0
2298
Газета Армии Интернет-версия

20.10.2006 00:00:00

Славный юбилей на безрадостном фоне

Тэги: спецназ, охранник, армия


24 октября подразделения специального назначения Главного разведывательного управления Генштаба Вооруженных сил РФ отмечают свое 55-летие. Сегодня, как и вся Российская армия, спецназ переживает не лучшие времена, но тем не менее его личный состав наиболее подготовлен к выполнению боевых задач.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО РАСПАДА

Подразделения спецназа ГРУ в Советском Союзе официально были созданы в 1951 году, когда в Вооруженных силах СССР появились первые разведывательно-диверсионные формирования в составе военных округов и армий. Изначально основной их задачей было обнаружение мобильных средств ядерного нападения оперативно-тактического и тактического назначения противника, слежение за их перемещением и передача данных «наверх», чтобы в случае необходимости можно было нанести упреждающий удар. Общая численность армейского спецназа, первого и единственного в ту пору в нашей стране, составляла чуть более пяти с половиной тысяч человек. Все они до того как попасть в спецназ, служили в военной разведке, многие прошли не одну войну.

С течением времени структура и количественный состав армейского спецназа менялся не один раз, но суть его предназначения в принципе оставалась всегда одной и той же. В 1957 году были созданы отдельные батальоны специального назначения (ОБСпН), а в 1962-м начали формироваться в составе войск округов бригады специального назначения (БрСпН). Первым таким соединением стала небезызвестная «чучковская» бригада, которая была создана на основании директивы Генерального штаба ВС СССР от 1 января 1963 года.

В 1970–1980 годы в Советской армии насчитывается 13 бригад спецназа. Именно в этот период начинается их активная боевая работа, которая проходила в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа, Кубе, Вьетнаме.

Затем вспыхнула война в Афганистане. В составе советского контингента там действовало восемь отрядов спецназа, организационно сведенных в две бригады. Они выполняли следующие задачи: ведение разведки, уничтожение отрядов и караванов моджахедов, обнаружение и досмотр караванов, минирование караванных троп и маршрутов передвижения бандформирований, установка разведывательно-сигнализационной аппаратуры.

За период боевых действий в Афганистане личным составом подразделений спецназа был получен колоссальный боевой опыт, который сочетал в себе не только разностороннее применение специальных сил, но и действие в тяжелых климатических условиях. За эти годы была систематизирована и отлажена методика подготовки бойцов для подразделений специального назначения. Важнейшую роль в этом сыграл учебный полк спецназа, который дислоцировался в городе Чирчик (Туркестанский ВО). Практически каждый солдат спецназа, отправляемый в Афганистан, проходил через эту часть.

С распадом Советского Союза уникальная чирчикская учебка осталась в распоряжении независимого Узбекистана. Пять бригад спецназа встали под флаги вновь образованных суверенных государств: четыре – на Украине и одна – в Белоруссии. Три бригады были просто расформированы. Таким образом, в начале 1990-х годов в Российской армии имелось лишь 4 соединения специального назначения.

НА ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ

В дальнейшем в ходе реформирования, а проще говоря, сокращения, Вооруженных сил РФ количество подразделений спецназа, как ни странно, стало увеличиваться. Сегодня нет точной информации о том, сколько насчитывается частей специального назначения ГРУ. Однако, проанализировав открытые источники, можно сделать выводы, что в ВС РФ имеется 9 бригад спецназа и два батальона («Восток» и «Запад»). А также есть ряд частей, которые организационно не входят в систему ГРУ ГШ, но, тем не менее, подготовка бойцов там осуществляется по тем же программам, что и в спецназе. К таким частям можно отнести небезызвестный 45-й отдельный разведывательный полк ВДВ, а также некоторые отдельные разведывательные подразделения воинских соединений и объединений ВС РФ.

Если сделать грубую прикидку, то можно предположить, что на сегодняшний день количество спецподразделений ГРУ, а также других разведподразделений, которые выполняют аналогичные задачи, приблизительно такое же, как было в Советском Союзе в конце 1980-х годов. И это при том, что другие воинские формирования (Внутренние войска, МВД, ГУИН, ФСБ, МЧС) также имеют свой спецназ. Для чего же нашим Вооруженным силам такое большое количество спецназовцев?

Начнем с того, что подразделения специального назначения являются наиболее подготовленными не только в боевом, но и в морально-психологическом плане. Практически каждый военнослужащий-спецназовец готов беспрекословно выполнять отданные ему приказы. Таким образом, государство обладает верными себе солдатами, которые в трудную минуту смогут защитить правящий класс. Подтверждением этому может служить первая чеченская кампания. Проигранная по всем параметрам, она была организована так, что элитные части спецназа ГРУ вынуждены были действовать словно линейные пехотные подразделения. И бойцы спецназа, как наиболее подготовленные, шли на верную гибель без малейшего возражения. А руководство страны думало, что так и должно быть, если они спецназ, то выполнят любые задачи и не понесут потерь. На деле же оказалось все совсем наоборот.

Во время второй чеченской кампании ситуация выровнялась. Спецназ выполнял свои непосредственные обязанности, проводя поисково-засадные и диверсионно-разведывательные мероприятия. По оценке многих военных специалистов, лучше спецназа ГРУ в 2000-х годах на Северном Кавказе не воевал никто. В некотором роде это было отмечено и на государственном уровне. В апреле 2001 года за особое отличие в боях по обеспечению безопасности и целостности Российской Федерации 22-я отдельная бригада СпН получила звание гвардейской. Это первое воинское соединение в России, которому было присвоено такое почетное звание после окончания Великой Отечественной войны!

НЕБОЕВЫЕ ПОТЕРИ

Однако здесь наиболее важен тот факт, что во время второй чеченской бойцы и офицеры спецназа получили опыт правильного ведения боевых действий с точки зрения выполнения именно специальных задач. И теперь крайне необходимо этот опыт не растерять, а продолжать его накапливать, разрабатывать на его основе новые наставления и руководства по ведению боя в горах, в городе, в лесу. Однако есть сомнения в том, что это произойдет.

По информации, полученной из анонимных источников в Минобороны, сегодня с территории Чечни выведены сводные батальоны всех бригад спецназа ГРУ. Причем сделано это было в кратчайшие сроки, например сводный батальон 16-й ОбрСпН был перемещен в пункт постоянной дислокации за пять дней. Косвенно информацию о выводе спецназа подтвердил и вице-премьер – министр обороны РФ Сергей Иванов, который две недели назад заявил: «Министерство обороны уже активных боевых действий на территории Чеченской Республики не ведет. Там уже нет вообще воздушно-десантных войск. Там осталась 42-я дивизия (Минобороны)... Больше там войск уже нет».

С точки зрения государственной политики, это верный шаг. Раз ситуация в Чечне стабильная, зачем там держать большое количество войск. Но сейчас не об этом речь. Как только сводные батальоны бригад спецназа вывели с территории Чечни, из частей начался массовый отток контрактников, и причиной этого, как всегда, является денежное довольствие. В Чечне солдат ежемесячно получал от 20 до 30 тыс. рублей, теперь же, после возвращения в пункт постоянной дислокации, – не более 10 тысяч. Многих такая сумма не устраивает. Уволившись из армии, бывшие армейские спецы идут в частные охранные предприятия, где заработок в несколько раз больше, или заключат новый контракт с МВД и едут опять-таки в Чечню – уже как бойцы подразделений внутренних войск.

Таким образом, получается, что основной личный состав частей спецназа ГРУ, обладающий боевым опытом, разбегается, а на их место приходится набирать вчерашних призывников, которые отслужили полгода и захотели стать контрактниками.

Также сложнее стало осуществлять подготовку солдат. Понятно, что нельзя научить их воевать, держа в тепличных условиях, а различные правозащитные организации, вмешиваясь в процесс ратной учебы, лишь мешают. Откровенной глупостью можно назвать такой факт: в роту спецназа приезжает представитель прокуратуры и осматривает личный состав на наличие синяков на теле. Офицеры недоумевают: «Как не будет синяков, если несколько раз в неделю проводятся занятия по рукопашному бою?» А для прокуратуры вывод один: есть синяки – есть дедовщина...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3248
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3596
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2640
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4633

Другие новости