Международный институт стратегических исследований (IISS), расположенный в Лондоне, выпустил в свет очередное, 50-е издание своего знаменитого справочника «Военный баланс», посвященного развитию вооруженных сил планеты. И хотя он называется The Military Balance-2008, но анализирует события 2007 года. В книге 500 страниц. Двадцать из них посвящены России, ее армии и флоту.
Прежде всего эксперты IISS отмечают, что более чем через 15 лет после окончания холодной войны и последовавшего за нею десятилетия болезненных военных реформ Вооруженные силы РФ «становятся более успешными в определенных ключевых элементах». В частности, более квалифицированно, по мнению аналитиков института, проводятся совместные с союзниками мероприятия по боевой подготовке «в ходе разворачивания военных сил и укрепления их взаимодействия».
МОДЕРНИЗАЦИЯ НА ФОНЕ ПРОБЛЕМ
Россия, утверждают аналитики IISS, старается вернуть свои позиции мирового военного лидера. При этом модернизация стратегических ядерных сил является первостепенной задачей. В последние годы в связи с возросшими экономическими возможностями страны, отмечают авторы справочника, можно наблюдать развитие стратегических военных структур. Возобновление в августе полетов стратегических бомбардировщиков на дальние расстояния свидетельствует об усилении экономических и военных позиций России в мире.
Возможности Ракетных войск стратегического назначения, констатируется в «Военном баласе», были расширены тремя мобильными установками «Тополь-М», поставленными на боевое дежурство в конце 2007 года. Продолжается постановка на боевое дежурство в Саратове и Иванове стационарных и подвижных комплексов «Тополь-М». Целью России является также принятие на вооружение в ближайшее время ракетных комплексов с разделяющимися головными частями. РГЧ могут состоять из 6–10 боеголовок мощностью до 550 килотонн. Эксперты лондонского института обратили внимание на заявление командующего РВСН генерал-полковника Николая Соловцова о том, что к концу 2006 года на боевое дежурство было поставлено 44 новые ракетные системы.
Упомянуто в The Military Balance-2008 и о пуске межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» в июне 2007 года с подводной лодки проекта 941 Typhoon из Белого моря в сторону Камчатки. Специалисты IISS сочли нужным упомянуть о сообщении, в котором говорится, что у трехступенчатой ракеты есть новый тип боеголовки, рассчитанной на преодоление любой системы ПРО. Тем не менее, подчеркивают эксперты, подводная лодка класса Borey (проект 955), способная нести ракеты класса «Булава», все еще находится в процессе строительства.
В связи с растущими угрозами нанесения стратегического удара по российской территории, говорится в «Военном балансе», российское Минобороны продолжило совершенствование национальных систем стратегического ПВО и ПРО. Система ПВО С-400 «Триумф» была укомплектована ракетам КХ-96, способными решать задачи противоракетной обороны. Система С-400 была установлена возле Москвы в июле 2007 года.
Со времени развала СССР в Системе предупреждения о ракетном нападении остались РЛС «Дон», «Волга» и «Дарьял». Некоторые из них размещены за рубежами России: на Украине, в Белоруссии, Азербайджане и Казахстане. Однако справочник не мог не сообщить читателям: разработка и установка нового радара «Воронеж-М» с большим радиусом дальности позволит обходиться без информации из других государств. Так, после введения в строй радиолокационной станции в Армавире РФ откажется от использования Габалинской РЛС в Азербайджане. А РЛС «Воронеж-М», размещенная рядом с Санкт-Петербургом, заменит взорванный радар в Скрунде (Латвия).
Модернизация и обеспечение новой боевой техникой является отличительной чертой сегодняшних российских ВВС, сказано в The Military Balance-2008. Большую поддержку получили системы аэрокосмической защиты нестратегического назначения. Идут работы над истребителем пятого поколения, испытания которого будут проводиться в 2009 году.
По мнению аналитиков Международного института, в РФ оказывается значительная финансовая поддержка системам аэрокосмической разведки. Бюджет на эту работу ежегодно увеличивается, и здесь уже есть определенные успехи. Можно выделить программы по созданию и развертыванию спутников разведки, а также беспилотных летательных аппаратов. Среди последних упомянут Ту-300 – БПЛА, у которого увеличена дальность полета и скорость, достигающая 950 км/ч. Считается, что если усилить возможности этого аппарата атакующими качествами, он станет очень современным образцом вооружений. Другим нестандартным шагом, заявляют эксперты IISS, в будущем станет усовершенствование БПЛА, которые будут после этого летать на короткие расстояния и передавать разведывательные данные на командные пункты в реальном масштабе времени.
Как подчеркивается в «Военном балансе», самая большая проблема, с которой сталкивается Министерство обороны РФ в попытках построить современные Вооруженные силы, связана с человеческим фактором. Ухудшающаяся демографическая ситуация в стране уменьшила количество пригодных к службе в армии и на флоте людей. Справочник ссылается на сообщения Главного военно-медицинского управления российского МО, согласно которым более трети из более чем двух миллионов молодых людей призывного возраста в России не могут служить в Вооруженных силах по состоянию здоровья. Тем не менее в Лондоне сочли должным упомянуть намерение военно-политического руководства РФ с 2009 года направлять на охрану государственной границы России только контрактников, а также планы укомплектовать в 2008 году 81 часть и соединение постоянной боевой готовности 124 тыс. военнослужащими-контрактниками.
ОБОРОННЫЙ БЮДЖЕТ
В последние годы, с сожалением говорится в справочнике IISS, становится все труднее и труднее собрать и проанализировать значимые данные российского федерального бюджета и особенно определить объем и структуру финансов, направляемых на национальную оборону РФ. Но несмотря на недостаток прозрачности оборонных расходов, специалисты института констатировали продолжающееся увеличение денежного содержания военнослужащих, а также рост ассигнований на закупку новой техники и вооружения.
Приведены слова Сергея Иванова, еще занимавшего в феврале 2007 года должность министра обороны. Тогда он заявил в Государственной Думе, что объем гособоронзаказа до 2015 года составит 5 трлн. руб. и что большая часть финансовых расходов будет направлена на модернизацию боевой техники, чем на реформу самой армии.
Увеличение затрат России на национальную оборону, отмечается в книге, осложняет фактор инфляции. С 2000 года расходы на оборону колебались в пределах 2,5–2,8% ВВП страны, и новый трехлетний бюджет призван поддерживать этот курс, не позволяя расходам превысить 2,7%.
Однако, уверяют аналитики IISS, как и всегда, оценка реального уровня российских военных расходов чревата сложностями, вызванными как последними изменениями данных по бюджету, так и их непрозрачностью.
По номинальной стоимости оборонные статьи федерального бюджета в 2006 году (666 млрд. руб.) составляют до 2,5% ВВП. Но эта цифра исключает денежные средства, выделенные вроде бы на иные расходы, связанные, однако, с военной организацией государства. При их учете все связанные с обороной расходы составляют примерно 1052 млрд. руб. Это 3,95% от ВВП России 2006 года. Сверх того необходимо принимать к сведению доходные статьи от экспорта оружия, составляющие примерно 5,8 млрд. долл. в 2006 году, часть которых прямо идет на национальную оборону.
Переведенные в доллары по рыночным курсам обмена официальные затраты России на оборону доходят до 24,5 млрд. долл. Если включить добавочные, связанные с обороной статьи, сумма увеличится до 38,8 млрд. долл. Но в действительности цифра, по мнению экспертов лондонского института, гораздо больше.
Ссылаясь на оценку макроэкономических показателей развивающихся стран, где курс обмена не отражает полностью покупательную способность национальной валюты, отмечается в «Военном балансе», экономисты используют альтернативный метод вычислений по паритету покупательной способности (ППС). К примеру, в 2006 году российский ВВП был измерен в 982 млрд. долл. при переводе по рыночным курсам обмена. А высчитанный Всемирным банком по ППС ВВП России был равен 1704 млрд. долл. США. Если принять к сведению, что общие расходы на оборону в 2006 году достигали примерно 3,95% ВВП, то при расчете по ППС они измеряются в 67 млрд. долл. США. С учетом доходных статей от международного экспорта оружия возможный итог способен достичь около 70 млрд. долл.