В казахстанской армии начнут применять «высокие технологии». Пока точно неизвестно, как именно будет выглядеть новая схема, но уже категорично объявлено – система управления войсками в республике станет принципиально иной. Новшества напрямую связаны с назначением на пост министра обороны экс-премьера Даниала Ахметова. Это первое гражданское лицо во главе военного ведомства. Ахметов – профессиональный управленец, политик высокого уровня. То, что он займет этот пост, по мнению президента Нурсултана Назарбаева, полностью соответствует духу времени и международному стилю кадровой политики: сейчас назначение гражданского человека министром обороны при военном начальника Генштаба становится чуть ли не правилом хорошего тона.
Даниал Ахметов подчеркнул: казахстанское Министерство обороны будет основываться на «стандартах, применяемых в передовых армиях мира». Внедрение автоматизированной системы управления, использование потенциала космических технологий трансформирует структуру управления войсками.
Изменится и вооружение казахстанской армии. Ее предполагается оснастить высокоточным оружием избирательного действия. По мнению нового министра, именно такое оружие соответствует современным вызовам и угрозам. «Время, когда в военную идеологию вкладывались огромные по площади войны, когда нужно было наносить удары на десятки тысяч квадратных метров и это определяло сущность нашей военной доктрины, ушло. Сегодня нужны точечные удары высокоточным вооружением, которое имеется в вооруженных силах республики», – считает Ахметов.
Естественно, данные метаморфозы потребуют изменения военной доктрины. В Казахстане к этому готовы, и руководство оборонного ведомства уже заявило о работе над новым документом страны. Какой будет военная доктрина, пока неизвестно. Но к этому документу уже проявляют особый интерес международные структуры. Так, представители НАТО во время своих визитов в Казахстан регулярно заявляют о готовности помочь республике в выработке новой военной доктрины. Североатлантический альянс внес ряд изменений в план сотрудничества с Казахстаном. В рамках поправок республике активно и настойчиво предлагают сосредоточить усилия (совместно с НАТО) на формировании военно-морских сил на Каспие.
Предлагается и помощь с поставками вооружения. Казахстан еще несколько лет назад заявил о намерении модернизировать систему ПВО. Тендер планировался на 2009–2010 годы, сумма – около 1 млрд. долларов. И в Казахстан сразу же зачастили представили западных стран с презентациями своих оборонных систем. Между тем казахстанские военные больше склоняются к российским оборонным заводам, поскольку именно на их продукцию ориентирована система ПВО. Кроме того, Казахстан тесно сотрудничает со странами – участницами ОДКБ. В ходе недавнего заседания Межведомственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ представители Минобороны республики заявили, что Казахстан хотя и намерен закупать новые образцы оружия, но упор будет делать на усовершенствование имеющихся на вооружении образцов российского оружия и техники.
Есть ряд спорных вопросов и по внедрению новой структуры управления войсками. Изначально предполагалось, что систему для Казахстана разработают французские компании. Однако что-то вдруг изменилось, и Даниал Ахметов, еще занимая пост премьер-министра, осенью 2006 года во время поездки в Минск посетил ряд оборонных предприятий Белоруссии. По неофициальной информации, проекты минских предприятий больше подошли для казахстанских военных.
Между тем такое положение вряд ли вдохновляет США и Евросоюз. Так, США давно проявляют настойчивый интерес к Казахстану в военной сфере и пытаются закрепить свое присутствие в регионе. Однако пока что все ограничивается лишь грантами на приобретение военной техники для казахстанской армии и подготовкой кадров для казахстанского миротворческого батальона «Казбат». Несмотря на большое желание, разрешение на создание военных баз на территории Казахстана США так и не получили.
Астана