Сергей Горшков был не только флотоводцем, но и дипломатом. На фото – во время встречи с Эрихом Хонеккером. Фото Федерального архива Германии. 1980
Шестьдесят лет назад Главнокомандующим ВМФ СССР был назначен Сергей Георгиевич Горшков, тогда еще – адмирал, а впоследствии – Адмирал Флота Советского Союза. В этой должности он провел без малого 30 лет – до 1985 года, сделав немало для развития как собственно отечественного ВМФ, так и для повышения обороноспособности страны в целом.
Следует особо подчеркнуть, что к руководству Военно-морским флотом страны адмирал С.Г. Горшков пришел в крайне сложный период, когда вопрос о роли и месте флота в составе Вооруженных сил являлся предметом острых и жарких дискуссий. В ходе оценки влияния появившегося ядерного оружия и ракетного вооружения на характер возможной войны на суше и море высказывались различные взгляды, в том числе и отрицавшие роль отдельных видов ВС и систем вооружения. Например, появились горячие головы, отрицавшие возможность флота эффективно действовать на море в современных условиях, а следовательно, и его необходимость для страны.
В итоге борьбы мнений ЦК КПСС и советским правительством в середине 50-х годов было принято решение о создании мощного ракетно-ядерного флота, включающего в свой состав атомные подводные ракетоносцы, многоцелевые атомные подводные лодки, ракетоносную морскую авиацию дальнего действия, а также надводные корабли специальной постройки и назначения.
Период 60–80-х годов по праву называют самым ярким этапом советского кораблестроения. Поэтому абсолютно неправильно считать, что курсом деятельности нового Главкома ВМФ было лишь стремление к количественному увеличению плавсостава флота в ущерб развитию его береговой инфраструктуры.
Конечно, основные усилия судостроителей и военных моряков в этот период были направлены на совершенствование и создание военных кораблей, отвечающих современному моменту развития международной обстановки. В состав ВМФ наряду с атомными подводными лодками поступали корабли с газотурбинными установками; корабли, оснащенные вертолетами и палубной авиацией; были созданы корабли с динамическими принципами поддержания (на подводных крыльях, воздушной подушке, экранопланы), а также подводные корабли с атомными энергетическими установками и ракетным вооружением.
Одновременно развитие ВМФ требовало создания развернутой системы базирования, технического, тылового и другого обеспечения. Поэтому в эти годы наряду с совершенствованием существующей береговой инфраструктуры флота осуществлялось создание новых как береговых, так и маневренных пунктов базирования, оборудовались пункты рассредоточенной стоянки и снабжения кораблей, создавались новые судоремонтные предприятия и др.
Впервые возник и решался вопрос создания плавучего тыла флота, для решения которого велось строительство судов обеспечения и базовых плавучих средств, необходимых для несения боевой службы, снабжения и ремонта кораблей в удаленных районах Мирового океана и местах рассредоточения сил флота.
В итоге выполнения намеченной программы был создан мощный океанский флот нашей Родины.
Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков отмечал в марте 1985 года: «Сегодня, когда мы уже имеем флот, являющийся одним из сильнейших в мире, оглядываясь назад, отчетливо видишь, какой же колоссальный труд вложен в него нашими замечательными учеными и конструкторами, инженерами и рабочими. Можно сказать, что наш флот создан трудом всего советского народа».
Будучи Главкомом, Горшков во многом определял пути развития и строительства флота, оснащение его современными кораблями и передовой техникой, организовывал и руководил дальними походами кораблей и взаимодействия с флотами других стран. При нем была усовершенствована система подготовки и воспитания кадров, в первую очередь офицерских.
По роду моей службы мне приходилось многократно встречаться с Сергеем Георгиевичем. Это происходило и в период пребывания на флотах, в организациях промышленности, морских походах, на различных учениях, проводившихся как в рамках ВМФ, так и Министерства обороны СССР с участием представителей командования различных видов ВС. Я уж не говорю об участии в большом количестве различных заседаний и обсуждений, посвященных вопросам развития, строительства и эксплуатации сил и средств ВМФ, проходивших под руководством С.Г. Горшкова.
Трудно что-то особо выделить из этой совместной работы. Могу отметить лишь следующее: где бы ни проходили эти мероприятия – в Москве или Ленинграде, на Черноморском или Тихоокеанском флотах, на коллегиях МО СССР или заседаниях Военного совета ВМФ, в конструкторском бюро или на заводе, на корабле или военно-морской базе, – всюду Сергей Георгиевич показывал себя исключительно эрудированным и грамотным руководителем, хорошо знавшим как чисто военные вопросы, так и вопросы кораблестроения. Владея искусством общения с людьми любого ранга и социального положения, отлично ориентируясь в политической обстановке своего времени, он умел добиваться достижения намеченной цели, преследуя прежде всего необходимость решения различных задач в интересах флота и обеспечения надежной защиты нашей Родины.
Таким остался в моей памяти выдающийся флотоводец – Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков.