0
1199
Газета Армии Интернет-версия

31.07.2009 00:00:00

Русский с китайцем – солдаты навек

Тэги: россия, китай, учения


россия, китай, учения В бой брошены российские военнослужащие.

Закончились российско-китайские антитеррористические учения «Мирная миссия-2009», активная фаза которых проходила с 22 по 26 июля на северо-востоке КНР, на полигоне Таонань, недалеко от города Байчен в Шеньянском военном округе. В маневрах приняли участие около трех тысяч военнослужащих с той и другой стороны, более 300 единиц наземной боевой техники, в том числе танки Т-80У, боевые машины пехоты БМП-1, и 40 летательных аппаратов – истребители Су-27, штурмовики Су-25, бомбардировщики Су-24, военные транспортники Ил-76, вертолеты огневой поддержки Ми-24.

По отзывам присутствовавших на учениях начальника Генерального штаба Вооруженных сил России генерала армии Николая Макарова и начальника Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Чэнь Биндэ, военнослужащие двух стран продемонстрировали высокую боевую выучку, слаженность и выполнили все поставленные перед ними задачи. О подробностях этих маневров, о том, как именно воевали китайские и российские подразделения, рассказывают корреспонденты «НВО».

ИСПЫТАНИЕ ГРОЗОЙ

Хляби небесные разверзлись над полигоном Таонань примерно в половине шестого вечера по пекинскому времени. Вообще-то погода в этой части Китая существенно отличается от привычной нам российской своим непостоянством. Вроде светит солнце и жара свыше 30 градусов, а через пару минут небо затягивает густыми пепельно-серыми тучами, налетает ветерок, начинает накрапывать дождь.

Еще через несколько минут небесная канцелярия выписывает солнцу «обратный билет». Так может повторяться по нескольку раз на дню.

А в тот воскресный вечер, который для российских военных отнюдь не был выходным (подразделения возвращались с полей после тренировки, в штатном режиме работали все службы российской группировки), ничего не предвещало грозы. До обеда на небе ни облачка. Правда, под вечер ветер нагнал густые тучи. Но уже привыкшие к подобным капризам российские военные особого внимания на это не обратили. На спортплощадке играли в футбол и волейбол, возле офицерского общежития проходили баскетбольные баталии.

Погода, между тем, продолжала ухудшаться. Усилился ветер, за несколько минут стало сумрачно. Один из авторов этих строк находился в палатке, где установлены компьютеры с выходом в интернет, поэтому на себе смог прочувствовать силу внезапно налетевшего шторма. Сначала зарядил мелкий дождик, затем на лагерь обрушилась настоящая стена ливня. Видимость уменьшилась до 10–15 метров, все что дальше – в сплошной пелене. Под сильными порывами ветра скрипели оттяжки палаток, падали легкие баннеры наглядной агитации. Вкопанные в землю небольшие фонари для освещения пешеходных дорожек выворачивало со всеми креплениями. Интернет-палатка угрожающе раскачивалась, из пазов стали выходить части составного металлического каркаса. Люди буквально держали конструкцию изнутри, не давая сложиться ей, как карточному домику. Не справляясь с напором стихии, вода вышла из берегов опоясывающие лагерь дренажные канавы, и полилась в жилые палатки.

– Мы сидели, пережидали непогоду. Вдруг гляжу, а у меня из под кровати выплывает вещмешок, следом за ним в путь отправились ботинки, тазики для стирки, – рассказывал один из военнослужащих.

В палатке тактического командного пункта в экстренном порядке спасали дорогую оргтехнику. Системные блоки компьютеров, стоявшие до этого на полу, отключали от электросети и переносили повыше – на стулья и столы. Бурая смесь воды и глины разливалась по некогда чистому полу огромной грязной лужей.

На «десерт» небесная канцелярия приготовила вмиг опустевшему лагерю «блюдо» из града. Ледяные горошины стучали о металлические крыши и палаточные тенты мерным барабанным боем. Смельчаки, решившие выбежать из временного укрытия, где их застала стихия, в момент промокали до нитки.

Непогода бушевала от силы минут 20, однако ее последствия оказались для лагеря достаточно серьезными. Отключилось электричество, центральные аллеи представляли собой бурные грязные водоемы. Растянутые между фонарями красочные плакаты, приветствующие участников учений на русском и китайском языках, оказались сорванными. Баскетбольная площадка перед модульным офицерским общежитием превратилась в одну сплошную лужу. Еще днем китайские флористы составляли узор из цветов в горшках на одной из клумб. Теперь из воды торчали лишь красные бутоны. Выложенные на глине кирпичные пешеходные дорожки в нескольких местах провалились в грунт, образовав глубокие ямы и промоины. Ветром повалило будку китайского дежурного на одном из КПП. Правда, даже при проливном дожде с градом и разрушительном ветре ни один военнослужащий НОАК не только не покинул своего поста, но и не сменил строевой стойки. Единственным средством защиты от непогоды для них стала тонкая плащ-накидка.

Гроза стихла так же неожиданно, как и началась. Не привыкшие к таким, можно сказать, тропическим циклонам российские военные опасливо выходили на улицу и с изумлением осматривали изменившийся за пару десятков минут лагерь. На повестку дня встал вполне логичный вопрос: «Что делать?» Помощь пришла с сопредельной стороны. Несколько десятков китайских военнослужащих, еще днем участвовавших с россиянами в совместной тренировке, сменив автоматы на хозяйственный инвентарь, дружно взялись откачивать воду.

При взгляде на их слаженность, задор, быстроту действий, возникало ощущение, что вынужденное купание в мутной воде доставляет им искреннее и даже какое-то детское удовольствие. В тапках, а то и просто босиком они при помощи нехитрого инструмента – желтых тазов, метел и лопат – начали спасение оказавшегося под водой лагеря. Автор стал свидетелем, как один из китайцев, пытаясь пробить дренажный канал, ни секунды не колеблясь, с головой погрузился в грязную жижу. Вынырнул, вдохнул воздуха и опять ушел на глубину.

Россияне, кто в чем был, тоже взялись за тазики. Китайцы, вычерпывая воду из канав, выгоняли ее из лагеря при помощи метел. Ни о какой механизации и автоматизации речь не шла. Работая бок о бок, кто по щиколотку, а кто и по пояс в глинистой жиже на прохладном ветру, совместными усилиями за несколько часов русские и китайские военные все-таки сделали лагерь пригодным для ночевки.

Ближе к 11 часам вечера вода из большинства жилых палаток была откачана.

– Мы привезли с собой три комплекта формы, – сказал командир мотострелкового батальона майор Евгений Охрименко. – Как только в местах проживания стало более или менее сухо, военнослужащие переоделись. Мокрые камуфляж и нательное белье вывешены на просушку. Так что серьезных проблем и бытовых неудобств ливень нам не принес. Во влажной одежде никто не ночевал, спали в сухих постелях┘

Опасения вызывала возможная вспышка простудных заболеваний, потому как бороться с последствиями непогоды приходилось в воде на достаточно промозглом ветру. Но и здесь удалось избежать особых осложнений.

– На следующий день во время утреннего осмотра и вечерней поверки мы провели опросы личного состава на предмет возникновения симптомов простуды, – сказал исполняющий на время учений обязанности старшего медицинской группы подполковник медслужбы Сергей Сушильников, – но никаких отклонений не выявили.

Ночь и весь следующий день в лагере кипела работа: промоины засыпались песком, чистилась дренажная система, восстанавливалось освещение, чинились пешеходные дорожки, с асфальта убирался мусор, отмывались палатки. Параллельно на центральной площади устанавливалась сцена для праздничного концерта в честь официального открытия «Мирной миссии-2009». Полностью восстановленный лагерь был готов встречать высоких гостей.


Генерал армии Николай Макаров (справа) и генерал-лейтенант Александр Студеникин наблюдают за ходом учений.

СТАРТ НА БЕРЕГУ АМУРА

Военно-политические консультации руководителей Генеральных штабов двух стран прошли в Хабаровске. Генерал армии Николай Макаров и генерал-полковник Чэнь Биндэ выступили перед генералами и офицерами, представляющими две армии на учении «Мирная миссия-2009» и заслушали доклады руководителей учения с российской и китайской стороны. А затем в присутствии представителей средств массовой информации подписали совместную оперативную директиву на проведение учебной антитеррористической операции. Именно эта церемония и дала старт «Мирной миссии-2009».

На совместной пресс-конференции российский и китайский военачальники не только проинформировали журналистов о целях и задачах маневров, но и представили видение военно-политическим руководством своих стран ситуации в Восточной Азии и в мире в целом. Отметив при этом, что «наши взгляды совпадают», и Николай Макаров, и Чэнь Биндэ постарались, разумеется, расставить каждый свои акценты.

Так, генерал-полковник Чэнь Биндэ несколько раз настоятельно подчеркнул, что нынешнее военное учение не направлено против третьих стран, не угрожает их интересам и не представляет никакой опасности для соседей Китая и России. В своем выступлении он сделал экскурс в историю военного сотрудничества Москвы и Пекина. Китайский военачальник упомянул, в частности, помощь и поддержку, оказанную северным соседом в период Гражданской войны против Гоминьдана, совместную борьбу во Второй мировой войне против «японских фашистов», боевое сотрудничество в войне на Корейском полуострове (в 50-е годы ХХ века) и в других войнах.

Рассказывая о динамичном, все более интенсивном и плодотворном военном сотрудничестве Российской Федерации и Китайской Народной Республики, Чэнь Биндэ вспомнил, как он лично сопровождал прежнего министра обороны России Сергея Иванова во время визита в Китай в его поездке в монастырь Шаолинь. И добавил, что вскоре после этого монастырь посетил и тогдашний президент РФ Владимир Путин. На обоих российских политиков, сказал генерал, посещение Шаолиня произвело неизгладимое впечатление. (Судя по всему, с нашим действующим президентом и нынешним главой оборонного ведомства в подобной обстановке встречаться ему не пришлось, а потому их фамилии в его речи не прозвучали.)

Поведал Чэнь Биндэ и о том, как в годы его студенческой молодости председатель Мао настойчиво призывал соотечественников «хорошо учиться у старшего брата – СССР». При этом, возвратившись к реалиям дня сегодняшнего, начальник Генерального штаба НОАК отметил, что сейчас обе наши страны «являются ведущими», в ходе нынешнего военного учения в их отношениях «нет подчинения», а в обеспечение мира и стабильности в Азии и во всем мире они вносят «равный вклад». Усиливая военное сотрудничество, указал Чэнь Биндэ, Россия и Китай «показывают всему миру готовность к борьбе против трех зол». Эти «три зла», по китайской версии, – терроризм, экстремизм и сепаратизм.

Генерал армии Николай Макаров, в свою очередь, подробно остановился на угрозах и вызовах военно-политической обстановки, на фоне которых проходит «Мирная миссия-2009». В их числе были названы ядерные испытания в КНДР и наращивание вооружений в Японии и Южной Корее, напряженная обстановка вокруг Афганистана и Пакистана, обострение ситуации в Центральной Азии (очевидно, прежде всего в связи со вспышкой насилия в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая и нестабильностью в ряде государств СНГ). Всем этим, как и наличием огромной по протяженности границы между Россией и Китаем, а также принадлежностью их к ШОС, обусловлено, по мнению начальника Генерального штаба ВС России, «предрасположенность ко все более тесному военному сотрудничеству».

Непосредственно же в ходе учений «Мирная миссия-2009», сообщил генерал армии Макаров, будут отрабатываться вопросы создания общей группировки войск; обеспечения совместимости управления российской и китайской войсковых группировок; организация совместного планирования и взаимодействия в ходе применения войск и сил; изучение опыта друг друга в ходе проведения антитеррористических операций.


Китайские солдаты готовы встретить противника.
Фото Кирилла Блинова

МАНЕВРЫ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ МАНЕВРОВ

После Хабаровска генералы Макаров и Чэнь Биндэ прилетели в Байчен не с пустыми руками. Они привезли своим войскам условное решение руководителей двух держав, которое предусматривало проведение войсковой антитеррористической операции против «бандитов», напавших на населенный пункт, захвативших его и взявших в заложники женщин, детей, стариков. Мирные переговоры, которые провели с террористами власти, по сценарию учений, не дали никаких результатов и потребовалось применить военную силу. Но так, чтобы изолировать и уничтожить «экстремистов», одновременно защитив и оградив от малейших неприятностей мирное население. Как это сделать, и решали военачальники, командовавшие войсками в ходе учений «Мирная миссия-2009».

Оно моделировало антитеррористическую операцию на компьютерах и на картах, на ящиках с песком, где был выстроен макет местности с действующими на ней подразделениями. Каждый из командиров получил свою боевую задачу. Довел ее до подчиненных, а потом началась боевая динамика – непосредственное проведение самой антитеррористической операции. Блокирование «бандитов» в условном населенном пункте. Подавление работы средств связи и управления бандформирований. Удары штурмовой и фронтовой авиации и огневые налеты артиллерии. Высадка десанта непосредственно на крыши захваченных домов, вывод из-под огня мирного населения, расстрел из танковых орудий бронетехники противника, спешащей на выручку окруженным. Освобождение заложников и зачистка городка, его зданий и сооружений от засевших в укрытиях вражеских снайперов и гранатометчиков. От мин и взрывоопасных предметов┘

Маневры под условным названием «Мирная миссия», что прошли на китайской территории, не единственные в практике военного сотрудничества двух стран. Впервые они состоялись еще в августе 2005 года на берегу Желтого моря, на Шаньдунском полуострове КНР. Участие в них тогда принимали вместе с подразделениями Народной освободительной армии Китая не только общевойсковые и десантные войска России, как это обычно принято в антитеррористических операциях, но и стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, ракетные крейсера и атомные подводные лодки со стратегическими ракетами на борту. Стороны не только обменивались боевым опытом, согласовывали свои действия по борьбе с условным противником, но и демонстрировали друг другу уровень развития своих вооруженных сил. Следующие учения состоялись уже на Урале, под российским городом Чебаркуль. В той «Мирной миссии-2007», кроме российских и китайских военных, в рамках Шанхайской организации сотрудничества участвовали казахстанские, таджикские и киргизские воинские подразделения. И, конечно, там не было стратегических вооружений, а маневры оказались чисто антитеррористическими. В них активно работали и бойцы местного СОБРа и ОМОНа.

В новых учениях с обеих сторон действовали, как мы уже упоминали, до трех тысяч военнослужащих, около 300 единиц бронетехники, 40 летательных аппаратов. От Российской Федерации десантно-штурмовой батальон 83-й отдельной десантно-штурмовой бригады и усиленный мотострелковый батальон Дальневосточного военного округа. А руководил учениями от нашей страны «обучаемый штаб» из состава офицеров ДВО под руководством заместителя главкома Сухопутных войск России генерал-лейтенанта Александра Студеникина.

Зачем проходят такие маневры? Не для того, утверждают специалисты, чтобы отработать высадку десанта на Тайвань, как писала о первых российско-китайских учениях западная пресса, и совсем не для того, чтобы противопоставить взаимодействие армий двух соседей, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, НАТО, как не устают утверждать некоторые журналисты по обеим сторонам Атлантического океана. Все гораздо проще и обыденнее. Перед Китаем и перед Россией, как, впрочем, и перед многими другими цивилизованными странами, стоят общие задачи и угрозы – одна из них борьба с международным терроризмом. Недавние события в Синьцзян-Уйгурском автономном округе и на Северном Кавказе – в Дагестане, Чечне, Ингушетии свидетельствуют о том, что армии и спецподразделения обоих государств должны быть готовы к локализации и пресечению вылазок экстремистов или, как говорят в Китае, к борьбе вызовом «трех зол» – терроризма, экстремизма и сепаратизма. Взаимодействие в этой борьбе, обмен опытом, политическая, военная и военно-техническая поддержка и сотрудничество – обязательное условие для победы над этими вызовами.

Начальник российского Генерального штаба генерал армии Николай Макаров заявил, что «учение такого масштаба, как «Мирная миссия-2009», стало важным событием в жизни вооруженных сил двух государств. Они показывают всему мировому сообществу, что вооруженные силы России и Китая обладают всеми необходимыми возможностями для обеспечения стабильности и безопасности в регионе и способны решать задачи по противодействию характерным для нашего времени вызовам и угрозам». По словам генерала, совместные антитеррористические учения РФ и КНР – это не дань моде, а конкретный вклад в подготовку наших вооруженных сил к совместному противодействию существующим в регионе угрозам безопасности. Именно поэтому нестабильная обстановка в мире и была взята в основу при разработке замысла данного учения, сказал начальник Генштаба ВС РФ.

Об этом же говорил журналистам и начальник Генштаба НАОК генерал-полковник Чэнь Биндэ. При этом, характеризуя маневры, он отметил ту озабоченность обоих армий и стран, которую вызывают у военных России и КНР ядерные испытания и пуски баллистических ракет, которые проводит КНДР. «Создание Северной Кореей ядерного оружия недопустимо, – сказал китайский генерал, – так как это резко осложнит ситуацию в регионе и подтолкнет и Южную Корею к созданию собственного ядерного оружия, к его расползанию по всему миру».

Но кроме геополитического и антитеррористического значения «Мирной миссии-2009», проведенной на китайской территории, у этих маневров есть и еще один неназываемый, но очень важный аспект. Это та открытость, которую демонстрируют друг другу армии двух соседних стран. На полигон Таонань прибыли войска Дальневосточного военного округа, расположенные фактически на границе с КНР. Китайские генералы и офицеры могут в полной мере оценить степень их вооруженности, обученности, соответствия тому новому перспективному облику, о котором все время говорит российское военное руководство, способность действовать на современном боевом уровне. Такие же оценки и выводы о китайской армии могут сделать и российские офицеры. И хотя один усиленный мотострелковый батальон в виде батальонной тактической группы с поддерживающей его десантно-штурмовой ротой, истребительной, бомбардировочной и фронтовой авиацией – еще не полный прообраз нового облика, но все же тот срез, по которому с некоторыми натяжками можно судить обо всей армии, о ее готовности выполнять свои задачи по предназначению.

═Байчан–Хабаровск–Москва═


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
761
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2507
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1695
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1313

Другие новости