Военно-морские силы КНР (по-китайски «хай чжун») имеют около 255 тыс. человек личного состава, уступая по этому показателю лишь ВМС США (около 377 тыс., для сравнения: в ВМФ России служит 161 тыс. моряков). Численность военнообученного резерва ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) оценивается в 600 тыс. человек.
ВСЕ ДАЛЬШЕ В ОКЕАН
Родами сил китайских ВМС являются подводные силы (включая морской компонент ракетно-ядерной триады КНР – атомные подводные лодки стратегического назначения), надводные силы, морская авиация, войска береговой обороны и морская пехота, в состав которой входят и подразделения специального назначения (боевые пловцы). Всего по состоянию на 2005 год в боевом составе ВМС НОАК имелись, согласно сведениям из различных открытых источников, одна атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (еще одна проходила испытания), шесть многоцелевых атомных и 68 дизельных подводных лодок (плюс до 30 в резерве), 26 ракетных эскадренных миноносцев и 47 ракетных фрегатов, 116 малых противолодочных кораблей, 85 ракетных и девять торпедных катеров, 117 сторожевых (артиллерийских) катеров (без учета речных и малых патрульных катеров), минный заградитель, 69 морских и базовых тральщиков (28 в резерве), четыре радиоуправляемых рейдовых тральщика, 68 больших и средних танкодесантных кораблей, значительное количество малых десантных кораблей и десантных катеров, 10 десантных катеров на воздушной подушке, четыре десантных войсковых транспорта, более 900 самолетов и вертолетов.
В течение 1990-х годов в ВМС НОАК происходило значительное сокращение многочисленных катерных сил с увеличением числа кораблей эскортной группы (эсминцы, фрегаты) морской, а затем и океанской зоны. В настоящее время ВМС НОАК по количеству эсминцев и фрегатов превзошли флоты России, Великобритании и Франции, однако количество пока еще не перешло в качество, что, несмотря на определенные успехи в модернизации, относится и к китайскому флоту в целом. Впрочем, на фоне общего упадка ВМФ России китайские успехи более чем впечатляют.
Эволюционируя вместе с ростом боевых возможностей ВМС, китайская военная доктрина расширяет оперативные рамки их использования. Еще в середине 1980-х годов ВМС НОАК перешли от осуществления старой стратегии «береговой обороны» (с опорой прежде всего на «москитный флот» – катерные ракето- и торпедоносные силы) к стратегии «обороны в прибрежных водах», то есть 150–600 морских миль от берега. Эта стратегия предусматривает возрастание роли надводных кораблей классов «эскадренный миноносец» и «фрегат» (сторожевой корабль) и дальнейшее наращивание потенциала подводных сил с развертыванием достаточно мощного атомного подводного флота, пока еще находящегося на последнем месте среди атомных подводных флотов мира.
Сегодня речь идет о начале освоения ВМС НОАК «голубых вод», как принято называть на Западе океанскую зону. К началу XXI века, по мнению китайского военного руководства, они уже приобрели определенную способность вести боевые действия в ближней океанской зоне, то есть за пределами островов Сенкаку, Тайваня и западнее Борнео. К 2020 году Китай будет стремиться распространить оперативные возможности флота на дальнюю океанскую зону – за Курильские острова на севере, Марианские острова и Папуа-Новую Гвинею на юге. А в середине XXI века ВМС НОАК, согласно перспективной программе их развития, должны действовать во всех районах Мирового океана с развертыванием соответствующих корабельных группировок боевой службы.
Китайцы уже стараются обозначать свое военно-морское присутствие далеко за пределами территориальных вод. Так, в 1997 году два ракетных эсминца в сопровождении танкера-заправщика совершили дальний поход с визитами на Гавайи, в порты Мексики, Перу и Чили. Одновременно с этим другая эскадра, состоящая из ракетных эсминцев и фрегатов, посетила Филиппины, Таиланд и Малайзию. А в 2002 году ракетный эсминец «Циндао», сопровождаемый танкером, совершил первый в истории китайского военного флота кругосветный поход, обозначив тем самым способность ВМС НОАК демонстрировать свой флаг в любом районе Мирового океана.
Возрастающая военно-морская активность Китая направлена, среди прочего, на обеспечение безопасности стратегически важных для него морских путей поставки сырой нефти из Персидского залива. 80% этой нефти поступает в нефтяные терминалы китайских портов через Малаккский пролив. В этой связи китайцы стремятся обзавестись цепочкой военно-морских баз в дружественных Пекину государствах Юго-Восточной и Южной Азии (неважно, обусловлена эта дружба взаимными интересами или просто страхом перед Поднебесной). Так, американские аналитики считают, что Китаю удалось добиться согласия на размещение таких баз в Мьянме (где уже действует сеть китайских радиолокационных постов) и Пакистане (в порту Гвадар – здесь якобы развернута китайская станция радиоэлектронной разведки). Возможно, ведутся соответствующие переговоры с Таиландом, Камбоджей и Бангладеш.
СТРУКТУРА ФЛОТА
Возглавляют ВМС НОАК главнокомандующий и партийный политкомиссар, оба в звании адмиралов. Руководство ВМС они осуществляют через главный штаб ВМС в Пекине. Главный штаб ВМС включает оперативное управление, политическое управление, управления вооружения и тыла. Организационно ВМС состоят из трех оперативных флотов – Северного (штаб в Циндао), Восточного (штаб в Нинбо) и Южного (штаб в Чжаньцзяне), а также Сунгарийской речной флотилии. Категория командующих и политкомиссаров флотов по воинскому званию – вице-адмиралы.
В составе каждого флота имеются военно-морские базы с подчиненными им пунктами базирования, военно-морские районы (районы береговой обороны) с отдельными дивизионами кораблей и катеров, флотилии подводных лодок и надводных кораблей (командиры флотилий – старшие капитаны 1 ранга), авиадивизии и отдельные авиаполки морской авиации, полки и отдельные дивизионы береговых ракетно-артиллерийских войск. Флотилии могут подразделяться на эскадры (бригады) однотипных подводных лодок и надводных кораблей. Флотилии подводных лодок и крупных надводных кораблей подчиняются непосредственно командующим флотами, а флотилии катеров и вспомогательных судов – командирам военно-морских баз.
Северный флот имеет операционную зону от границы с КНДР по реке Ялуцзян на севере до г. Ляньюньган на юге (примерно 35╠10' СШ). Эта зона охватывает залив Бохайвань и Ляодунский залив и северную часть Желтого моря. Флот располагает военно-морскими базами Циндао (главная база, здесь же базируются все атомные подводные лодки ВМС НОАК), Люйшунь (база надводных сил) и Хулудао (база дизельных подводных лодок; здесь же строятся атомные подводные лодки.
В состав Северного флота входят 1-я флотилия атомных подводных лодок, 2-я, 12-я и 62-я флотилии дизельных подводных лодок, флотилия эскадренных миноносцев, флотилия фрегатов, флотилия десантных кораблей, флотилия минно-тральных сил, флотилия быстроходных боевых катеров, флотилия судов обеспечения и отряд спасательных судов, Бохайская учебная флотилия, Люгондаоская учебно-тренировочная база флота, учебно-тренировочный центр, Хулудаоская база испытаний военно-морского оружия, испытательный полигон, части береговых ракетно-артиллерийских войск, береговая радиотехническая бригада, а также соединения и части авиации – 1-я и 2-я морские ракетоносно-бомбардировочные авиадивизии, 5-я морская истребительно-штурмовая авиадивизия, 1-й отдельный морской разведывательный авиаполк, группа базовых патрульных гидросамолетов, отдельный морской учебно-тренировочный авиаполк, группа корабельных вертолетов и Шанхайгуанская учебно-тренировочная база морской авиации. Флагманский корабль Северного флота – ракетный эсминец «Харбин» типа «Люху».
Операционная зона Восточного флота простирается от Ляньюньгана на севере до острова Нанао (примерно 23╠30' СШ) на юге, охватывая южную часть Желтого моря, Восточно-Китайское море и Тайваньский пролив. Военно-морские базы флота – Шанхай (Усун, главная база), Нинбо, Сяншань (база дизельных подводных лодок, включая полученные от России лодки класса «Кило») и Чжоушань (здесь базируются ракетные эсминцы российской постройки типа «Современный».
В боевой летописи Восточного флота значатся более 700 стычек в Тайваньском проливе с ВМС чанкайшистов, а также поддержка в 1980-е годы сил Южного флота в столкновениях с ВМС Вьетнама из-за спорных островов в Южно-Китайском море.
Командованию Восточного флота подчинены 22-я и 42-я флотилии дизельных подводных лодок, 3-я, 6-я и 8-я флотилии эсминцев и фрегатов, флотилия десантных кораблей, флотилия минно-тральных сил, две флотилии быстроходных боевых катеров, флотилия судов обеспечения, учебно-тренировочный центр, отряд морской инженерной службы, части береговых ракетно-артиллерийских войск, береговая радиотехническая бригада, 4-я морская истребительная и 6-я морская истребительно-бомбардировочная авиадивизии, отдельный морской учебно-тренировочный авиаполк, морская авиагруппа специального назначения и группа корабельных вертолетов. Флагманский корабль флота – плавучая база подводных лодок «Чунминдао».
БОЕВОЙ ЮЖНЫЙ ФЛАНГ
Южному флоту ВМС НОАК принадлежит особая роль, связанная с осуществлением китайской военно-морской экспансии в Юго-Восточной Азии. Так, в январе 1974 года Южный флот обеспечил захват Парасельских островов (по-китайски Сися), выбив оттуда южновьетнамский гарнизон, а в марте 1988 года его корабли вместе с кораблями Восточного флота участвовали в морском бою у рифа Джонсона (архипелаг Спратли, по-китайски Нанься) с несколькими военными кораблями «братского» по марксистско-ленинской вере социалистического Вьетнама, потопив один из них и тяжело повредив еще один. В настоящее время надводные силы Южного флота являются наиболее мощными среди всех флотов ВМС НОАК.
Операционная зона Южного флота включает акваторию от Тайваньского пролива до побережья Вьетнама, охватывая Южно-Китайское море. Основными военно-морскими базами флота являются Чжаньцзян (главная), Гуанчжоу и Юйлинь (база дизельных подводных лодок). Важное значение имеют пункт базирования и аэродром на острове Вуди (Парасельские острова), с которого могут действовать самолеты тактической авиации.
Южный флот включает две флотилии дизельных подводных лодок (32-ю и еще одну), флотилию эсминцев, флотилию фрегатов, две флотилии десантных кораблей, флотилию минно-тральных сил, две флотилии быстроходных боевых катеров (одна из них – 11-я), флотилию судов обеспечения, отдельную военно-морскую группу в составе Сянганского (Гонконгского) гарнизона, Донгуанскую учебно-тренировочную базу флота, учебно-тренировочный центр, отряд морской инженерной службы, части береговых ракетно-артиллерийских войск, две береговые радиотехнические бригады (в том числе 3-я, развернутая на острове Хайнань), 3-ю морскую ракетоносно-бомбардировочную, 8-ю морскую истребительную и 9-ю морскую истребительно-бомбардировочную авиадивизии, отдельные морские учебно-тренировочный и военно-транспортный авиаполки, группу корабельных вертолетов, две бригады морской пехоты (1-ю и 164-ю) и гарнизон морской пехоты на Парасельских островах и архипелаге Спратли. Флагманский корабль флота – большой морской танкер-заправщик «Наньчан» (бывший танкер-продуктовоз «Владимир Перегудов» типа «Командарм Федько», построенный в 1993 году на Украине и ранее предназначавшийся для торгового флота СССР).
Говоря о системе базирования ВМС НОАК, необходимо также отметить, что она включает несколько скальных укрытий для надводных кораблей и подводных лодок – самые крупные из них вместимостью около 30 вымпелов.