Фото автора
С 2013 года в Рязани ведётся масштабная реконструкция Высшего воздушно-десантного командного училища им. В. Ф. Маргелова, считающегося лучшим среди подобных вузов в России. Здесь готовят высококлассных специалистов ВДВ и подразделений специального назначения.
Бойцов готовят с использованием современных технологий и тренировочных комплексов. Один из них — Водолазный учебно-тренировочный комплекс «Штурм».
Снаружи бассейн — ничем не примечательное современное здание, скрывающее внутри масштабный глубоководный тренажер. Над водной гладью закреплена часть борта вертолёта Ми-8, с которого десантники отрабатывают прыжки в воду и подъём раненых бойцов на борт. Здесь же смонтирована часть корабельной палубы и прыжковая вышка.
Фото автора |
Под водой обустроен тир для стрельбы из специальных видов оружия. Также десантников-водолазов обучают и проведению ремонтных работ на глубине. Курсанты отрабатывают эвакуацию с подводной лодки, поэтому «Штурм» оснащён торпедным аппаратом с барокамерами. Дело в том, что при погружении более чем на двадцать метров, организму человека необходимо время, чтобы привыкнуть к изменению давления окружающей среды. Барокамера призвана облегчить и сократить этот переход. Она представляет собой металлический сосуд с толстыми стенками, где может помещаться один или несколько человек. В камере создаётся и поддерживается необходимое давление для адаптации водолазов.
Глубоководный комплекс носит имя Героя России, капитана первого ранга Анатолия Храмова. Более тридцати лет он посвятил военно-морскому флоту, осваивая новое оборудование и рискуя жизнью в глубоководных экспериментах. В 2000 году Анатолий Храмов участвовал в спасательной операции на месте гибели атомной подводной лодки «Курск», руководя водолазами спасательного судна «Владимир Трефолев».
Строительство «Штурма» — не имеющего аналогов в мире по технической сложности и оснащённости, заняло три года, и теперь подготовка личного состава идёт с минимальным риском для жизни. «Раньше курсантов в бассейнах не готовили, они проходили теоретическую подготовку, а практику могли отрабатывать только на открытых водоёмах в тёплое время года, что существенно усложняло обучение. Сейчас действия под водой можно отрабатывать круглый год и в любую погоду», — поясняет Николай Мирный, генеральный директор Треста «Мосэлектротягстрой». Компания занимается возведением объектов на территории Училища.
Ещё одно новое слово в подготовке десантников — Аэродинамический комплекс «Полёт». Огромные промышленные вентиляторы разгоняют воздух в камере до скорости 280 км/ч, воздушный поток поднимает человека над землёй и создаетимитацию свободного падения. Курсанты отрабатывают ускорение и замедление падения, перевороты и групповые действия в воздухе. Перед тем как войти в полётную камеру, курсанты отрабатывают свои действия на специальных тележках в учебном классе.
«Полёт» поднимает бойца в полной экипировке весом до 140 килограмм. Для создания комфортных условий воздух внутри камеры принудительно охлаждается, а все полёты записываются на фото и видеокамеру для дальнейшего разбора с инструктором.
Фото автора |
Похожий тренажер действует в подмосковном Жуковском, но там одновременно могут заниматься только два десантника, а в Рязани — сразу пять. «Полёт» позволяет обучить курсанта прыжкам с парашютом за 15 минут — через комплекс проходят все первокурсники. Тренажер снизил не только временные, но и финансовые затраты на обучение молодых бойцов: час занятий на тренажере заменяет 60 прыжков с парашютом.
Аэродинамический комплекс «Полёт» носит имя генерал-лейтенанта Ивана Лисова — автора новой системы подготовки десантников и основателя массового парашютного спорта в СССР. Мало кто знает, но именно Иван Лисов придумал и внедрил в войсках ВДВ знаменитый краповый берет и тельняшку.
В маргеловском училище построен ещё один нетипичный для армии комплекс — современная конюшня на 60 лошадей. Она состоит из крытого манежа, водилки, сенника, мойки для животных с ультрафиолетовой сушилкой, а также медицинского центра с рентгеном. В гористой и пересеченной местности техника справляется далеко не всегда, в отличие от выносливых коней, которые доставляют личный состав и амуницию в самые труднодоступные районы.
Лошади в рязанском училище породистые — алтайские скакуны. При этом обучаться им приходиться не меньше, чем курсантам. Нужно время, пока конь привыкнет к человеку и допустит к себе первого наездника.
Также в училище заканчивают возведение полигона для танкового биатлона: международного состязания, с каждым годом увеличивающего количество участников. В 2016 году в соревнованиях приняли участие команды из 17 стран. Объект закончен на 70%: построена трасса с препятствиями и часть трибун.
Одно из препятствий на полигоне — брод. Строителям предстоит вырыть котлован длинной 25 метров и глубиной 1,2 метра. После заполнения водой этот участок трассы станет серьёзным испытанием для механика-водителя. В условиях гонки со временем сложно сохранить ориентацию в пространстве и не заглохнуть. Откроют полигон уже в этом году.