Форма старая – армия новая.
Фото Reuters
Славящиеся своей фантастической практичностью немцы решили, что их страна должна иметь профессиональные вооруженные силы – в рамках крупномасштабной реформы бундесвера Германия планирует приостановить призыв на срочную службу, провести сокращение личного состава и окончательно перейти к профессиональной армии. Каким будет «новый облик» германской армии?
ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕФОРМЫ
15 декабря правительство ФРГ одобрило план министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга по коренному преобразованию вооруженных сил Германии. Это решение фактически дает старт широкомасштабной реформе бундесвера, предусматривающей приостановку с 1 июля 2011 года в ФРГ воинской повинности, а также значительное сокращение численности бундесвера. В частности, планируется сократить численность вооруженных сил с 250 до 185 тыс. военнослужащих, 170 тыс. из которых будут профессионалами, а остальные – набираться на добровольной основе.
Цу Гуттенберг с первых дней в новой должности (назначен министром обороны Германии в конце ноября 2009 года) выступал за кардинальные реформы и обновление бундесвера. В рамках нынешней крупномасштабной реформы бундесвера министр намерен в первую очередь адаптировать вооруженные силы Германии к изменившейся ситуации в сфере безопасности.
О необходимости реформы бундесвера в связи с переменами в сфере политики безопасности и новыми задачами НАТО неоднократно заявляла канцлер Германии Ангела Меркель. По ее словам, сегодня Североатлантическому альянсу следует готовиться к усилению борьбы с международным терроризмом и к последствиям распада отдельных государств. Канцлер, в частности, указывала, что к настоящему времени более 300 тыс. военнослужащих бундесвера прошли через горячие точки в мире, где они участвовали в международных миротворческих акциях. Как полагает Меркель, «на этом примере отчетливо видно, насколько радикально изменились задачи, стоящие перед вооруженными силами страны. Поэтому назрела необходимость структурных преобразований с тем, чтобы бундесвер в большей мере соответствовал сегодняшним потребностям».
В настоящее время, например, для участия в операциях за рубежом ВС ФРГ могут одновременно направить не более 7 тыс. военнослужащих. После реформы профессиональный бундесвер должен быть в состоянии сформировать контингент в 15 тыс. военнослужащих для участия в международных операциях за рубежом. Установленную планом дату приостановки призыва на срочную службу в бундесвер (1 июля 2011 года) цу Гуттенберг определил как «оптимальную и правильную».
Реформа укладывается в анонсированную правительством Ангелы Меркель в июне этого года масштабную программу по сокращению государственных расходов и уменьшению бюджетного дефицита. Коренная перестройка вооруженных сил должна помочь сэкономить до 2014 года около 8,3 млрд. евро. Между тем цу Гуттенберг специально подчеркнул, что деньги для него – не главное и что будущее бундесвера не должно определяться «состоянием кассы». Кроме того, как предполагается, приостановка воинской повинности даст определенный импульс национальной экономике в виде массового притока студентов в немецкие вузы.
Незадолго до этого канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступая на конференции высшего командного состава бундесвера в Дрездене, призвала военачальников осознать реформу вооруженных сил «как шанс». Глава правительства напомнила о проведенной 20 лет назад крупномасштабной реорганизации бундесвера, в ходе которой в его ряды были приняты тысячи военнослужащих армии бывшей ГДР. Планируемую приостановку призыва Меркель назвала не только «понятной», но и «обоснованной с точки зрения политики безопасности» мерой.
При этом положение о всеобщей воинской обязанности предполагается оставить в Основном законе ФРГ. Юношей призывного возраста будут по-прежнему ставить на учет, но без обязанности проходить медицинский осмотр.
Предлагается также предоставить молодым людям условия для пробного прохождения службы в армии сроком от 12 до 23 месяцев. Тем самым, по мнению цу Гуттенберга, будет создана возможность для пополнения состава профессиональной армии. При этом глава оборонного ведомства назвал дополнительные стимулы, которые должны сделать привлекательной службу в профессиональной армии, – это увеличение денежного содержания военнослужащих и разные бонусы – например доступ к образованию. По словам министра, таким образом, «мы можем получить пятизначное число добровольцев». Планируется, что возможность служить в модернизированном бундесвере появится также у женщин.
НЕИЗБЕЖНОСТЬ КОРЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Вряд ли кто-либо в Германии мог предположить, что всего через год после прихода к власти коалиционного правительства в составе блока ХДС/ХСС и Свободной демократической партии новый министр обороны отменит обязательную военную службу. Такой короткий срок и отсутствие бурных дискуссий по поводу отказа от более чем 50-летней традиции всеобщей воинской повинности свидетельствует о глубоком понимании в немецком обществе того факта, что в современном мире всеобщая воинская повинность как инструмент обеспечения безопасности государства изжила себя.
После распада Советского Союза и Варшавского договора и окончания холодной войны исчезла и необходимость содержать многочисленную армию. Сегодня бундесверу (одному из ведущих членов НАТО) не приходится опасаться крупномасштабных наземных сражений на северогерманской равнине, сопряженных с огромными людскими потерями. Будущее принадлежит компактным, мобильным и высокопрофессиональным вооруженным силам. Таким образом, сейчас для Германии уже нет необходимости делать однозначный и обязательный выбор между значительным ограничением свобод всего мужского населения страны и обеспечением безопасности страны, а отказ от всеобщей воинской повинности является решительным шагом в направлении профессионализации бундесвера.
В настоящее время всеобщая воинская повинность, решение о которой было принято в Германии в середине 50-х годов прошлого века с целью превратить вооруженные силы в «зеркало общества» и «ребенка демократии» и не допустить больше «государства в государстве», превратилась в фикцию. Сохраняется лишь видимость армии из призывников, хорошо проверяемая статистически: 20 лет назад в армию призвали 211 тыс. человек, в последний призыв – только 32 тыс., то есть сейчас приблизительно на 250 тыс. военнослужащих приходится всего 30 тыс. призывников. Кроме того, доля тех, кто предпочел военной альтернативную службу, доходила до 40% – в основном это дети состоятельных родителей. По мнению некоторых немецких журналистов, «эта группа не только не может представлять общество, но и не сумеет его защитить». Таким образом, реализуя свой план, министр обороны цу Гуттенберг «лишь признает реальное положение вещей».
Следует напомнить, что тенденция к сокращению всеобщей воинской обязанности наблюдается в Германии уже в течение длительного времени. Весной 2010 года правительством ФРГ было принято решение об очередном (с девяти до шести месяцев) сокращении срока службы в бундесвере для призывников, которые получат повестки в армию к 1 октября с.г.
Это уже пятое за минувшие 30 лет сокращение срока всеобщей воинской обязанности, введенной в Германии через год после создания бундесвера – на первых порах профессионального – в 1955 году. Вначале немцев призывали в армию на один год, с 1962 до 1972 года – на полтора, а затем сроки обязательной службы в бундесвере стали снижать – 15 месяцев, 12, 10, 9 и вот теперь – полгода.
Очередное сокращение срока службы в армии до полугода было направлено на то, чтобы сделать всеобщую воинскую обязанность в Германии немного более справедливой. Чем короче служба, тем больше юношей можно пропустить через армию: не как сейчас – 40 тыс. человек, достигших призывного возраста, а 50 тыс. Причем, как подчеркивают специалисты, именно пропустить, а не сделать из них высококвалифицированных военнослужащих. В течение трех (а с осени – только двух) месяцев призывники проходят курс молодого бойца бундесвера: учатся стрелять из винтовки, автомата и пистолета, читать карту, ходить по азимуту, перевязывать раны и совершать марш-броски с полной выкладкой.
По мнению большинства экспертов, это слишком короткий срок, чтобы по-настоящему освоить военную специальность. Оставшиеся несколько месяцев юноши собственно служат – или скорее просто отбывают свой срок в казарме. К настоящему делу призывников вообще не привлекают. В зарубежные миссии бундесвера, например в Афганистан, отправляют только профессионалов.
Подобное сокращение срока службы в бундесвере многие в Германии назвали компромиссом между немецкими консерваторами, тогда еще не готовыми отказаться от всеобщей воинской повинности, и либералами, выступающими за переход к профессиональной армии. В пользу такой армии, формируемой на добровольной основе, уже давно выступают зеленые, Левая партия и значительная часть социал-демократов. Глава парламентской фракции оппозиционной Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Франк-Вальтер Штайнмайер выступил в поддержку планов министра обороны, напомнив о том, что соответствующий проект разработали еще социал-демократы.
Как полагает эксперт СДПГ по вопросам вооруженных сил Райнер Арнольд, «рекруты могут пару раз стрельнуть, научиться отдавать честь, чуть-чуть покорпеть над теорией, а в оставшиеся несколько недель поработать в армии писарем или водителем. Это не имеет никакого отношения к решению задачи по обороне территории страны, которая, собственно, и служит единственным оправданием принудительной службы в армии».
Министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле заявил, что бундесвер должен быть преобразован в профессиональную армию независимо от участия в будущих международных операциях. Он подчеркнул, что «его волнуют не вопросы экономии, а справедливость. Просто неприемлемо, что в армию ежегодно идут лишь 16% призывников, тогда как многие другие в это же самое время делают себе карьеру». По мнению министра, «это нарушает закрепленный в Конституции принцип равноправия».
В пользу сторонников профессиональной армии свидетельствуют здравый смысл и опыт других стран, давно или недавно перешедших на добровольный принцип формирования вооруженных сил. По расчетам экспертов партии зеленых, профессиональный бундесвер численностью даже в 220 тыс. военнослужащих будет куда более экономичным и эффективным, чем сегодняшняя армия ФРГ «с ее аппендиксом воинской повинности».
Неизбежной реформу делают не только указанные выше геополитические и внутриполитические факторы, но и некоторые другие – дефицит бюджета, демографические проблемы, нехватка образованных специалистов и т.д.
АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»
Между тем многие немецкие специалисты и политики предлагают более тщательно взвесить все «за» и «против». Так, президент Германии Кристиан Вульф предостерег от чрезмерных сокращений бундесвера. Выступая с речью перед курсантами военно-морского училища во Фленсбурге, он заявил о «необходимости обеспечить уверенность солдат в том, что вооруженные силы и впредь сохранят то, что им необходимо для выполнения своих задач».
В печати высказывается мнение о том, что «абстрактные цели экономии ни в коей мере не должны становиться мерилом уровня оснащения армии, ее роли в обществе и справедливости всеобщей воинской повинности». При этом подчеркивается, что «новая германская армия не имеет права существовать сама по себе, как это было во времена Веймарской республики, а должна контролироваться обществом. Армия должна состоять не из профессиональных солдат, а из граждан страны в униформе, и подчиняться ее парламенту».
Бундесвер станет еще профессиональнее. Фото Reuters |
Некоторые эксперты высказывают сомнение в том, окажется ли у бундесвера достаточно военнослужащих в будущем, если в стране отменят воинскую повинность? Ведь большинство солдат-сверхсрочников принимали решение о дальнейшей службе в бундесвере в ходе обычной воинской службы, уже после прохождения курса начальной военной подготовки.
Кроме того, с отменой воинской повинности отпадет и обоснование альтернативной службы. Без нее, по мнению немецких журналистов, «наша страна станет беднее, а социальный холод распространится на многие благотворительные учреждения. Больницы, дома престарелых без «альтернативщиков» окажутся в еще больших финансовых трудностях».
Реформа бундесвера, связанная, в частности, с сокращением численности личного состава, вызовет определенные социально-экономические проблемы в целом ряде районов Германии, где дислоцируются воинские части. Дело в том, что когда с середины 50-х годов прошлого века Германия вновь стала создавать вооруженные силы, многие военные гарнизоны были построены в экономически неблагополучных регионах, что обеспечило появление там дополнительных рабочих мест.
В настоящее время в ФРГ существует более 400 подобных мест дислокаций военных частей, тесно связанных с жизнью гражданского населения. Так, например, из 9 тыс. жителей расположенного в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия городка Аугустдорф, где расположена одна из самых крупных в Германии казарм сухопутных сил бундесвера, 4 тыс. – военнослужащие.
Бургомистр Аугустдорфа Андреас Вульф считает, что финансовое благополучие его муниципалитета почти полностью зависит от военных, поскольку бундесвер является одним из главных работодателей в городе. По словам Вульфа, только благодаря военным выручка с товарооборота и услуг составляет около 3 млн. евро в год. Кроме того, в частях работают предприятия, регулярно перечисляющие налоги в городскую казну.
Сокращение численности военного персонала, а то и полная ликвидация воинских частей могут повлечь за собой серьезные последствия для социального сектора. Как предполагает бургомистр, «опустеют детские сады и школы, многие мелкие предприятий городка растеряют клиентов». Окончательное решение о том, какие именно места дислокации воинских частей бундесвера подвергнутся ликвидации, а какие – массовым сокращениям, будет объявлено в середине 2011 года.
ТЩАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
В апреле 2010 года министр обороны ФРГ , недовольный эффективностью работы подчиненного ему ведомства, поручил специальной комиссии экспертов во главе с руководителем Федерального агентства по труду Франком-Юргеном Вайзе проанализировать деятельность Министерства обороны Германии и представить предложения по его реформированию. Комиссия почти полгода тщательно разбиралась в работе различных структур Министерства обороны Германии и в конце октября 2010 года представила свой доклад. Вывод был неутешительный: Министерство обороны не способно осуществлять эффективное руководство строительством вооруженных сил ФРГ.
Никогда еще военное ведомство Германии не подвергалось такой резкой критике. В докладе звучали, например, следующие оценки: «границы полномочий размыты», «персональная ответственность отсутствует», «сотрудники министерства только теряют время из-за структур, не способных обеспечить успех». В своем отчете комиссия прямо указывает, что «необходимость согласования между различными действующими лицами и слишком многочисленными бюрократическими уровнями непомерно снижает скорость принятия решений в министерстве и бундесвере и затрудняет эффективное управление».
Комиссия по реформе бундесвера предложила резко, как минимум наполовину, сократить численность сотрудников (сейчас в Министерстве обороны занято свыше 3 тыс. человек), число штабов и отделов и свести всех сотрудников ведомства в одном месте (в настоящее время более 2500 человек работают в Бонне, где формально и находится штаб-квартира министерства, и еще более 500 – в Берлине).
Отдельной темой в отчете комиссии стали системы закупок Министерством обороны вооружений и техники для бундесвера. Утверждается, что «в большинстве случаев вооруженные силы получают необходимое снаряжение с запозданием и по завышенным ценам. Затянутое планирование отдельных проектов – нередко более 10 или даже до 30 лет – приводит к тому, что меняется политическая ситуация, а вместе с ней и военные запросы и требования». В качестве примера комиссия привела, в частности, проект «Геркулес», который уже поглотил миллиарды евро, многоцелевой истребитель Eurofighter и военно-транспортный самолет А-400-М.
Рекомендации комиссии стали составной частью плана реформы ВС ФРГ, который в декабре с.г. был утвержден правительством страны. До этого в ноябре 2010 года проект плана был тщательно рассмотрен и одобрен на съездах правящих в Германии Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза.
Министр обороны цу Гуттенберг (ХСС) лично выступил перед участниками обоих съездов с представлением плана будущей реформы. По словам министра, он всегда являлся сторонником призыва, однако в настоящее время шесть месяцев, которые срочники проводят в бундесвере, не приносят ощутимой пользы не им, ни армии.
Цу Гуттенберг вновь повторил свое заявление о целесообразности использования бундесвера не только для защиты территории ФРГ, но и за рубежом для обеспечения безопасности торговых путей, добычи и поставок необходимых Германии энергоресурсов и полезных ископаемых.
Что касается младших партнеров блока ХДС/ХСС по правительственной коалиции, либералов из СвДП во главе с вице-канцлером Гидо Вестервелле, то они изначально выступали за отмену призыва, включив это требование в свою предвыборную программу.
ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ
Поскольку немцы кроме практичности славятся и своей педантичностью, можно не сомневаться, что план предстоящей реформы тщательно проработан, хотя широкой общественности обнародованы лишь общие цели и направления модернизации вооруженных сил. При этом в Германии (в отличие от некоторых других стран) сначала было объявлено о проведении реформы, потом создана комиссия по выработке предложений по приданию бундесверу «нового перспективного облика», и только потом, после получения общественной и правительственной поддержки, начнется пошаговая реализация реформ. Такой подход значительно повышает шансы на то, что поставленные министром обороны цели будут достигнуты.
Важным в связи с этим представляется особо обратить внимание на некоторые провозглашенные немецким руководством цели нынешней реформы бундесвера. Это «изменения в сфере политики безопасности и новые задачи НАТО», а также «использование бундесвера не только для защиты территории ФРГ, но и за рубежом для обеспечения безопасности торговых путей, добычи и поставок необходимых Германии энергоресурсов и полезных ископаемых».
Становится ясно, что в результате реформы Германия планирует получить современные компактные, мобильные и высокопрофессиональные вооруженные силы, которые в ближайшем будущем позволят Берлину играть гораздо более важную роль в деятельности Североатлантического альянса, а впоследствии – и в мировой политике в целом.