулямова прогнали с демонстративным скандалом, растянувшимся на несколько месяцев.
В конце 2005-го в Ташкенте был арестован, а летом этого года приговорен к 15 годам лишения свободы за измену Родине бывший начальник управления внешнеэкономических связей Министерства обороны подполковник Эркин Мусаев. Согласно материалам следствия, этот старший офицер, имея допуск к секретной информации, на протяжении длительного времени передавал представителям Пентагона секреты не только национальных, но и российских Вооруженных сил, чем, по мнению суда, нанес неоценимый ущерб обороноспособности государств СНГ. Следом судили и самого Гулямова – ему дали 5 лет условно за попустительство и халатность. Любопытноно, что именно в дни этих процессов Каримов и объявил в Минске о вхождении Узбекистана в ОДКБ, подав таким образом знак США, что никаких пересмотров внешней политики Ташкента не будет.
В кресле узбекского министра обороны сегодня находится Руслан Мирзаев – бывший секретарь Совета безопасности республики. Если Гулямов был известным физиком-ядерщиком, то о его преемнике известно только то, что он полковник. Сам руководитель военного ведомства пока никаких заявлений не делал, во встречах на уровне министров обороны ОДКБ не участвовал, поэтому судить о его взглядах в рамках ОДКБ, а на основе их об инициативах, которые может сделать Ташкент, участвуя в организации, довольно затруднительно.
КОМУ – ЛЬГОТЫ, КОМУ – РЕГИОН
Между тем в секретариате «союза семерых» отмечают, что присоединение Узбекистана к ОДКБ принесет этой стране немалую выгоду. И прежде всего – финансовую. «Ташкент получит возможность на льготных условиях приобретать продукцию военного назначения, произведенную в государствах – членах организации, в том числе в России, – уточняют в аппарате генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи. – Кроме того, Узбекистан сможет на льготной и безвозмездной основе готовить свои военные кадры в вузах Минобороны РФ и других государств – членов ОДКБ». В секретариате уже подсчитали, в какую «большую экономию» это выльется: «Даже приблизительные оценки говорят, что речь может идти о десятках миллионов рублей преференций».
По некоторым данным, Каримов за последние годы хотя и поднял значительно уровень жизни военнослужащих, в то же время не может обеспечить вооруженные силы государства новой техникой и оружием. К примеру, та же база Ханабад до прихода туда американцев представляла собой заброшенный, заросший полынью стратегический аэродром, на стоянках которого находились разграбленные в годы после распада СССР, изъеденные коррозией самолеты. Более-менее «живая» советская техника, доставшаяся Узбекистану при разделе военного имущества бывшей великой страны, собрана лишь в нескольких соединениях постоянной боевой готовности, в частности тех, которые выдвигались из Ферганы и Намангана в Андижан для подавления бунта, случившегося в 2004 году. Остальная – «еле ездящий металлолом». Парк боевых самолетов в Узбекистане, по сведениям «НВО», вообще никакой. Так что и наземные, и воздушные ВВТ надо не просто ремонтировать, а обновлять.
Не исключено, что за поставки Каримов «расплатится» созданием новой военной базы ОДКБ на территории страны. Тем более что в том же Ханабаде американцы оставили не только всю восстановленную ими советскую инфраструктуру, но и дополнили ее своей. Правда, и в Москве, и в Ташкенте, и в ОДКБ к этой возможности относятся пока с известной долей осторожности. «Резких движений после ухода американцев делать не стоит, да и, с учетом действующей авиабазы ОДКБ в киргизском Канте, создавать новую базу особой необходимости пока нет», – высказал свое мнение обозревателю «НВО» источник в секретариате организации.
Но уже известно, что вооруженные силы Узбекистана примут участие в формировании коллективной группировки войск в Центральной Азии, которая в настоящее время создается в данном регионе. Об этом в августе сообщил генсек ОДКБ Николай Бордюжа. Он пока не готов уточнить, в каком составе армия страны вольется в эту «общую» войсковую группировку, но у него «нет сомнений, что этот вопрос решится в ближайшем будущем». Поскольку, по словам генсека, «Узбекистан с момента возобновления членства в ОДКБ взял на себя все обязательства в рамках нашей организации». Пока же, по словам Бордюжи, Каримов готов выделить в состав Коллективных сил быстрого реагирования два-три хорошо подготовленных батальона.
Бордюжа также отмечает, что выгода от вступления Узбекистана в «союз семерых» обоюдная. Ибо после этого с геополитической точки зрения меняется вся ситуация в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР). Обеспечение коллективной безопасности здесь, по его мнению, становится куда более надежным, а реагирование на новые вызовы и угрозы – куда более эффективным.
Россия со вступлением Ташкента в ОДКБ может в определенной степени праздновать победу над США в политической битве за Узбекистан. В более же широком смысле – Москва продемонстрировала свое влияния во всем ЦАР.
Одновременно и у граничащих с Узбекистаном стран ОДКБ (Казахстан, Киргизия, Таджикистан), появилась возможность решить прежде «неразрешимые проблемы». Они касаются ряда замороженных пограничных конфликтов, пресечения каналов транзита афганских наркотиков (из Таджикистана через Узбекистан и Казахстан в Россию, преследования «врагов режимов», бежавших из одного государства и нашедших тайный кров у соседей.
Ожидается также, что сам Узбекистан в составе ОДКБ станет более открытой страной, чем это есть сейчас. Тот многоуровневый занавес, который вот уже много лет кряду вывешен на путях поступления информации из республики, постепенно начнет раздвигаться. Хотя бы потому, что Ташкент, согласно договоренностям, заключенным в рамках организации, будет обязан предоставлять определенного рода сведения. Наверняка состоятся и совместные учения – как двусторонние, так и под эгидой ОДКБ. Кстати, двусторонние – с Казахстаном – Ташкент уже предложил провести. Астана ответила согласием...