Спарринг – обязателен, поскольку, научившись побеждать в спортивном бою, можно победить и в реальном. Фото с сайта www.mil.ru
Грядущая война, утверждают военные футурологи, будет войной даже не машин, а технологий и роботов. А что же царь природы – человек? Его роль будет заключаться в манипулировании кнопками, управлении джойстиком? Это будет сидячая война, не требующая от солдата серьезных физических усилий. В таком случае из программы военных училищ и академий исчезнет физическая подготовка – за ненадобностью.
Возможно, однако, что через несколько дней после начала боевых действий противоборствующие стороны уничтожат все источники энергоснабжения друг друга, собьют все спутники и станут воевать по старинке. Тогда физическая сила непременно потребуется, как и умение противостоять противнику в единоборстве с ним.
Недавно мне показали вышедший в издательстве «Советский спорт» учебник «Теория и практика рукопашного боя». Есть еще электронный диск «Теория и практика восточных единоборств». В них речь идет о направлениях боевых искусств, основанных на техниках карате, джиу-джитсу, айки-дзюцу и кендо. Создатели этих работ – легендарный Тадеуш Касьянов, стоявший у истоков карате в СССР и рукопашного боя в России, снявшийся в 19 фильмах как актер и постановщик трюков, и преподаватель Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова Сергей Катанский.
Оба – гранд-мастера восточных единоборств, обладатели 10-го дана по карате, доктора педагогики и философии Оксфордского университета в области боевых искусств, победители конкурса ЮНЕСКО на лучшие спортивные методические работы, авторы отечественных книг и учебных фильмов по различным единоборствам.
Насколько восточные единоборства, боевые искусства нужны современной армии? Об этом автору материала рассказал один из авторов книги, ставшей раритетом, Сергей Катанский. Он в свои 63 года лично обучает приемам защиты против атакующих действий автоматом, саперной лопатой, пистолетом, жонглирует ножом, азартно кричит, почти как теннисистка Курникова, показывает кувырки, падения со страховкой. И все это легко, непринужденно.
Много лет Катанский ведет дневники тренировок, совершенствования методики обучения. На их основе опубликовал более 40 книг, снял 10 учебных видеофильмов. К нему приезжают специалисты для обмена опытом, присылают из России и из-за рубежа письма благодарности. Он лично подготовил двух чемпионов мира: девушку по кикбоксингу и парня по кунг-фу.
Рукопашный бой – это уникальное искусство, которое
используют в бою все народы. В совершенстве владеют им и российские десантники. Фото с сайта www.mil.ru |
ВОИН ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОСТОЯНИЕМ ДУХА
– Сергей Анатольевич, ваши книги и фильмы – большая и методическая, и литературная работа. Для чего она проделана?
– Чтобы создать эффективную систему обучения, передать ее другим поколениям. Те, кто живут и трудятся в столице, имеют доступ к свежей информации, а энтузиасты, живущие на окраинах страны, в том числе среди военнослужащих, этого не имеют. Вот и хотелось поделиться с ними тем, что знаю.
– Какая система обучения может считаться эффективной?
– Та, которая включает в себя основные законы педагогики. Она должна обучать, воспитывать и развивать – и учеников, и самого педагога.
– У вас система получилась?
– И не одна. Последняя совместная с Тадеушем Рафаиловичем Касьяновым работа включает поурочный план обучения спортивному рукопашному бою на пять лет. В ней по законам дидактики, от простого к сложному расписаны удары, броски, болевые и удушающие приемы. Фолиант в 1100 страниц текста подкреплен 5 тысячами рисунков. Представляете, сколько раз нужно было самому упасть, встать, бросить на татами других, сколько нанести и получить ударов, прежде чем все систематизировать, записать, отснять, нарисовать, изложить, а потом издать? Чтобы создать что-то нужное, необходимо затратить здоровье, время, деньги. Но не это главное. Как говорил один индеец-колдун, «и в этом тоже путь воина».
– Кого, по-вашему, можно называть воином?
– Воин определяется состоянием духа, души, образом жизни. Вы задаетесь вопросом, исчезнет ли из программ военных училищ физическая подготовка. Однозначно нет! Физподготовка – неотъемлемая часть жизнедеятельности военнослужащего, части пути воина.
– Что такое путь воина? Это тоже восточное философское понятие?
– В Бусидо, кодексе самурая, этой воинской мужской философии и морали написано: «Путь воина – это путь смерти». Это путь духовного, физического, профессионального развития через постижение воинских, боевых искусств. Профессиональный военный должен хорошо знать, как успешно вести войну, как благополучно заканчивать бой. Если он будет плохо подготовлен, погибнет сам и погубит своих подчиненных. Если будет хорошо подготовлен, будут гибнуть его враги. Он может начать свой путь солдатом, а закончить генералом. Чтобы успешно пройти этот путь, понадобится хорошая физическая подготовка.
– Сами в армии служили? В каком качестве?
– Два года срочной я отслужил, как положено. Мне повезло – был прикомандирован к одному из филиалов спортивного общества «Динамо». У нашего майора не было семьи, и он нас тренировал каждый день: три раза – спортивное самбо, четыре – боевое самбо, учил драться в полный контакт против трех вооруженных и безоружных спарринг-партнеров. Тому, чему я научился у него, в армии не учат, вся подготовка в Вооруженных силах сводится к руководству под названием НФП – «Наставлению по физической подготовке».
– И в спецподразделениях?
– Я могу только предполагать, что кто-то из командиров ради пользы дела с риском для себя может отходить от стандартной программы. В большинстве тех подразделений, которые мне известны, занятия проходят по НФП.
– Как вы оказались в числе преподавателей Рязанского десантного училища?
– Большую часть жизни я проработал на кафедре физического воспитания МГТУ им Н.Э. Баумана. Там студенты-интеллектуалы, но в большинстве не самые физически сильные. Мне интересно было сделать из них гармонично развитых молодых людей на основе популярных восточных единоборств. По договоренности с заведующим кафедрой, двукратным олимпийским призером по боксу Алексеем Киселевым, организовал отделение восточных единоборств: два вида карате, контактное и бесконтактное, айки-дзютсу, джиу-джитсу, кобу-до, включающее фехтование различными предметами.
Разработали пятигодичный поурочный план с экзаменами каждый семестр, раз в месяц проводили соревнования, почти каждое воскресение – день поединков, организовывали семинары различного уровня. Все это дало неплохой результат.
Мой друг, Касьянов Тадеуш Рафаилович, предложил провести в Рязанском десантном училище семинар по метанию ножей. Начальник кафедры физвоспитания предложил мне преподавательскую должность. В это время вышел приказ начальника училища готовить выпускников к государственным экзаменам, куда входило и метание ножа. Специалистов этого направления практически не было, и начальник кафедры поручил мне разработать методическое пособие для преподавателей и курсантов.
Учли, что я окончил Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). На военной кафедре три года нас готовили как десантников, по окончании был сбор в Рязани. Моя вторая военная специальность – офицер ВДВ. Там, в Сельцах, на так называемой третьей территории нашего училища, в 1980 году получил лейтенантские погоны. Через пять лет на сборах мне присвоили очередное звание офицера запаса.
АРМИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ОДНИМ СПЛОШНЫМ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ
– Как вы получили иностранный диплом доктора философии?
– В начале 2000-х годов, когда я был уже кандидатом педагогических наук, доцентом, мой друг, шри-ланкиец, ректор филиала Оксфордской образовательной сети в Санкт-Петербурге, желая, чтобы я на его родине развивал боевые искусства, предложил защитить у него на ученом совете докторскую диссертацию. В то время я занимался систематикой и классификацией различных единоборств, пытался связать в единую систему разные по биомеханическому исполнению технические действия: броски, удары, болевые и удушающие приемы. Научного материала для защиты у меня оказалось более 350 страниц, и я получил диплом гранд-доктора философии. Имею право преподавать в любом зарубежном вузе. Но у нас в отличие от западных стран за диплом нет доплаты к преподавательской зарплате.
– Как познакомились с Тадеушем Касьяновым? Какую роль он сыграл в вашей жизни?
– Познакомились на всесоюзном семинаре по карате. Оказалось, мы работаем в полукилометре друг от друга: я в Бауманском, он – в спорткомплексе Московского военного округа. Стаж занятий карате у нас был примерно одинаковый, и источник один: я начинал на Сахалине у корейцев с осени 1970 года, он – раньше на год у знаменитого Алексея Штурмина, который получил знания тоже от корейского мастера. С Тадеушем мы обменивались опытом, он стал для меня старшим товарищем, единомышленником. В соавторстве мы опубликовали семь монографий по рукопашному бою, сняли пять учебных видеофильмов. В этом году Тадеушу Рафаиловичу исполнится 80 лет, он по-прежнему обучает людей, сам тренируется.
– Как вы относитесь к концепции Касьянова: армия должна быть одним сплошным спецподразделением?
– Обучение у Тадеуша Рафаиловича прошли десятки тысяч человек. И лишь единицы его учеников погибли в горячих точках. Касьянов говорит: в нашей армии очень мало времени уделяется обучению рукопашному бою. Я его мнение разделяю.
– Что же надо сделать для превращения Вооруженных сил в сплошное спецподразделение?
– На основе рукопашного боя можно строить всю физическую подготовку. В частности, на отделении спецназа РВВДКГУ. Сегодня там физическое воспитание проходит как в обычном гражданском вузе: дважды в неделю в соответствии с НФП. По моему мнению и мнению некоторых моих коллег, занятия должны проходить пять раз в неделю. Нужно-то всего – получить команду «сверху», пересмотреть тематический и поурочный планы. Можно, к примеру, использовать для этого время физической зарядки, спортивно-массовой работы, подготовить инструкторов из курсантов и т.д. Для меня странно, что в гражданском техническом вузе многие студенты умудрялись приходить тренироваться четыре-пять раз в неделю и хорошо учились, а десантники, которые живут на территории училища, не имеют на это времени. Я составил план отдельно для мужчин и женщин – с учетом гендерных и психологических особенностей.
– Вы ведь даже написали пособие для «военнослужащих женского пола». Они тоже занимаются единоборствами?
– Для девушек разрабатывалась программа изучения ударов карате, техники айкидо и айки-дзютсу, приемов с холодным оружием и против него. Девушки слабее юношей, в прямом столкновении будут проигрывать физически, поэтому должны научиться побеждать не силой, а ловкостью и хитростью.
– Что под рукопашным боем понимают у нас в армии?
– Комплексную систему единоборств, включающую удары различными частями тела, броски, удушающие и болевые приемы, приемы с различными видами оружия и против них. За основу мужской системы рукопашного боя, разработанной на кафедре физической подготовки РВВДКУ, взяты удары из карате, техника бросков, болевых и удушающих приемов из дзюдо и самбо.
– Как может развиваться такая система?
– Для мужчин на пятом году обучения планировалось изучение техники освобождения от захватов на основе айки-дзютсу, для женщин – основы техники спортивной борьбы. Планировалось два раза в неделю изучать один вид техники, два раза – другой, пятый день отводить под обязательный спарринг – научившийся побеждать в спортивном бою будет побеждать и в реальном. На спарринге проверяется техническая подготовка, формируются дух, воля, появляется уверенность в своих силах.
|
На каждом шестом занятии планировалось изучать приемы защиты и нападения с автоматом, саперной лопатой, ножом, пистолетом, приемы связывания. В течение учебных семестров пятого года обучения планировалось познакомить курсантов с быстрым выхватыванием и перезарядкой короткоствольного оружия и уклонением от выстрелов, то есть научить выполнять элементы знаменитого «маятника», упомянутого Богомоловым в книге «Момент истины».
– Быть быстрее пули невозможно.
– Суть том, чтобы научиться обманывать противника, обыгрывать его тактически в перестрелке.
– Вы говорите о планах. А на деле?
– На планах все и остановилось, поскольку не поступил приказ на внедрение. И поступит ли, неизвестно. Но ведь построение такой многолетней программы обучения рукопашному бою – это не набор множества технических действий, позаимствованных из различных единоборств. Была проведена систематизация и классификация технических действий, разработана понятная терминология, подобраны специальные подготовительные упражнения. Отснятые фотографии мы перевели в рисунки с текстом, разбили по годам обучения, по семестрам, разработали тестирование технической и физической подготовки. По результатам этой трудной работы отпечатали 10 книг по тысяче страниц с раздельными программами.
Этот методический труд подходит для кадетских корпусов и суворовских военных училищ. Там вполне можно начать осваивать основы, а в военных училищах – совершенствовать. Было бы желание. За отведенный срок вполне можно подготовить не просто крепких и ловких бойцов, а специалистов в области боевых искусств, инструкторов, мастеров спорта. Даже уйдя в запас, они смогут найти работу в спортивных клубах и в охране.
Представляете, каких можно вырастить бойцов в кадетских корпусах, в спортивных и патриотических клубах! На Дальнем Востоке, например, параллельно с единоборствами ученики могли бы изучать языки народов Востока, их культуру, психологию, мировоззрение, укреплять свой дух, участвуя в спортивных соревнованиях. То есть, с одной стороны, укреплять обороноспособность пограничных территорий, с другой – налаживать культурные, а в будущем и производственные связи.
Нам нужна система и методика подготовки спецчастей, нужен Центр по подготовке инструкторов рукопашного боя. Кадры спецназа надо готовить с допризывного возраста. В основу подготовки поставить наш национальный вид спорта – рукопашный бой.
Восточные единоборства подчинены определенному ритуалу и философии, они развивают способность концентрировать внимание, развивать память, быстроту мышления, сопутствуют дисциплине и самодисциплине, часто переходящей в образ жизни.
БОЕВОЙ КРИК
– Если сравним выпускников училища ВДВ с рейнджерами, «зелеными беретами», кому отдадим предпочтение? Приведу мнение Тадеуша Касьянова: «Наши потенциальные противники – американцы, когда еще существовал Советский Союз, имели в своей армии четверть миллиона инструкторов рукопашного боя. 40-летний полковник рейнджеров должен подтянуться 20 раз, из пистолета выбить 95 очков из 100, пробежать 100 метров не ниже второго разряда (по-нашему). Вряд ли наши офицеры этой возрастной группы с необъятными талиями смогут выполнить эти упражнения». Можно несколько развить эту мысль?
– В РВВДКУ созданы все условия для подготовки достойных специалистов. Курсантов и офицеров постоянно тестируют на соответствие нахождению в училище. Каждый в соответствии со своей возрастной группой сдает экзамены и установленные нормативы по физической и боевой подготовке. Всех проверяют на силу, ловкость, быстроту, выносливость, все стреляют, водят различную технику, прыгают с парашютом, всем предоставлено время для поддержания уровня подготовки. Если кто-то это делает недобросовестно, получает наказания вплоть до увольнения. Сравнивать уровень подготовки можно только на спортивных состязаниях, во время боевых действий.
– Вы делаете в обучении курсантов упор именно на восточные единоборства. А нельзя использовать какой-то русский стиль борьбы?
– Занятия с курсантами по рукопашному бою проводятся согласно «Наставлению по физической подготовке», по-другому нельзя. Всему остальному можно учить факультативно, в часы спортивно-массовой работы. Современный армейский рукопашный бой – смесь действий из единоборств различных стран. Бой не имеет национальности. Российской может быть система подготовки.
У разных народов приемы могут иметь разные названия. В начале прошлого столетия один японский мастер джиу-джитсу, находясь в Европе, полистал книгу о приемах борьбы и самозащиты немецкого автора, иллюстрированную знаменитым художником Дюрером, и воскликнул: «Откуда в Европе узнали о джиу-джитсу?» Другой пример: приемы борьбы ногами французских бандитов апашей под названием «совате» – это классическое карате, а приемы руками – английский бокс.
– Поясните некоторые специфические термины из сферы единоборств. Возможно, это приобщит молодых людей к крайне полезному для них занятию. Что такое противоболевое укрепление тела, «нанесение ударов по акупунктурным точкам тела».
– Существуют два вида противоболевого укрепления тела: укрепляют суставы, которыми наносят удары, и поверхности тела, по которым бьют. Принимают специальные препараты, один из них – мумиё. Выполняют медитативно-дыхательные упражнения. Эту систему хорошо изложил китайский мастер цигуна Мантэк Чиа в своей книге «Железная рубашка».
Поражение противника нанесением ударов по акупунктурным точкам – это искусство для профессионалов. Его не надо путать с поражением болевых и летальных зон – глаза, виски, промежность и т.д. В Китае, в закрытых кланах, практикующих боевые искусства, вначале учили лечить, затем, на основе этого, «красиво» убивать. Это элементы восточной философии и медицины. Адепты изучали анатомию, виды массажа, мануальной терапии, иглоукалывания, принципы и периоды движения по телу жизненной энергии. В зависимости от скопления или недостатка энергии в определенной точке тела массажем или иглоукалыванием можно восстановить баланс жизненных сил или ударом различный силы погасить человеческую жизнь.
Сегодня в Бурятии буддийские монахи набирают мальчиков – будущих лам и дают им основы этой медицины. Если наше государство поставит цель определенным службам обучать этому в кадетском корпусе, то специалисты найдутся.
– Что такое техника или технология крика? Зачем она?
– Техника – это рациональное выполнение того или иного технического действия, технология – совокупность методов обучения какому-то действию. Боевой крик использовали в бою все народы. Это искусство у японцев называется «киай». Криком, даже тихим, можно убить, можно и оживить. У меня хорошо получалось восстановление сил криком. Утомленные ученики просили крикнуть несколько раз, в зале дребезжали стекла, а окружающих наполняла энергия. Есть люди, которые в тонкостях знают эту систему, но хранят тайну. На все нужно время и последовательность освоения. Поэтому на Востоке начинали обучать с детства, у нас тоже можно это делать в специальном заведении. Некоторые элементы освоения техники крика, используемые китайскими ниндзя, изложил президент международной ассоциации боевых искусств «Шоу-Дао», вице-президент военно-спортивной ассоциации «Унибос» Александр Медведев в журнале «Боевые искусства планеты».
– Фехтование мечами разве может пригодиться в современном бою?
– Фехтование – в традициях многих народов. Оно вырабатывает тонкую реакцию и периферическое зрение, которые нужны в бою. Фехтование мечом или палкой включает те же приемы с использованием в бою ножа, только укороченные. Наконец, навык быстрого выхватывания меча способствует быстрому извлечению короткоствольного оружия из кобуры, быстрой изготовке к стрельбе. Изучение фехтования, в частности, кадетами повысит их интерес к физическим занятиям.
Рукопашный бой, в который входят метание ножей и ножевой бой, прежде всего поднимает дух бойца. Того, кто занимается штыковым боем, называют «штыкач». Именно это упражнение, родившееся при Суворове, дает бойцу дух. Весь генеральный штаб Японии тренируется с мечами. Что они, собираются с мечами воевать? Даже когда военному человеку требуется нажать кнопку пуска ракеты, нужен дух.
– А метание пластин, сюрикенов, заточек каким образом может быть полезно в современном бою?
– В современном бою используют огнестрельное оружие. Пуля быстрее, но боеприпасы кончаются, а под ногами всегда может оказаться камень, кусок стекла, плитки, все то, чем можно поразить противника. Метание пластин помогает точнее и дальше метать нож, вырабатывает тонкую координацию, чувствительность пальцев рук – качества, необходимые стрелку. Метание предметов – интересная спортивно-массовая работа, особенно для кадетов.
ПУТЬ ВОИНА
– Вы употребляете словосочетание «военная психофилософия». В чем ее суть? Что изучение ее дает курсантам, слушателям?
– Длительное обучение боевым искусствам формирует свое мировоззрение, свою психофилософию. В 1990-е годы много хороших спортсменов ушли в бандиты, рэкетиры, вышибалы, в «быки» для криминальных разборок. Были и случаи, когда единоборства, наоборот, послужили исправлению криминального поведения. Много зависит от учителя, как принято называть преподавателя на Востоке.
В Японии самураев учили быстро убивать с оружием и без него, но одновременно и ценить хрупкую жизнь. Параллельно с боевыми искусствами преподавалась философия дзен – умение видеть большое в малом и наоборот. Учили каллиграфии, сложению стихов, танцам. Сильному, но бездуховному воину может понравиться безнаказанно убивать. Но человек не имеет права просто так отнимать жизнь, которую не создавал. Если это происходит, у него могут начаться проблемы с самим собой. Они приводят к алкоголизму, наркомании, нередко заканчиваются самоубийством.
Некоторые из курсантов Рязанского десантного не сразу осознают, куда они пришли учиться. На первый взгляд, престижная специальность, красивая форма, хорошая стипендия и зарплата на перспективу. Чтобы не возникало иллюзий, с первых дней службы нужно внушить молодым бойцам понимание, что из них будут формировать бойца, которому придется отнимать чужие жизни, а может быть, отдать свою. Формировать понимание большой ответственности перед страной и людьми, которых они призваны защищать силой оружия. То есть в ходе многолетнего обучения формировать особую профессиональную психофилософию, смысл своего жизненного предназначения. Чтобы стать профессионалом, остаться в живых, чтобы понимать и товарищей, и противников.
Психофилософия – новое направление, требующее научного осмысления. Какое мировоззрение, такая и психика. И наоборот. И в этом тоже путь воина.
комментарии(0)