Во взаимоотношениях между НАТО и Россией возникла новая проблема. На сей раз предметом острых дискуссий стала судьба Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Впрочем, Москва уже на протяжении ряда лет открыто выражает обеспокоенность ситуацией, сложившейся вокруг ДОВСЕ. Так что заявления о возможном моратории на соблюдение РФ договора или даже выходе из него, если Запад и дальше будет тянуть с ратификацией обновленного документа, прозвучавшего из уст Владимира Путина в апреле этого года, политикам и военным из государств – членов Североатлантического альянса давно следовало ожидать.
Конечно, вряд ли российское руководство полагало, что чрезвычайная конференция стран – участниц ДОВСЕ в Вене 11–15 июня принесет какие-либо реальные результаты. Хотя бы, например, потому, что накануне встречи в австрийской столице, по сведениям западных СМИ, некоторые европейские страны НАТО предложили США тактический ход, который, по их мнению, «выбил бы козыри из рук Москвы». Предлагалось начать процесс ратификации, но при этом не передавать ратификационные грамоты депозитарию. Таким образом в свое время поступила Украина. Однако американцы отказались даже обсуждать и подобный дипломатический маневр.
Для России не стало неожиданностью и то, что представители Грузии, Молдавии и Украины в Вене полностью и безоговорочно поддержали позицию НАТО. Более того, на состоявшемся после конференции саммите ГУАМ в Баку эти страны совместно с Азербайджаном и при поддержке США и НАТО договорились о создании миротворческого контингента этой организации. Наблюдатели расценили это как новую попытку выдавить российских миротворцев из зон межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. По всем позициям Россию в Вене поддержала только Белоруссия...
Тем не менее демарш Москвы стал для членов Североатлантического альянса серьезной встряской. К тому же среди них нет единства в вопросе о «стамбульских обязательствах». Некоторые входящие в НАТО страны готовы в любой момент начать ратификацию адаптированного ДОВСЕ, но при условии изменения жесткой позиции США, упорно настаивающих, в частности, на том, чтобы на территории Приднестровья не осталось ни одного российского солдата.
Вот почему глава делегации РФ в Вене Анатолий Антонов, несмотря на очевидный провал конференции, счел необходимым подчеркнуть, что «Россия по-прежнему открыта для диалога по вопросам восстановления жизнеспособности режима ДОВСЕ, наши предложения остаются на столе переговоров».