0
9361
Газета Армии Интернет-версия

26.06.2015 00:01:00

Накопление мобресурса – под угрозой

Адам Нижаловский

Об авторе: Евгений Константинович Артемов – проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Владимир Александрович Коргутов – полковник, Герой Российской Федерации, начальник военной кафедры при НИУ ВШЭ. Адам Владимирович Нижаловский – генерал-майор запаса, кандидат военных наук, доцент, профессор НИУ ВШЭ, член-корреспондент Академии военных наук.

Тэги: военные кафедры, министерство образования, минобороны, офицеры, вшэ, студенты, соцопрос


военные кафедры, министерство образования, минобороны, офицеры, вшэ, студенты, соцопрос На военные кафедры следует отбирать лучших. Фото предоставлено авторами

С сентября 2014 года в России развернута новая система военной подготовки студентов вузов, главное новшество которой состоит в том, что наряду с подготовкой на военных кафедрах и факультетах военного обучения (далее – военные кафедры) ведущих университетов страны офицеров запаса, организовано обучение сержантов и солдат запаса продолжительностью 2 и 1,5 года соответственно.

«НВО» уже неоднократно обращалось к этой актуальной теме (№ 30 за 2014 год и № 2 за 2015 год), поскольку она затрагивает интересы многомиллионной армии студентов и их родителей. Сегодня, когда завершился первый учебный год военной подготовки студентов по новым правилам, есть возможность подвести некоторые итоги, вскрыть проблемные вопросы, мешающие полномасштабному развертыванию новой системы, нацеленной на широкое привлечение студентов к военной службе и планомерное восстановление мобилизационного ресурса нашей страны.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОБУКСОВЫВАЕТ

Прошедший учебный год совпал с первым этапом плана развертывания новой системы военной подготовки, рассчитанного до 2017 года. 66 университетов, имеющих военные кафедры, включились в этот процесс. 

Первый набор студентов для подготовки сержантов и солдат запаса вузы осуществляли, исходя из своих возможностей, в количестве от 40–60 до 300–400 человек (всего по стране – 11 тыс. студентов). 

При успешном завершении учебы этими специалистами запаса можно будет укомплектовать в особый период несколько мотострелковых бригад. Но это только начало. Есть все основания полагать, что объемы военной подготовки студентов будут возрастать. Это очень важно, поскольку за последние десятилетия мобресурс страны в силу ряда причин значительно сократился.

Казалось бы, развертывание новой системы военной подготовки идет по намеченному плану, оно объективно необходимо, базируется на принятых государственных решениях, и нет никаких поводов для беспокойства. К сожалению, это не совсем так. Мы постоянно отслеживаем процессы, происходящие в этой области, и в последние месяцы заметили снижение активности со стороны Министерства обороны, Министерства образования и науки РФ, средств массовой информации.

В самом начале реформы было объявлено, что она рассчитана до 2017 года и пройдет в три этапа. Первый этап по срокам практически уже завершен. Мы должны были организационно перейти от военных кафедр к факультетам военного обучения и межвузовским центрам военной подготовки. Этот процесс до сих пор даже еще не начат. А ведь известно, что организационно-штатные мероприятия за неделю или даже за месяц не провести.

Создается такое впечатление, что успешно начатая реформа стала тормозить. Нарастают противоречия в той фактической ситуации, которая сложилась на нынешний момент. С увеличением в разы объемов набора студентов и значительным расширением направлений военной подготовки кафедры де-факто уже год как являются факультетами военного обучения в их классическом понимании. Де-юре же они существуют в прежних штатных расписаниях, рассчитанных по старым нормативам. Да и нормативов новых не появилось. До сих пор не переработано базовое в этой области постановление правительства РФ от 2008 года № 152, используется явно устаревший совместный приказ министра обороны и Минобрнауки от 2009 года № 666/249, которые регламентируют только подготовку офицеров запаса. Автоматически перенести их положения на подготовку сержантов и солдат не получается: другие квалификационные требования, условия и контингенты обучаемых, сроки военной подготовки и т.д. Чтобы переформировать военные кафедры в факультеты военного обучения, нужно внести изменения как минимум в два постановления правительства РФ и ряд иных нормативных актов. Но время уходит, а никаких движений не наблюдается.

Мы понимаем, что Россия сейчас переживает непростые времена. Существуют проблемы и в Министерстве обороны, в том числе по численности офицерского состава. Ранее нами уже предлагалось идти на создание факультетов военного обучения без увеличения штатной численности военнослужащих. То есть только начальник факультета и начальник учебной части – заместитель начальника факультета являются кадровыми офицерами, а все остальные должностные лица – офицерами запаса. Начальники военных кафедр, входящих в состав факультета, также, по нашему мнению, могут быть офицерами запаса. При таком варианте организационно-штатные преобразования можно провести без существенного увеличения численности военнослужащих и с минимальными затратами. Тем более что финансирование осуществляется в основном самими университетами.

В КАЧЕСТВЕ ПООЩРЕНИЯ

До настоящего времени не получила разрешения проблема объемов военной подготовки. Министерству обороны выгодно иметь максимально возможное количество студентов, обучающихся на военных кафедрах. Это совершенно справедливо с государственной точки зрения, однако в погоне за количеством мы вынуждены производить не отбор на военную кафедру, а своего рода запись добровольцев (по крайней мере к такой мысли приводят те цифры, которые спускаются на военные кафедры Главным организационно-мобилизационным управлением ГШ ВС РФ). По нашему глубокому убеждению, студент своей отличной учебой, примерной дисциплиной и активной жизненной позицией должен заслужить предоставленное законом право прохождения военной службы параллельно с получением высшего образования. Такую возможность государство должно давать в виде поощрения наиболее добросовестным студентам. Остальные должны служить в армии как все – один год по окончании учебы.

До введения новой системы при наборе студентов для обучения по программам подготовки офицеров запаса существовал конкурс 2–4 человека на место, а иногда и более. Отбирались лучшие из лучших, в основном отличники учебы, которые дорожили своим местом на военной кафедре. За время обучения лишь некоторые из них отчислялись из университета по неуспеваемости (2–3%). Довольно редкими были случаи отстранения от военной подготовки по собственному желанию (это были единицы). За прошедший год мы наблюдаем совершенно иную картину. На военной кафедре при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в 2014 году было зачислено для обучения по программам подготовки сержантов и солдат 362 студента. За год отчислено 38 человек (10,5%). При этом главными причинами отстранения студентов от военной подготовки стали: неуспеваемость по основным программам обучения и отчисление из университета – 20 человек (53%); непосещаемость занятий и неуспеваемость на военной кафедре – 10 человек (26%); собственные желания студентов – 8 человек (21%). И это прошла только половина срока военной подготовки сержантов и две трети срока – солдат. Очевидно, аналогичная картина наблюдается и в других университетах.

По нашему мнению, причин такого положения несколько, но основная – в том, что мы взяли на военную кафедру не лучших студентов –   отличников, как было ранее, а практически всех желающих и физически здоровых. При таком подходе снижается престижность и значимость военной подготовки, многие студенты не дорожат тем, что они получили, не выдерживают нагрузок.

При такой ситуации было бы целесообразным, пока не установлены жесткие нормативы по набору и не открыто целевое финансирование этого вида обучения студентов, предоставить вузам право самостоятельно регулировать объемы подготовки сержантов и солдат запаса, руководствуясь своими реальными возможностями и разумными пределами. Количество обучаемых можно ограничивать величиной среднего балла успеваемости, устанавливаемой каждым университетом для поступающих на его военную кафедру.

При этом следует учитывать приоритеты: среди студентов более престижной считается подготовка по программам офицеров запаса. В ходе конкурсного отбора в эту категорию необходимо зачислять студентов с наивысшими рейтинговыми показателями, имеющими, как правило, первую категорию профессиональной пригодности и лучшие результаты по физподготовке. Второе место по престижности занимает программа подготовки сержантов запаса. Для обучения по этой специальности должны зачисляться те, кто не прошел в офицерский состав, но кто желает быть командиром и обладает для этого соответствующими способностями. Последние должны определяться на этапе отбора, например, начальниками циклов, которых целесообразно включать в состав конкурсных комиссий.

Начиная с 2016 года мы столкнемся еще с одной проблемой. Ставится под угрозу оправдавший себя десятилетиями принцип непрерывности военной подготовки. Те студенты, которые сейчас проходят обучение по программам солдат запаса, завершают обучение на военной кафедре в декабре 2015 года. Учебные сборы с ними по плану – только в июне-июле 2016 года. За полгода они забудут те теоретические положения, которые были получены на кафедре, поскольку они не закреплены практическими действиями, навыками и умениями (а именно для этого и предназначен учебный сбор). И такой разрыв в теории и практике обучения будет иметь место каждый год, что крайне отрицательно скажется на качестве подготовки специалистов. В связи с этим предлагается рассмотреть возможность начала военной подготовки студентов по программам солдат не с сентября, как это происходит традиционно, а с января следующего календарного года.

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ

В апреле 2015 года на военной кафедре при НИУ ВШЭ проведено анкетирование студентов, в ходе которого мы попытались выяснить, насколько новый вариант прохождения военной службы устраивает студенческое сообщество. Из 290 респондентов 46 человек (15,9%) видят в обучении на военной кафедре возможность исполнения конституционного долга, 176 студентов (60,7%) считают его удобной формой прохождения военной службы, 24 человека (8,3%) воспринимают учебу на военной кафедре как зов сердца, порыв души, связывают ее с патриотическим долгом, 18 респондентов (6,2%) истинной причиной обучения на военной кафедре считают продолжение военной семейной династии, 11 человек (3,8%) затрудняются ответить на данный вопрос, а 15 студентов (5,2%) вовсе не посчитали нужным дать какой-либо ответ.

Можно считать, что только две последние категории респондентов (всего 26 человек из 290, то есть 9%) не определились окончательно с вопросом, что они делают на военной кафедре. Подавляющее большинство, 91% опрошенных, считают такую форму исполнения воинского долга приемлемой и удобной для студентов. Очевидно, с определенной долей погрешности эти результаты можно перенести на другие вузы и констатировать тот факт, что предложенный руководством страны вариант военной подготовки студентов демонстрирует свою жизненность и востребованность.

Лишним подтверждением такой оценки может служить набор студентов на военные кафедры в этом году. В НИУ ВШЭ, к примеру, подали заявления с просьбой обучения на военной кафедре 859 студентов (на 12% больше, чем в прошлом году). Из этого количества военными комиссариатами признаны годными к военной подготовке 724 человека (84%). По опыту прошлых лет, 15–20% молодых людей не выдержат испытаний по физической подготовке. Следовательно, можно предполагать, что в сентябре наш строй пополнят 500–600 будущих защитников отечества.

Все было бы прекрасно, если бы не те 9% студентов, которые пока не определились, нужна ли им военная кафедра. К ним примыкает еще одна категория, которая также была выявлена в ходе анонимного анкетирования студентов при ответе на вопрос: готовы ли они в трудную минуту выступить на защиту нашей родины? Положительно ответило подавляющее большинство – 82,4%. Не готовы в трудную минуту выполнить свой долг 6 студентов (2,1%), затруднились ответить, то есть до сих пор не определились 39 студентов (12,1%). Два последних показателя перекликаются с ответами на вопрос о цели пребывания на военной кафедре. Анализ анкет показывает, что это в основном те же студенты, которые дали отрицательные ответы на предыдущий вопрос.

Результаты ответов на вопросы анкеты требуют глубокого осмысления и принятия мер, направленных на существенное уменьшение в ближайшей перспективе на военных кафедрах прослойки студентов, не имеющих твердой решимости выступить на защиту родины.

Напрашивается вопрос: если они затрудняются с ответом на главный вопрос или даже явно отрицательно на него отвечают, то зачем мы их учим?

Очевидно, есть смысл пересмотреть существующую методику отбора студентов для прохождения военной подготовки (кстати, она содержится все в том же совместном приказе № 666/249). Для более глубокого изучения будущих защитников отечества на этапе их отбора, по нашему убеждению, необходимо расширить полномочия военных кафедр. В состав комиссий нужно смелее включать начальников циклов, которые будут готовить военных специалистов, а также психологов, ведущих методистов. Возможно, настало время использования для этих целей различных технических средств, которые в последние годы разрабатываются в нашей стране и позволяют в той или иной мере определить истинные намерения человека.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
604
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2324
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1536
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1166

Другие новости