0
3332
Газета Армии Интернет-версия

08.06.2007 00:00:00

Путь в «голубые воды»

Константин Чуприн

Об авторе: Константин Владимирович Чуприн - журналист.

Тэги: китай, флот


Военно-морские силы КНР (по-китайски «хай чжун») имеют около 255 тыс. человек личного состава, уступая по этому показателю лишь ВМС США (около 377 тыс., для сравнения: в ВМФ России служит 161 тыс. моряков). Численность военнообученного резерва ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) оценивается в 600 тыс. человек.

ВСЕ ДАЛЬШЕ В ОКЕАН

Родами сил китайских ВМС являются подводные силы (включая морской компонент ракетно-ядерной триады КНР – атомные подводные лодки стратегического назначения), надводные силы, морская авиация, войска береговой обороны и морская пехота, в состав которой входят и подразделения специального назначения (боевые пловцы). Всего по состоянию на 2005 год в боевом составе ВМС НОАК имелись, согласно сведениям из различных открытых источников, одна атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (еще одна проходила испытания), шесть многоцелевых атомных и 68 дизельных подводных лодок (плюс до 30 в резерве), 26 ракетных эскадренных миноносцев и 47 ракетных фрегатов, 116 малых противолодочных кораблей, 85 ракетных и девять торпедных катеров, 117 сторожевых (артиллерийских) катеров (без учета речных и малых патрульных катеров), минный заградитель, 69 морских и базовых тральщиков (28 в резерве), четыре радиоуправляемых рейдовых тральщика, 68 больших и средних танкодесантных кораблей, значительное количество малых десантных кораблей и десантных катеров, 10 десантных катеров на воздушной подушке, четыре десантных войсковых транспорта, более 900 самолетов и вертолетов.

В течение 1990-х годов в ВМС НОАК происходило значительное сокращение многочисленных катерных сил с увеличением числа кораблей эскортной группы (эсминцы, фрегаты) морской, а затем и океанской зоны. В настоящее время ВМС НОАК по количеству эсминцев и фрегатов превзошли флоты России, Великобритании и Франции, однако количество пока еще не перешло в качество, что, несмотря на определенные успехи в модернизации, относится и к китайскому флоту в целом. Впрочем, на фоне общего упадка ВМФ России китайские успехи более чем впечатляют.

Эволюционируя вместе с ростом боевых возможностей ВМС, китайская военная доктрина расширяет оперативные рамки их использования. Еще в середине 1980-х годов ВМС НОАК перешли от осуществления старой стратегии «береговой обороны» (с опорой прежде всего на «москитный флот» – катерные ракето- и торпедоносные силы) к стратегии «обороны в прибрежных водах», то есть 150–600 морских миль от берега. Эта стратегия предусматривает возрастание роли надводных кораблей классов «эскадренный миноносец» и «фрегат» (сторожевой корабль) и дальнейшее наращивание потенциала подводных сил с развертыванием достаточно мощного атомного подводного флота, пока еще находящегося на последнем месте среди атомных подводных флотов мира.

Сегодня речь идет о начале освоения ВМС НОАК «голубых вод», как принято называть на Западе океанскую зону. К началу XXI века, по мнению китайского военного руководства, они уже приобрели определенную способность вести боевые действия в ближней океанской зоне, то есть за пределами островов Сенкаку, Тайваня и западнее Борнео. К 2020 году Китай будет стремиться распространить оперативные возможности флота на дальнюю океанскую зону – за Курильские острова на севере, Марианские острова и Папуа-Новую Гвинею на юге. А в середине XXI века ВМС НОАК, согласно перспективной программе их развития, должны действовать во всех районах Мирового океана с развертыванием соответствующих корабельных группировок боевой службы.

Китайцы уже стараются обозначать свое военно-морское присутствие далеко за пределами территориальных вод. Так, в 1997 году два ракетных эсминца в сопровождении танкера-заправщика совершили дальний поход с визитами на Гавайи, в порты Мексики, Перу и Чили. Одновременно с этим другая эскадра, состоящая из ракетных эсминцев и фрегатов, посетила Филиппины, Таиланд и Малайзию. А в 2002 году ракетный эсминец «Циндао», сопровождаемый танкером, совершил первый в истории китайского военного флота кругосветный поход, обозначив тем самым способность ВМС НОАК демонстрировать свой флаг в любом районе Мирового океана.

Возрастающая военно-морская активность Китая направлена, среди прочего, на обеспечение безопасности стратегически важных для него морских путей поставки сырой нефти из Персидского залива. 80% этой нефти поступает в нефтяные терминалы китайских портов через Малаккский пролив. В этой связи китайцы стремятся обзавестись цепочкой военно-морских баз в дружественных Пекину государствах Юго-Восточной и Южной Азии (неважно, обусловлена эта дружба взаимными интересами или просто страхом перед Поднебесной). Так, американские аналитики считают, что Китаю удалось добиться согласия на размещение таких баз в Мьянме (где уже действует сеть китайских радиолокационных постов) и Пакистане (в порту Гвадар – здесь якобы развернута китайская станция радиоэлектронной разведки). Возможно, ведутся соответствующие переговоры с Таиландом, Камбоджей и Бангладеш.

СТРУКТУРА ФЛОТА

Возглавляют ВМС НОАК главнокомандующий и партийный политкомиссар, оба в звании адмиралов. Руководство ВМС они осуществляют через главный штаб ВМС в Пекине. Главный штаб ВМС включает оперативное управление, политическое управление, управления вооружения и тыла. Организационно ВМС состоят из трех оперативных флотов – Северного (штаб в Циндао), Восточного (штаб в Нинбо) и Южного (штаб в Чжаньцзяне), а также Сунгарийской речной флотилии. Категория командующих и политкомиссаров флотов по воинскому званию – вице-адмиралы.

В составе каждого флота имеются военно-морские базы с подчиненными им пунктами базирования, военно-морские районы (районы береговой обороны) с отдельными дивизионами кораблей и катеров, флотилии подводных лодок и надводных кораблей (командиры флотилий – старшие капитаны 1 ранга), авиадивизии и отдельные авиаполки морской авиации, полки и отдельные дивизионы береговых ракетно-артиллерийских войск. Флотилии могут подразделяться на эскадры (бригады) однотипных подводных лодок и надводных кораблей. Флотилии подводных лодок и крупных надводных кораблей подчиняются непосредственно командующим флотами, а флотилии катеров и вспомогательных судов – командирам военно-морских баз.

Северный флот имеет операционную зону от границы с КНДР по реке Ялуцзян на севере до г. Ляньюньган на юге (примерно 35╠10' СШ). Эта зона охватывает залив Бохайвань и Ляодунский залив и северную часть Желтого моря. Флот располагает военно-морскими базами Циндао (главная база, здесь же базируются все атомные подводные лодки ВМС НОАК), Люйшунь (база надводных сил) и Хулудао (база дизельных подводных лодок; здесь же строятся атомные подводные лодки.

В состав Северного флота входят 1-я флотилия атомных подводных лодок, 2-я, 12-я и 62-я флотилии дизельных подводных лодок, флотилия эскадренных миноносцев, флотилия фрегатов, флотилия десантных кораблей, флотилия минно-тральных сил, флотилия быстроходных боевых катеров, флотилия судов обеспечения и отряд спасательных судов, Бохайская учебная флотилия, Люгондаоская учебно-тренировочная база флота, учебно-тренировочный центр, Хулудаоская база испытаний военно-морского оружия, испытательный полигон, части береговых ракетно-артиллерийских войск, береговая радиотехническая бригада, а также соединения и части авиации – 1-я и 2-я морские ракетоносно-бомбардировочные авиадивизии, 5-я морская истребительно-штурмовая авиадивизия, 1-й отдельный морской разведывательный авиаполк, группа базовых патрульных гидросамолетов, отдельный морской учебно-тренировочный авиаполк, группа корабельных вертолетов и Шанхайгуанская учебно-тренировочная база морской авиации. Флагманский корабль Северного флота – ракетный эсминец «Харбин» типа «Люху».

Операционная зона Восточного флота простирается от Ляньюньгана на севере до острова Нанао (примерно 23╠30' СШ) на юге, охватывая южную часть Желтого моря, Восточно-Китайское море и Тайваньский пролив. Военно-морские базы флота – Шанхай (Усун, главная база), Нинбо, Сяншань (база дизельных подводных лодок, включая полученные от России лодки класса «Кило») и Чжоушань (здесь базируются ракетные эсминцы российской постройки типа «Современный».

В боевой летописи Восточного флота значатся более 700 стычек в Тайваньском проливе с ВМС чанкайшистов, а также поддержка в 1980-е годы сил Южного флота в столкновениях с ВМС Вьетнама из-за спорных островов в Южно-Китайском море.

Командованию Восточного флота подчинены 22-я и 42-я флотилии дизельных подводных лодок, 3-я, 6-я и 8-я флотилии эсминцев и фрегатов, флотилия десантных кораблей, флотилия минно-тральных сил, две флотилии быстроходных боевых катеров, флотилия судов обеспечения, учебно-тренировочный центр, отряд морской инженерной службы, части береговых ракетно-артиллерийских войск, береговая радиотехническая бригада, 4-я морская истребительная и 6-я морская истребительно-бомбардировочная авиадивизии, отдельный морской учебно-тренировочный авиаполк, морская авиагруппа специального назначения и группа корабельных вертолетов. Флагманский корабль флота – плавучая база подводных лодок «Чунминдао».

БОЕВОЙ ЮЖНЫЙ ФЛАНГ

Южному флоту ВМС НОАК принадлежит особая роль, связанная с осуществлением китайской военно-морской экспансии в Юго-Восточной Азии. Так, в январе 1974 года Южный флот обеспечил захват Парасельских островов (по-китайски Сися), выбив оттуда южновьетнамский гарнизон, а в марте 1988 года его корабли вместе с кораблями Восточного флота участвовали в морском бою у рифа Джонсона (архипелаг Спратли, по-китайски Нанься) с несколькими военными кораблями «братского» по марксистско-ленинской вере социалистического Вьетнама, потопив один из них и тяжело повредив еще один. В настоящее время надводные силы Южного флота являются наиболее мощными среди всех флотов ВМС НОАК.

Операционная зона Южного флота включает акваторию от Тайваньского пролива до побережья Вьетнама, охватывая Южно-Китайское море. Основными военно-морскими базами флота являются Чжаньцзян (главная), Гуанчжоу и Юйлинь (база дизельных подводных лодок). Важное значение имеют пункт базирования и аэродром на острове Вуди (Парасельские острова), с которого могут действовать самолеты тактической авиации.

Южный флот включает две флотилии дизельных подводных лодок (32-ю и еще одну), флотилию эсминцев, флотилию фрегатов, две флотилии десантных кораблей, флотилию минно-тральных сил, две флотилии быстроходных боевых катеров (одна из них – 11-я), флотилию судов обеспечения, отдельную военно-морскую группу в составе Сянганского (Гонконгского) гарнизона, Донгуанскую учебно-тренировочную базу флота, учебно-тренировочный центр, отряд морской инженерной службы, части береговых ракетно-артиллерийских войск, две береговые радиотехнические бригады (в том числе 3-я, развернутая на острове Хайнань), 3-ю морскую ракетоносно-бомбардировочную, 8-ю морскую истребительную и 9-ю морскую истребительно-бомбардировочную авиадивизии, отдельные морские учебно-тренировочный и военно-транспортный авиаполки, группу корабельных вертолетов, две бригады морской пехоты (1-ю и 164-ю) и гарнизон морской пехоты на Парасельских островах и архипелаге Спратли. Флагманский корабль флота – большой морской танкер-заправщик «Наньчан» (бывший танкер-продуктовоз «Владимир Перегудов» типа «Командарм Федько», построенный в 1993 году на Украине и ранее предназначавшийся для торгового флота СССР).

Говоря о системе базирования ВМС НОАК, необходимо также отметить, что она включает несколько скальных укрытий для надводных кораблей и подводных лодок – самые крупные из них вместимостью около 30 вымпелов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1030
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1274
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1164
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1151

Другие новости