Выступая на прошедшем в середине октября XVII съезде Компартии Китая, генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао пообещал продолжить строительство вооруженных сил. Однако рост военной мощи КНР вроде бы не должен никого настораживать, ибо генсек отметил, что она, вкупе с нарастающим дипломатическим влиянием, может обеспечить повышение миротворческой роли Пекина в мире. При этом Ху Цзиньтао особо подчеркнул, что Китай намерен добиться мирного решения «тайваньской проблемы».
Однако, несмотря на столь успокаивающие заявления, соседи Поднебесной не могут не обращать внимания на все более интенсивную модернизацию Народно-освободительной армии Китая (НОАК), в том числе ее военно-морских сил. И на то есть основания.
...ПЛЮС ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ
Правда, развернутый к началу XXI века стратегический компонент ВМС НОАК пока представлен лишь вступившей в строй в 1987 году единственной атомной ракетной субмариной типа «Ся». Она оснащена БР подводного старта средней дальности «Цзюйлан-1». Постройка этой подлодки (с французской помощью), а равно и доработка ракет стоили китайцам очень больших усилий, приведших, в общем, к весьма скромному результату.
Сама ПЛАРБ из-за разного рода неполадок на борту большей частью простаивает в базе, а ее ракетное оружие соответствует по техническому уровню американским БРПЛ «Поларис А-1» образца 1959 года. Из-за незначительной дальности стрельбы ракет – 1700 км (что даже меньше, чем у первых «Поларисов») – этот китайский стратегический атомный подводный ракетоносец представляет угрозу только для сопредельных КНР стран, в первую очередь для дальневосточных районов России, но никак не для США: «Ся» будет потоплена атомными подводными лодками американского флота прежде, чем выйдет на рубеж пуска «Цзюйланов-1» по объектам на континентальной части Соединенных Штатов.
В 2004 году, как утверждают некоторые источники, начались ходовые испытания первой из четырех новых атомных ракетных субмарин типа «Дацынгуй» с межконтинентальными баллистическими ракетами подводного старта «Цзюйлан-2», которые позволят наносить удары по континентальной территории США при нахождении носителя вблизи китайского побережья. Но, видимо, доводка этой новой подводной ракетно-ядерной системы у китайцев тоже займет немало времени. Сами лодки типа «Дацынгуй» и ракеты «Цзюйлан-2» Китаю, по мнению западных экспертов, помогает развертывать Россия.
Создана система обеспечения базирования и боевого управления стратегических подводных ракетно-ядерных сил, включающая систему тылового обеспечения, склад ядерных боеприпасов в 15 км юго-западнее г. Далянь, узел связи в районе г. Датун (провинция Шаньси) и другие объекты.
ПО ПРИМЕРУ СССР
Основу ударной мощи подводных сил общего назначения ВМС НОАК составляют пять многоцелевых атомных субмарин типа «Хань», часть из которых вооружена противокорабельными ракетами «Иньцзи-8» с надводным стартом, но и они существенно отстают по своим тактико-техническим данным и эксплуатационным параметрам от аналогичных по назначению атомных подводных лодок России и НАТО. Учтя существующие недостатки, Китай с российской помощью разработал и приступил к постройке многоцелевых ПЛА нового поколения – типа «Шань» (всего планируется, по разным оценкам, иметь в ВМС от четырех до шести кораблей этого проекта). Ожидается, что по тактико-техническим данным они будут соответствовать советским атомным подводным лодкам 1980-х годов. Первая ПЛА типа «Шань», предположительно, могла вступить в строй уже в 2005 году.
В развитии подводного флота китайцы придерживаются «сбалансированного» советского подхода, предусматривавшего наличие как атомных, так и дизельных субмарин. В соответствии с такой философией флотского строительства, в наибольшей степени учитывающей производственные возможности страны, КНР продолжает развертывание современных дизельных подводных лодок. Они включают приобретенные у России весьма совершенные субмарины проектов 877 и 636 (по условной терминологии НАТО – классы «Кило» и «Супер Кило»), разработанные на их основе собственные ПЛ типа «Юань», а также ранее начатые постройкой неплохие, как считается, лодки типа «Сун» (с копированием элементов французского дизайна).
Субмарины этих типов могут быть вооружены противокорабельными ракетами с подводным стартом – как российского («Club-S»), так и собственного (YJ-8-2 «Цян») производства. Кроме того, в составе ВМС имеются дизельные подводные лодки предыдущего поколения типа «Мин» и устаревшие проекта 033 (копия советского проекта 633). Минно-торпедное вооружение подводных лодок представлено в основном китайскими копиями советских образцов 1950–1960-х годов, а также современными торпедами, закупаемыми в России.
СИНТЕЗ ТЕХНОЛОГИЙ
Наиболее совершенными надводными боевыми кораблями ВМС НОАК являются ракетные эскадренные миноносцы типа «Современный», проданные Россией, и типов «Луян-1», «Луян-2», «Люхай» и «Люху», построенные в Китае. В постройке находятся ракетные эсминцы типа «Лучжоу». Все это корабли океанского класса с достаточно мощным ударным ракетным и зенитным ракетным вооружением.
Новые эсминцы китайской постройки представляют собой гибриды российских, западных и китайских технологий. Причем последние в значительной мере все еще основаны на устаревших советских разработках, хотя четко выражена и тенденция копирования более или менее современных российских и западных систем и комплексов вооружения.
Большинство же китайских эсминцев пока составляют корабли серии «Люйда», представляющие собой разработанную китайцами ударную ракетную модификацию советского ЭМ типа «Спокойный» (проект 56) второй половины 1950-х годов. Они уже не отвечают современным требованиям, в первую очередь в части средств ПВО и противолодочного оружия. Тем не менее эсминцы типа «Люйда» сохранятся в составе ВМС НОАК и в обозримом будущем, хотя после 2005 года началось их постепенное списание. Успешно действовать они способны лишь в пределах «зонтика» континентальной ПВО или совместно с более современными ЭМ названных выше типов, имеющих на борту зенитные ракетные комплексы.
Современные ракетные фрегаты представлены новейшими кораблями типа «Цзянкай» океанского класса, а также кораблями ближней и средней морской зоны типа «Цзянвэй». Это первые многоцелевые фрегаты ВМС НОАК, сочетающие ударное ракетное вооружение с достаточно сильным зенитным ракетным и противолодочным вооружением, включающим вертолет (опять-таки синтез российских, западных и китайских технологий). Ракетные фрегаты более ранней постройки семейства «Цзянху» – это ударные корабли-ракетоносцы прибрежной зоны со слабыми, с точки зрения современных требований, системами противовоздушной и противолодочной обороны.
Как предполагают некоторые исследователи китайской военной машины, новые океанские ракетные эсминцы и ракетные фрегаты ВМС НОАК предназначены для формирования корабельных ударных групп, ядро которых составят ракетные эсминцы российской постройки, а также первой китайской авианосной ударной группы. По отрывочной информации, постройка китайского авианосца (проекта 9985) водоизмещением 48 000 т ведется в Шанхае со второй половины 1990-х годов; вероятно, он может получить на вооружение российские палубные истребители Су-33 или МиГ-29К, хотя не исключено, что уже созданы и палубные модификации истребителя J-10 и истребителя-бомбардировщика JH-7 собственной разработки.
Ввод в строй первого китайского авианосца существенно отразится на военно-морском балансе в Юго-Восточной Азии и в акваториях, прилегающих к российскому Дальнему Востоку – особенно если учесть, что тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск» у Тихоокеанского флота России уже нет. Кстати, «Минск» и также загубленный российским Министерством обороны авианесущий крейсер «Киев» Северного флота РФ были проданы Китаю, досконально там изучены и превращены ныне в увеселительные центры для туристов. Для изучения конструкции авианосцев Китай приобрел еще и списанный австралийский авианосец «Мельбурн» и (в Украине) недостроенный, но находящийся в достаточно высокой степени готовности российский тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», возможность ввода которого в строй под флагом Китая является темой дискуссий военных аналитиков.
ВМС НОАК располагают учебно-вертолетным кораблем «Сичан», который служит для обучения летчиков корабельных вертолетов и отработки тактики применения будущих авианесущих кораблей.
ПРИЗНАК СМЕНЫ ОРИЕНТИРОВ
Китай по-прежнему располагает большим количеством ракетных катеров, хотя их число в последние годы уменьшилось более чем наполовину за счет списания «старичков» типов «Хуанфын» и «Хегу», строившихся на основе советских проектов конца 1950-х годов. Китайцы продолжают постройку собственных РК нового поколения типа «Хоуцзян», «Хоусин» (больших) и С-14 (малых), однако намерены также обзавестись российскими большими катерами типа «Молния» с ракетами «Москит» или даже усовершенствованными «Москит-М» (возможно, один такой катер уже вступил в строй ВМС НОАК к 2005 году).
Практически сведена на нет когда-то насчитывавшая более 200 единиц китайская группировка торпедных катеров, примерно в два раза сократилось суммарное количество малых противолодочных кораблей и сторожевых катеров. Это также свидетельствует о смене стратегических ориентиров в строительстве ВМС НОАК, определенных выбором океанского курса. Тем не менее китайский «москитный флот» по-прежнему находится на первом месте в мире по численности, и в будущем количество малых боевых кораблей литоральной зоны планируется поддерживать на уровне около 400 единиц (против более чем тысячи в середине 1980-х годов). Обращает на себя внимание поиск китайцами перспективных конструкций кораблей литоральной зоны, уже давший определенный результат в виде постройки нескольких ракетных катамаранов оригинальной архитектуры.
Минно-тральные силы ВМС НОАК представлены единственным сравнительно небольшим минным заградителем типа «Волей», устаревшими морскими тральщиками проекта 010 (аналогами советских проекта 254, чья конструкция повторяет решения, реализованные еще в немецких тральщиках периода Второй мировой войны), базовыми тральщиками типа «Восао» и «Линь-Юинь» (на корпусе траулеров), а также малыми радиоуправляемыми тральщиками типа «Фути». По своим характеристикам данные корабли не отвечают современным требованиям. Это самый слабый род корабельных сил ВМС НОАК, хотя были сообщения, что китайцы планировали развернуть постройку современных тральщиков – искателей мин типа итальянских «Леричи», но, видимо, заполучить соответствующую технологию им пока не удалось. Впрочем, уже появились сообщения о замеченном в составе ВМС НОАК морском тральщике новой конструкции. Что касается запасов морских мин всех типов, находящихся в арсеналах китайского флота, то они оцениваются примерно в 35 тыс. штук (для сравнения: к началу Великой Отечественной войны ВМФ СССР имел более 50 тыс. мин).
Десантно-высадочные силы имеют большие, средние и малые десантные корабли и десантные катера классического танко- и пехотно-десантного типа, обеспечивающие высадку подразделений непосредственно к урезу воды с помощью носовой аппарели. Имеются также десантные войсковые транспорты и небольшое количество довольно примитивных десантно-штурмовых катеров на воздушной подушке. В целом амфибийно-десантные корабельные силы ВМС НОАК способны принять на борт механизированную дивизию (12 тыс. человек личного состава и техника) и перебросить ее по морю на сравнительно небольшое расстояние. Начата разработка перспективного океанского десантно-вертолетного корабля-дока современного типа.
РАЗЛИЧНАЯ «РОДОСЛОВНАЯ»
Самым эффективным оружием китайских надводных кораблей, а именно эсминцев, вне сомнений, являются противокорабельные ракеты «Москит», зенитные ракеты средней дальности «Штиль» и SA-N-12 Grizzly. Следует отметить и создание китайцами корабельного варианта ЗРК большой дальности «Хунци-9» – аналога российского «Форта». Корабельные зенитные ракетные комплексы собственного производства представлены также системами малой дальности «Хунци-7», «Хунци-61В» и «Лайинь-60N», в которых реализованы французские, американские и итальянские технологии.
Ударное ракетное оружие надводных кораблей ВМС НОАК представлено (кроме российских «Москитов») противокорабельными ракетами – как модификациями известной советской П-15 (создана в конце 1950-х годов по схеме «самолет–снаряд»), так и более современными образцами, выполненными по крестокрылой схеме, явно заимствованной китайцами у западных изделий, – например, у французской ракеты «Экзосет» («Иньцзи-8», «Иньцзи-82» и другие). На вооружении новых эсминцев собственной постройки уже появились маневрирующие крылатые ракеты оперативно-тактического назначения («Иньцзи-62»).
Противолодочное оружие, выпускаемое китайской промышленностью, включает ракеты СY-1, 324-мм легкие самонаводящиеся торпеды американского и итальянского образцов и реактивные глубинные бомбы нескольких типов, аналогичные их советским прототипам. В качестве корабельных противолодочных вертолетов-торпедоносцев используются французские машины AS565 «Пантера» и их китайские аналоги Z-9C, а также российские Ка-28.
Корабельная артиллерия ВМС НОАК – это в основном 130-, 100-, 57-, 37-, 30- и 25-мм системы собственного производства с советской «родословной» 1940–1950-х годов. Наиболее современными являются российские 130- (АК-130), 76- (АК-176) и 30-мм (АК-630) артустановки, 100-мм артустановки, скопированные с французского образца «Компакт» и 30-мм зенитные артиллерийские комплексы ближнего рубежа, выполненные по образцу голландской системы «Голкипер».
АВИАНОСНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Авиация ВМС НОАК имеет до 26 тыс. человек личного состава, более 800 самолетов (берегового базирования) и 104 вертолета (берегового и корабельного базирования), сведенных в восемь авиадивизий, несколько отдельных авиаполков и авиагрупп, организационно аналогичных соединениям и частям ВВС. Родами авиации ВМС являются ракетоносно-бомбардировочная (самолеты H-6D, H-6X – модификации советского Ту-16), минно-торпедная (H-5Т – Ил-28Т), штурмовая (Q-5), истребительная (J-5 – МиГ-17; J-6 – МиГ-19; J-7, J-7В, J-7Е – МиГ-21; J-8, J-8А, J-8B), истребительно-бомбардировочная (JH-7, Су-30МК2), разведывательная (HZ-5, HD-5), базовая патрульная и противолодочная (самолеты SH-5, Y-8X, вертолеты SA321 «Супер Фрелон», AS565 «Пантера», Z-8, Z-9C, Ка-28А), специальная (дальнего радиолокационного обнаружения – самолеты Y-8J и вертолеты Ка-31, заправочная – самолеты HY-6D, поисково-спасательная – гидросамолеты SH-5, Бе-6, вертолеты Z-9C и Ка-28ПС), транспортная (самолеты Y-7, Y-8, Y-14, Як-42, вертолеты Z-8 и Ми-8) и вспомогательная (Y-5).
В состав авиадивизий входят самолеты различных родов авиации: в бомбардировочных (ракетоносно-бомбардировочных) – ракетоносцы и торпедоносцы, в истребительных (истребительно-бомбардировочных, истребительно-штурмовых) – истребители, истребители-бомбардировщики и штурмовики.
Примечательно, что в последнее время в китайских источниках встречается упоминание о создании «противоавианосных сил» ВМС НОАК, в которые наряду с многоцелевыми атомными подводными лодками вошли бомбардировщики-ракетоносцы H-6D морской авиации, вооруженные противокорабельными ракетами «Иньцзи-6» или «Иньцзи-61». Однако даже морской ракетоносец последней модификации H-6X с более дальнобойными ракетами «Иньцзи-83» для применения по авианосцу своего ракетного оружия вынужден будет входить в зону поражения его средств ПВО (палубных истребителей), так что шансов выполнить боевую задачу у авиационного компонента китайских «противоавианосных сил» практически нет. Планируя развитие своей морской ракетоносной авиации, китайцы пытаются добиться у России согласия на поставку им сверхзвуковых дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М с оперативно-тактическими противокорабельными ракетами Х-22, и предполагается, что эти самолеты в случае своего появления в авиации ВМС НОАК получат национальное обозначение H-10 («Хунчжацзи-10»).
Иллюстрации из книги «Военная мощь Поднебесной»
В целом китайская морская авиация способна прикрывать и поддерживать силы флота, действующие в ближней морской зоне, оказывать боевое воздействие на морские коммуникации в омывающих берега Китая морях и в ограниченных масштабах – в океанской зоне. Наиболее современными ее самолетами являются истребители-бомбардировщики JH-7 собственного производства и поставленные Россией многофункциональные истребители Су-30МК2, вооруженные управляемым ракетным оружием класса «воздух–поверхность». С несколькими дозаправками в воздухе от летающих танкеров HY-6D и Ил-78 (в случае их закупки в Узбекистане или в России) самолеты Су-30МК2 способны наносить удары по объектам на острове Гуам и на территории Австралии, а также поражать цели в Индийском океане. Противокорабельные тактические ракеты YJ-8K наряду с JH-7 получили, по некоторым сведениям, и штурмовики морской авиации Q-5. Возможности базовой патрульной авиации ВМС НОАК по борьбе с современными подводными лодками представляются ничтожными.
Перспективы развития морской авиации связываются в первую очередь с ожидаемым вводом в строй ВМС НОАК первого авианосца. Сообщается, что все морские летчики-истребители проходят тренировки на специальном аэродроме, отрабатывая взлет и посадку на авианосец, для чего используется поле-имитатор, созданное на основе полетной палубы австралийского «Мельбурна». Возможно, что первое авиакрыло китайских палубных самолетов будет сведено в отдельную авиадивизию численностью примерно в 40 машин.
ВАЖНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Войска береговой обороны ВМС НОАК создавались и развивались по образцу береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ СССР и включают части управляемых ракет класса «берег–корабль» и береговой артиллерии. В них входят также зенитные ракетные и зенитные артиллерийские части и части радиотехнических войск. Численность личного состава – 28 тыс. человек.
Организационно войска береговой обороны китайского флота состоят из 12 отдельных ракетных дивизионов (в каждом по четыре буксируемые или самоходные пусковые установки береговых противокорабельных ракетных комплексов, в основном с ракетами «Хайин-2» и «Хайин-4», представляющими собой модификации советской П-15), 27 артиллерийских полков, 20 отдельных артиллерийских дивизионов и 17 отдельных артиллерийских батарей.
Береговые артиллерийские части вооружены главным образом 85-мм армейскими буксируемыми пушками «тип 56» (китайские копии советских противотанковых пушек Д-44), а также используемыми в стационарном варианте специальными береговыми артустановками советского производства – 100-мм КСМ-65 и 130-мм СМ-4-1. Создано 328 огневых позиций на 1365 орудий. По информации российского исследователя А.С.Павлова, береговой артиллерией наиболее плотно прикрыты военно-морские базы и порты Люйшунь, Вэйхай, Циндао, Шанхай, Динхай, Юйлинь, а также проливы Ляотешань, Бохай и Цюньчжоу.
В состав сил ПВО войск береговой обороны, кроме некоторого количества зенитных ракетных частей с комплексами «Хунци-2» (типа советского СА-75), входят 16 зенитных артиллерийских полков и 23 отдельных зенитных артиллерийских дивизиона с 1146 орудиями калибра 37, 57 и 85 мм. Они обеспечивают прикрытие военно-морских баз, пунктов управления флота, ряда портов и 13 аэродромов морской авиации.
Радиотехнические войска береговой обороны предназначены для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в пределах прибрежных акваторий и представлены береговыми радиотехническими бригадами.
В связи с переориентацией военно-морской стратегии КНР на «океанский курс», оборона страны с морских направлений возлагается сегодня прежде всего на силы флота, развернутые непосредственно в море. В связи с этим начался процесс постепенного сокращения войск береговой обороны. Однако полностью отказываться от них китайцы не собираются, приступив к замене в ракетных частях устаревших противокорабельных ракетных комплексов на основе советской ракеты П-15 более совершенными – с ракетами «Иньцзи-8» и «Иньцзи-82».
Морская пехота ВМС НОАК насчитывает более 10 тыс. офицеров и матросов, а численность ее военнообученного резерва составляет до 20 тысяч человек. В ее составе – две (1-я и 164-я) бригады, располагающие плавающей бронетехникой. Кроме того, амфибийные соединения и части имеются также в сухопутных войсках приморских военных округов.
Резервными компонентами ВМС НОАК являются несколько военизированных морских структур, а также торговый флот КНР. Упомянутые структуры включают, в частности, морские подразделения таможенной службы, государственную океанографическую службу, морские подразделения Министерства общественной безопасности, управление безопасности судовождения Министерства транспорта и морскую милицию (образована в начале 50-х годов для охраны рыболовства и обеспечения безопасности прибрежного судоходства). В их распоряжении находится более 200 различных патрульных кораблей, катеров и судов. В китайском торговом флоте, по состоянию на 2003 год, насчитывалось 1852 судна (водоизмещением 1000 брутто-регистровых тонн и более), общее водоизмещение которых достигает 18,7 млн. брутто-регистровых тонн.
При необходимости ВМС НОАК могут мобилизовать для своих нужд тысячи рыболовных и маломерных судов – вплоть до парусных джонок, что предусмотрено доктриной «народной войны на море». Как ополченческий компонент резерва флота они могут привлекаться для дозорной службы, перевозки войск и постановки мин в прибрежных районах. Так что в строительстве ВМС китайские стратеги не сбрасывают со счетов и бессмертные заветы председателя Мао.