Чем возиться с контрактниками, лучше набрать призывников.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
На днях Коллегия Счетной палаты России проанализировала выполнение Федеральной целевой программы (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004–2007 годы. Выводы аудиторов неутешительны. Они признали, что задачи повышения привлекательности военной службы по контракту в целом не решены и не обеспечен планируемый рост боевой готовности соединений и воинских частей постоянной боевой готовности. Причина такого состояния дел, утверждают специалисты СП, в недофинансировании программы. Ее обеспечение бюджетными средствами, как выяснилось, составило всего 71% от расчетных показателей ресурсоемкости. На 1 января 2008 года количество военнослужащих, подписавших контракт с Министерством обороны, составило 79,9% от планового показателя.
ОТКРЫТИЕ БЕЗ ОТКРЫТИЯ
Нельзя не заметить, что ничего принципиально нового по поводу выполнения ФЦП, утвержденной постановлением правительства № 523 25 августа 2003 года, Счетная палата не сказала. Все выводы, которые сделали ее аудиторы, давно известны специалистам. О них не раз и не два сообщала отечественная печать. В том числе и «НВО». Некоторые военные эксперты даже назвали ее проваленной. Почему?
По условиям этой программы с 2003 по 2007 год на контрактный принцип комплектования должны были перевести 155,3 тыс. военнослужащих частей постоянной боевой готовности в морской пехоте, ВДВ, Сухопутных войсках, в экипажах атомных подлодок со стратегическими ракетами на борту (всего 131,6 тыс. человек), а также части Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войск, ФАПСИ и Спецстроя России (еще 23,7 тыс. человек).
Это 10 дивизий, 7 бригад и 13 полков Сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты, а также другие вооруженные формирования – всего 115 боевых частей, из которых 27 расположены в Северокавказском военном округе. И первые среди них – дислоцированные в Чечне 42-я мотострелковая дивизия Минобороны и 46-я бригада Внутренних войск МВД.
Предполагалось, что военные профессионалы станут получать оклады на 15–20% превышающие среднюю заработную плату по стране. И, как обещал тогдашний президент РФ Владимир Путин, лично курировавший программу, к 2008 году число контрактников в Российской армии должно было составить не менее 50% от штатной численности воинских частей. Не получилось.
Вместо 131,6 тыс. солдат и сержантов, которые, согласно ФЦП, должны были прийти на службу в Вооруженные силы, за четыре года набрали только 79 тыс. человек. Вместо 112 млрд. руб., что были первоначально запланированы бюджетом на решение этой задачи (на обеспечение контрактников жильем и их денежное содержание предназначались почти 50% от этой суммы, а на боевую подготовку – еще 30%), до армии и флота дошла даже не половина от запланированного, а значительно меньше – всего 40 млрд. Это, кстати, фиксирует и Счетная палата. По сведениям СП, расходы на реализацию программы были урезаны правительством в ходе ее выполнения в 1,8 раза, а средства на боевую подготовку контрактников – в 2,6 раза.
Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба, которое курирует проблему контрактной службы, утверждает, что для военнослужащих-контрактников построено 347 общежитий на 82 260 мест, 28 учебных корпусов на 7890 мест и 75 объектов социальной инфраструктуры. На самом деле условия проживания и прохождения службы военными профессионалами были и остаются очень далекими от реальных потребностей этой категории солдат и сержантов. Не устраивает их и денежное довольствие. Оно, если не считать нахождения в горячих точках, где существуют дополнительные выплаты, остается на уровне 10 тыс. руб. в месяц, что никак не компенсирует молодым парням в погонах напряженность и трудности военной службы, сопровождаемые риском для жизни и здоровья. При этом средняя заработная плата по стране сегодня превышает 15–17 тыс. рублей. Не случайно даже в условиях массовой безработицы, порожденной финансовым и экономическим кризисом, ежегодно расторгают контракт, а то и просто бегут от службы до 18 тыс. «профессионалов».
Правда, в недавнем интервью радиостанции «Эхо Москвы» первый заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск России генерал-лейтенант Сергей Антонов бодро заявил, что такова мировая практика – повторный контракт заключают примерно 20% от тех, кто прослужил первый. Но эти 18 тыс. не дожидаются окончания и первого контракта. И в процентном отношении количество «отказников» тоже гораздо выше названной генералом «общемировой нормы». Хотя, как сказал в той же радиопередаче Сергей Антонов, условия контрактной службы «совершенствуются у нас ежедневно. Мы находим какие-то новые изюминки в подготовке военнослужащих».
БУЛКИ БЕЗ ИЗЮМА
Слова об изюминках в подготовке контрактников пусть останутся на совести генерала. Но проблемы с переходом на преимущественно новый принцип комплектования частей постоянной боевой готовности, как ставилась задача в ФЦП, заключаются не только в низком денежном содержании, в неудовлетворительных условиях жизни и службы. Хотя этот вопрос – принципиальный. И в первые годы этого десятилетия был даже политическим. Перевод армии на контрактный принцип комплектования в конце 2003 года сделал одним из главных пунктов предвыборной программы «Союза правых сил» его лидер, бывший вице-премьер и депутат Государственной Думы Борис Немцов. Он называл ФЦП «тормозом военной реформы» и обещал «серьезные трудности» Сергею Иванову, возглавлявшему в ту пору Министерство обороны. Требовал от Верховного главнокомандующего отправить его в отставку, а на это место «назначить человека, который действительно займется делом, а не болтовней».
Но именно Немцов добился того, чтобы из бюджета ФЦП была исключена эта статья, предусматривавшая строительство квартир для женатых контрактников. Лидер СПС утверждал, что такое строительство – разорение для государства, резерв для разворовывания денег и попытка военных решить свои жилищные проблемы за счет средств, выделенных на проведение военной реформы. Все контрактники, по мнению Немцова, должны жить в общежитиях, а те, кто имеет жену и детей, получать деньги на поднаем жилья в городе. И аргумент, что построенные служебные квартиры в любом случае останутся в части, а выплаченные за поднаем деньги просто улетят в трубу, не действовал. Минфин решал узко специфическую и сиюминутную задачу – экономил под благовидным предлогом государственные средства. Позиция СПС была ему тут весьма кстати. А, может, и инициировалась самим Минфином.
Тем не менее провал ФЦП произошел еще и потому, что в отличие от армий цивилизованных стран, где давно утвердился контрактный принцип комплектования, в наших войсках к военным профессионалам продолжали и продолжают относиться как к воинам срочной службы. Командиры не хотят и не готовы видеть разницу между ними, они убеждены, например, что и те, и другие должны оставаться на территории воинской части круглосуточно. Выходить за ворота только по увольнительной и на ограниченное время. И если для восемнадцатилетнего призывника такое положение в порядке вещей – он служит всего год и может, грубо говоря, потерпеть, то контрактник в возрасте от 20 лет и старше, который думает о том, как создать семью, или, если она уже есть, обязан ей тоже уделять время, с таким распорядком дня согласиться не может. Отсюда – новые противоречия с руководством воинской части.
Несколько лет назад военные социологи провели опрос в 104-м полку 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии, где перед началом ФЦП проходил эксперимент по комплектованию воинами-контрактниками. Выяснилось, что только 38% опрошенных устраивает заключенный контракт, для остальных 62% ожидания не оправдались. Разочарование усугубилось и после того, как в дивизию приехал тогдашний начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин. Он узнал, что профессионалам после окончания рабочего дня разрешено уходить домой, устроил разнос командованию соединения и запретил отпускать их с территории части. В тот же день рапорты о разрыве контракта написали около 70 человек.
К сожалению, «квашнинский» подход к организации службы по контракту приводит к тому, что подписать договор с воинской частью на трехлетнюю службу удается в основном только с солдатами-срочниками, которых уламывают на такой шаг всеми доступными и недоступными методами. А еще с теми парнями, которые по своим профессиональным и морально-нравственным качествам нигде не смогли устроиться на ответственную и серьезную работу. Армия не выбирает лучших, а получает тех, кто есть. Это приводит к тому, что уровень нарушений воинской дисциплины и даже преступности среди контрактников, к сожалению, выше, чем среди солдат и сержантов срочной службы. В структуре правонарушений, совершенных в войсках, контрактники прочно удерживают одно из первых мест.
По сведениям главного военного прокурора России Сергея Фридинского, рост преступлений среди этой категории военнослужащих составляет 11,3%. В частях постоянной боевой готовности – 21,7%. Преобладающими правонарушениями среди них стали уклонения от воинской службы (28% тех, кто бросается в бега), бесчинства по отношению к местному населению, бытовое пьянство. Есть примеры и факты межличностных конфликтов (дедовщины), в том числе и с военнослужащими, проходящими службу по призыву. В ходе проверки выполнения ФЦП военные прокуроры еще в 2006–2007 годах выявили более 5 тыс. нарушений закона в отношении воинов-контрактников. Среди которых одно из первых мест занимали проблемы предоставления профессионалам армейской службы времени для полноценного отдыха. Увы, с тех пор в отношении к контрактникам так ничего принципиально не изменилось.
СВЕЖЕЕ ВИНО В СТАРЫЕ МЕХА
В этом году правительство утвердило концепцию новой Федеральной целевой программы по комплектованию контрактниками сержантских и солдатских должностей на период с 2009 по 2015 год. На нее собираются выделить 243,4 млрд. руб. Одной из составляющих этой ФЦП должен стать перевод на контрактный принцип комплектования всех младших командиров армии и флота, а в ВМФ – еще и всего плавсостава. Новый перспективный облик Вооруженных сил предусматривает, что в войсках дополнительно к 79 тыс. сегодняшних «добровольцев» будет служить еще 105 тыс. сержантов-профессионалов.
Причем одни из них должны будут пройти подготовку на специальных факультетах высших военных учебных заведений в течение 2 лет и 10 месяцев, чтобы занять должности командиров взводов, начальников мастерских и старших техников. Другие – в школах сержантов от 5 до 10 месяцев (планируется, что они заменят на боевых постах прапорщиков и мичманов). А третьи – за 5,5 месяца закончат окружные учебные центры, чтобы стать командирами отделений, боевых машин и расчетов. Предполагается, что контрактник-матрос станет получать 16 тыс. руб. в месяц, а старшина – 20 тыс. руб. Аналогичные оклады должны быть и в общевойсковых частях.
Но пока и эта ФЦП не набрала разбег. Первая попытка начать с 1 февраля нынешнего года обучение сержантов-контрактников по программе среднего специального образования (2 года 10 месяцев) сорвалась. Кандидатов на учебу набрать не сумели. Они не выдержали конкурса из-за слабых знаний по основным школьным предметам – русскому языку, математике и физике. Да и не смогли уложиться в нормативы по физической подготовке, а из «слабаков» настоящий авторитетный для подчиненных командир никогда не получится. Кроме того, Министерство обороны не успело к сроку подготовить программу и методику обучения таких специалистов. Пришлось переносить попытку на 1 августа и 1 сентября. Что из нее получится – большой вопрос.
Здесь, как уже отмечалось, целый комплекс проблем. И главное в нем – не только уровень денежного содержания и социальных условий для будущих контрактников, а последовательность и целенаправленность усилий государства по созданию профессионального ядра отряда младших командиров для армии и флота. Тех, кто сумел бы заменить в обучении и воспитании солдат-призывников офицера и был авторитетен дня них. А как показывают выводы аудиторов Счетной палаты России, пока такого стремления у правительства, к сожалению, не наблюдается. Что делать с контрактниками, никто толком не знает. Они остаются в войсках неприкаянными.
Видимо, потому, что контрактная армия руководству государства и Минобороны просто не нужна. Можно по старой привычке выполнять боевые задачи и с призывниками. Даже на войне. Было бы желание, и нашлись бы средства на решение давней проблемы. Это наглядно видно по тому, как решаются вопросы возведения объектов зимней Олимпиады-2014 в Сочи или всемерно продавливается строительство газопроводов «Южный поток» и «Северный поток» в Европу.