Патрульный катер одного из советских проектов.
Фото из книги «Оружие России»
В «НВО» (№ 30, 2007) была опубликована статья о нынешнем состоянии армии Казахстана. Однако Астана уделяла и уделяет столь же значительное внимание созданию и развитию национальных военно-морских сил. Причем согласно решению, принятому правительством республики в январе 1994 года, помогали в этом молодому государству бывшие офицеры ВМФ СССР – капитаны 1 ранга Петр Редьков и Владимир Ращупкин.
НАСЛЕДСТВО И ДАРЫ
Кстати, строительство ВМС велось не на пустом месте, поскольку на казахстанской территории имелась определенная военно-морская инфраструктура распавшегося СССР. В частности, речь идет о 284-м дивизионе кораблей охраны водного района Каспийской флотилии (порт Баутино в Тюб-Караганском заливе) и дивизионе кораблей специального назначения на Аральском море, организационно также входившем в состав КФ. Последний предназначался для обеспечения деятельности космодрома Байконур и научно-исследовательского центра по разработке биологического оружия на острове Возрождения (так называемый объект «Сектор»). Данный дивизион имел в своем составе малые десантные корабли проекта 106К (для транспортных перевозок), применявшиеся в качестве поисковых судов катера-торпедоловы проекта 368Т, десантные катера на воздушной подушке проекта 1205 (возможно, в специальном поисковом исполнении по проекту 1205П) и некоторые другие плавсредства.
Поисковые суда предназначались для отыскания приводнившихся на акватории Аральского моря космических аппаратов или их фрагментов. В качестве авиационного компонента этих поисково-спасательных сил использовались вертолеты-амфибии Ми-14ПС, базировавшиеся на аэродроме в Аральске.
На территории Казахской ССР находились и объекты материально-технического обеспечения и тыла ВМФ (склады и т.д.).
В ходе раздела советской Каспийской флотилии Казахстану, по некоторым сведениям, достались 18 ее малых кораблей и вспомогательных судов – предположительно все единицы Аральского дивизиона и находившиеся непосредственно на Каспии опытовое судно ОС-213, устаревший малый торпедный катер ТК-47 (видимо, проекта 123К), два патрульных (по официальной классификации – артиллерийских) катера проекта 1400 (тип «Гриф»), два патрульных (разъездных) катера проекта 14081 (тип «Сайгак») и вспомогательные суда «Волна» и «Прибой». Однако, судя по всему, указанные опытовое и вспомогательные суда, а также торпедный катер в строй национальных ВМС введены не были.
Во второй половине 1990-х годов в состав ВМС Казахстана вошли четыре немецких патрульных катера береговой охраны проекта 369 постройки 1952–1953 годов, шесть малых патрульных катеров американской постройки типа «Донтлес» (безвозмездные дары ФРГ и США) плюс переданные Россией в счет «байконурского долга» два рейдовых тральщика проекта 1258 и два патрульных катера типа «Гриф». 17 августа 1996 года в порту Актау (бывший Шевченко) командирам патрульных катеров ВМС Казахстана были вручены учрежденные указом президента страны Нурсултана Назарбаева № 3068 от 18 июля 1996 года национальные военно-морские флаги.
Кроме того, в 1998 году Казахстан получил несколько таможенных катеров от Объединенных Арабских Эмиратов.
Наиболее же крупные зарубежные приобретения ВМС Казахстана относятся уже к 2000-м годам: в 2001-м им также был передан в порядке оказания безвозмездной военной помощи турецкий сторожевой катер типа «Тюрк» постройки 1970 года, в 2006-м Южная Корея продала Астане по символической цене три сторожевых катера типа «Си Долфин» (по 100 долл. за каждый). Ныне планируется закупить в Украине патрульные катера типа «Гриф» и четыре патрульных катера типа «Калкан».
В дополнение к ранее поставленным катерам США в рамках программы Государственного департамента по оказанию помощи в области экспортного контроля и безопасности границ (EXBS) отдали морским частям пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана еще три патрульных катера «быстрого реагирования», построенных компанией SAFE Boats International (Порт-Орчард, штат Вашингтон). Торжественная церемония передачи катеров состоялась в октябре 2005 года в порту Баутино.
НАЦИОНАЛЬНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
Вместе с тем Казахстан сумел наладить постройку катеров для национальных ВМС и морских частей пограничных войск на верфях завода «Зенит» и НИИ «Гидроприбор» в Уральске – 42-тонных типа «Буркит» (по типу «Грифа»), 13-тонных типа «Сункар» (советский проект 14081М), 7-тонных типа «Сапсан» (собственного проекта 110) и модернизированных 14-тонных типа «Сапсан-М». Вдобавок на верфи «Зенита» в 2005–2006 годах был построен 240-тонный сторожевой катер (по национальной классификации – пограничный сторожевой корабль 2 ранга) «Сардар» типа «Барс» – головной в серии из трех единиц, а на верфи «Гидроприбора» – малый пограничный катер типа «Шагала».
«Сардар» стал крупным успехом казахстанских корабелов. Ведь на сегодняшний день только две страны в Каспийском бассейне (Россия и Казахстан) своими силами строят военные корабли и суда. Завод «Зенит» еще в 1993 году постановлением правительства «О кораблестроительной программе Республики Казахстан» был определен головным предприятием в рамках национальной программы военного судостроения. В течение 1995–2004 годов отсюда отправились в плавание четыре катера типа «Буркит» и два – типа «Сункар». Сейчас мощности завода позволяют выпускать три–четыре катера в год. На «Зените» проводится их капитальный ремонт; а для осуществления текущего ремонта предприятие построило и передало морским пограничникам специальную плавучую мастерскую. Вскоре завод намечает развернуть работы по изготовлению тральщиков.
На верфи завода НИИ «Гидроприбор» к 2006 году построено 16 малых патрульных катеров.
От советского ОПК Казахстану достались крупные предприятия, специализирующиеся на выпуске минно-торпедного вооружения и средств противоминной обороны. Номенклатура производимого минно-торпедного вооружения и производственные мощности данных предприятий не просто превышают потребности национальных ВМС, но и выходят далеко за пределы таких потребностей, поскольку у Казахстана попросту нет носителей многих видов подобного оружия. Предприятия военно-морского промышленного комплекса включают упомянутый завод «Зенит», машиностроительный завод имени Куйбышева (Петропавловск), завод «Гидромаш» и ПО «Машиностроительный завод» (Алма-Ата). Последние три изготавливают на экспорт авиационные противолодочные ракеты АПР-3, самонаводящиеся противокорабельные торпеды (533-мм 53-65КЭ и 650-мм 65-75А), морские мины МДМ-1, МДМ-2, МДМ-3, МТПК-2, СМДМ, «Лангуст-Щука», «Кречет», КПМ (противодесантная мина), МНП-2 (диверсионная мина), противолодочный минный комплекс ПМК-1, тралы и искатели мин.
СОСТАВ И ЗАДАЧИ
Следует отметить, что в 1997 году ВМС Казахстана были полностью переданы в состав морских частей пограничной службы («сил охраны государственной границы») Комитета национальной безопасности страны. К этому времени казахстанские военные моряки умудрились потерять пять патрульных катеров типа «Донтлес», затонувших во время шторма, что, видимо, весьма разгневало государственное руководство, принявшее столь радикальное решение. Однако через шесть лет президентским указом от 7 мая 2003 года № 1085 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан» было определено, что военно-морские силы (эскери-тенгиз кюштери) являются одним из видов ВС и включают «органы управления, рода войск, специальные войска, тыл, военно-учебные заведения и учебные части». Таким образом, эскери-тенгиз кюштери были восстановлены в качестве составной части вооруженных сил Казахстана, и пограничники возвратили им часть катеров.
Ныне ВМС Казахстана (главный штаб в Астане) насчитывают вместе с морскими частями пограничной службы 3 тыс. человек личного состава и состоят из дивизионов кораблей и катеров, базирующихся в портах Актау, Баутино, Атырау (бывший Гурьев, река Урал) и на Аральском море. Продолжительность срочной службы во флоте – два года.
На Каспии ВМС располагают примерно 10 сторожевыми и патрульными катерами, двумя рейдовыми тральщиками и двумя малыми гидрографическими катерами, на Арале (предположительно) – малыми десантными кораблями и десантными катерами на воздушной подушке. В составе ВМС имеются авиационные подразделения, которые располагают 3–6 вертолетами Ми-8 и шестью Ми-2 (вероятно, две вертолетные эскадрильи). Винтокрылы находятся в Актау и Атырау. В последнем дислоцируется батальон морской пехоты. Еще один батальон морпехов, возможно, будет сформирован или уже сформирован на побережье Аральского моря. Есть в ВМС бригада береговой обороны – аналог армейской мотострелковой.
В планах командования эскери-тенгиз кюштери – строительство главной военно-морской базы в бухте Курык (юго-восточнее Актау) и пункта базирования в Фетисово (Казахский залив). Главный штаб ВМС должен быть перенесен в Актау. Общую численность военно-морских сил планируется довести до 5 тыс. человек. В их структуре предполагается создать диверсионно-разведывательный отряд боевых пловцов.
В составе морской пограничной дивизии (командир – контр-адмирал Кенжемерген Абикеев) регионального управления «Батыс» пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана насчитывается порядка 20 морских и речных патрульных катеров различного водоизмещения. Они сведены в Атырауский и Актауский дивизионы. Пограничные катера, кроме портов Атырау и Актау, также базируются на Форт-Шевченко. Несколько малых пограничных катеров американской постройки находятся на реке Черный Иртыш (граница с Китаем).
Для корабельного состава ВМС и морских частей пограничной службы Казахстана установлены следующие воинские звания: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи, главный старшина, старшина третьего класса, старшина второго класса, старшина первого класса, штаб-старшина, мастер-старшина, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан 3 ранга, капитан 2 ранга, капитан 1 ранга, контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал. Звания «классных» старшин, штаб- и мастер-старшины (явно по западному образцу) введены специально для кадровых флотских унтер-офицеров контрактной службы, развитию системы которой в Казахстане уделяется особое внимание.
Для подготовки офицерских кадров ВМС и морской пограничной охраны, а также командного состава гражданского флота в Актау в 2001 году на базе профессионально-технической школы № 2 было открыто высшее военно-морское училище (с 2003 года военно-морской институт). Срок обучения по специальностям «штурман», «эксплуатация и ремонт корабельных радиотехнических средств» и «эксплуатация и ремонт корабельных дизель-электрических и дизельных энергетических установок» – пять лет; выпускникам присваивается воинское звание «лейтенант» и выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации «инженер».
В военно-морском институте параллельно готовятся специалисты со средним профессиональным образованием по специальностям «кораблевождение и зрительная связь», «корабельные средства связи» и «корабельные двигатели внутреннего сгорания и электрооборудование». Срок их обучения – два года; выпускникам присваиваются воинское звание «старшина 2-й статьи» и квалификация «техник».
ПОКА НЕ ПО ПЛЕЧУ
В соответствии с официальными заявлениями Министерства обороны Казахстана, на ВМС страны возложены следующие основные задачи:
– защита государственной границы и экономических интересов страны на море (включая содействие пограничной службе и другим государственным структурам в борьбе с браконьерством и осуществлении контрольных функций);
– охрана и оборона прибрежных акваторий (водных районов), а также морских нефтегазовых платформ и искусственных островов с объектами нефтегазодобычи;
– борьба с подводными диверсионными силами и средствами противника;
– обеспечение действий приморского фланга сухопутных войск, высадка морских десантов, перевозка войск и грузов морем, минно-тральные операции;
– ведение разведки и осуществление радиолокационного дозора на море и в прибрежной зоне, в том числе в интересах ПВО страны;
– защита морских сообщений, включая конвоирование нефтеналивных танкеров и других гражданских судов;
– навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания;
– осуществление морских поисково-спасательных операций во взаимодействии с министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
Очевидно, что в полном объеме выполнить все перечисленное военный флот Казахстана пока не в состоянии. Фактически ВМС решают служебно-боевые задачи в составе регионального командования вооруженных сил «Запад» (штаб в Атырау), на которое возложено «обеспечение неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря». В зоне ответственности командования находятся Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская и Мангистауская области.
Из частей сухопутных войск, входящих в командование «Запад», известно о 2-й мотострелковой бригаде (Атырау), артиллерийской бригаде (Актюбинск – Актобе) и отдельном полке связи (Актау); кроме того, в районе Актау развернута радиотехническая бригада сил воздушной обороны (ВВС/ПВО). Возглавляет командование «Запад» контр-адмирал Ратмир Комратов (родился в 1951 году), бывший офицер-подводник, выпускник Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища и Военно-морской академии (Ленинград). Одновременно он является командующим ВМС Казахстана.
Для осуществления ПВО сил флота в море, ведения морской разведки и нанесения ударов по надводным целям (в ограниченных масштабах) Казахстан может задействовать такие боевые самолеты своих ВВС/ПВО (сил воздушной обороны), как МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-25 и Су-27. Следует отметить хорошую, по постсоветским меркам, подготовку казахстанских военных летчиков, средний годовой налет которых достигает 100 часов.
В принципе, с учетом сбалансированной экономической политики, проводимой президентом Нурсултаном Назарбаевым, наличия мощной национальной военной промышленности и сохранившегося (в отличие от других азиатских республик бывшего СССР) высокого удельного веса славянского населения, то есть высококвалифицированных инженерно-технических кадров, можно прогнозировать, что в обозримом будущем Казахстан постарается обрести второй по значимости после российского военно-морской потенциал на Каспии. Следует также ожидать пополнения состава казахских ВМС за счет зарубежных поставок как со стороны России (по информации контр-адмирала Комратова), так и со стороны стран НАТО. Согласно некоторым сообщениям прессы США высказывали намерение передать Казахстану патрульный корабль водоизмещением порядка 1000 тонн. По мнению автора, в данном случае речь может идти о малом патрульном корабле береговой охраны класса «Рилайенс».
Астана намерена развивать военно-морское сотрудничество и с Азербайджаном. В ходе состоявшегося в октябре 2007 года визита в Баку министра обороны РК Даниала Ахметова было достигнуто соглашение о подготовке на базе разведывательно-диверсионного центра (в/ч 641) ВМС Азербайджана личного состава морского спецназа Казахстана. Учитывая, что азербайджанские боевые пловцы обучены по стандартам НАТО и в целом Баку в военном строительстве ориентируется на Североатлантический блок, такого рода казахстанско-азербайджанские связи должны стать для Москвы определенным сигналом о долгосрочных намерениях ее крупнейшего среднеазиатского союзника┘