4 сентября исполнилось 60 лет самой секретной и закрытой структуре российского военного ведомства – 12-му Главному управлению Министерства обороны РФ. Засекречено и закрыто это управление по той причине, что занимается техническим обслуживанием, обеспечением безопасной эксплуатации ядерных боеприпасов, организацией противодействия ядерному терроризму и ликвидацией возможных аварий с ядерным оружием. А здесь все – государственная тайна.
ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ СЕРАФИМА САРОВСКОГО
В честь юбилея 12-го ГУМО в Зале воинской Славы Храма Христа Спасителя, где собрались руководители военного ведомства, ветераны подразделений особого риска и офицеры ядерного управления, а также иерархи Русской Православной Церкви, состоялось торжественное собрание и прошел молебен. Мероприятие возглавил епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков), викарий Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. А по окончании молебна лучшим частям 12-го Главного управления были вручены вымпелы-хоругви с образом преподобного Серафима Саровского.
Святой не случайно стал полуофициальным покровителем ядерного щита России: вся история возникновения советского атома связана с городом Саровом, где он проповедовал. А канонизирован Серафим Саровский был Русской Православной Церковью еще в 1903 году по инициативе императора Николая II, присутствовавшего при прославлении мощей святого. Но ни в те времена, когда Эрнест Резерфорд начинал свои исследования о радиоактивности и строении атома, ни позднее, когда Игорь Курчатов работал над созданием советской атомной бомбы, никто и не подозревал, что впоследствии русский святой станет непосредственно отвечать за отечественную ядерную отрасль и за созданное ею оружие стратегического сдерживания, как называют его сегодня политики и генералы.
А накануне юбилея военных атомщиков с журналистами встретился начальник 12-го ГУМО генерал-полковник Владимир Верховцев. За все эти годы, сказал он, на базах хранения ядерного оружия и в воинских частях, где оно стояло и стоит на вооружении, не было ни одного опасного инцидента. Оружие тщательно охраняется, обеспечено очень надежной системой физической защиты, а все сотрудники этих баз проходят испытания полиграфом (или детектором лжи). Если существует хотя бы малейшее сомнение в благонадежности человека, он к работе с ядерным оружием не допускается.
Генерал не назвал места расположения арсеналов с ядерным оружием, но из открытых источников известно, что размещены они по всей России. От небольших городков на Дальнем Востоке – под Хабаровском и Комсомольска-на-Амуре, до сибирского Красноярска, Канска, уральского Нижнего Тагила и Оленегорска в Мурманской области, включая города и поселки средней полосы России.
После распада Советского Союза, заявил генерал Верховцев, все ядерное оружие было вывезено на территорию Российской Федерации, и сегодня оно есть только в частях Ракетных войск стратегического назначения и в Военно-морском флоте (стратегические атомные подводные лодки несут боевое дежурство в океане с ядерным оружием на борту). Резко сокращены российские запасы тактического ядерного оружия. В Сухопутных войсках его уже нет, на 60% уменьшено количество ядерных зарядов для частей ПВО, на 30% – для ВМФ и на 50% – для ВВС. И все тактическое ядерное оружие сейчас хранится на центральных арсеналах 12-го ГУМО.
...А НА ОБЪЕКТЫ НЕ ПУСКАЕМ
Не проводит Россия, заявил генерал Верховцев, и испытаний ядерного оружия. Она в отличие от некоторых других стран – членов «ядерного клуба» четко выполняет свои обязательства по Договору о всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия. Эксперименты, которые время от времени проходят на Северном полигоне 12-го ГУМО на архипелаге Новая Земля, направлены на проверку безопасности хранения ядерных боеприпасов и ограничиваются подкритическими взрывами, при которых не выделяется радиация и нет разрушающей взрывной волны. А когда-то, за 35 лет, с 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года, когда в нашей стране был объявлен мораторий на ядерные испытания, на трех боевых полях атомного полигона на том архипелаге военными и сотрудниками Министерства атомной промышленности было произведено 132 ядерных взрыва. Из них – 87 атмосферных (в том числе 83 воздушных, три надводных и один наземный).
Некогда совершенно секретное управление сейчас активно сотрудничает с США и НАТО в обмене опытом безопасного хранения ядерных боеприпасов. За последние три года проведено четыре учения по ликвидации аварии при перевозке этого оружия. Первое – в России, Мурманской области, где присутствовали представители стран Североатлантического альянса. Второе и третье прошли в Великобритании и США. Самое последнее состоялось весной нынешнего года во Франции. По программе Нанна–Лугара «Совместного уменьшения угрозы» 12-е ГУМО за последние пятнадцать лет получило от Пентагона 150 суперконтейнеров для перевозки ядерных боеприпасов, 45 специальных автомобилей для тех же целей и 15 – для отправки ЯБП на утилизацию, 15 железнодорожных вагонов для команд сопровождения эшелонов с ЯБП, пять комплектов оборудования для реагирования на аварийные ситуации.
Кроме этого, на средства, выделенные США, в Сергиевом Посаде (Московская область) построена Учебно-тренировочная база для проведения испытаний новых систем технических средств охраны объектов с ядерным оружием и для обеспечения персонала этих объектов. Проведена модернизация технической системы охраны 16 объектов и оснащены соответствующей электронно-вычислительной техникой еще 16 полевых и два центральных пункта управления автоматической системы учета и контроля ядерных боеприпасов.
При этом, как отметил генерал Верховцев, представители США на сами объекты хранения ядерного оружия не допускаются. Для того чтобы проверить, как рационально расходуются выделенные ими финансовые средства, они могут находиться возле них только три раза. Первый раз при оценке необходимых средств для создания надежной системы охраны, второй раз, когда выполнено 50% работы, и третий раз, когда охрана объекта сдается в эксплуатацию. «Ни одного замечания, что деньги потрачены зря или не на те цели, мы от американцев не получали», – заявил нам начальник 12-го ГУМО.
Сейчас участие США в организации физической защиты объектов хранения ядерного оружия заканчивается. К 2008 году, сказал «НВО» генерал Верховцев, все они будут обеспечены самыми надежными техническими средствами охраны, которые преодолеть невозможно. И за все годы существования ядерных арсеналов таких попыток никто не делал. Видимо, таких сумасшедших нет. А заблудившиеся грибники – не в счет.