Вылет американских морпехов на задание. Фото с сайта www.navy.ml
Как форма ведения военных действий МДО сложилась в годы Первой мировой войны, в ходе которой было проведено семь морских десантных операций. Основное предназначение соединений и частей морской пехоты США и НАТО – это участие совместно с силами флота, СВ и ВВС в морских десантных операциях в качестве передового эшелона войск (сил) десанта, для захвата плацдармов на побережье противника и обеспечение высадки главных сил.
Состав и вооружение корпуса морской пехоты США
Военное командование США и НАТО уделяет большое внимание разработке различных вариантов морских десантных операций, совершенствованию морских десантных сил и способам их боевого применения.
Морская пехота была создана в Англии (1664), позднее в других странах Европы (в первой половине XVIII века), в США – в 1775 году. В России морская пехота как род сил ВМФ появилась в 1705 году, когда Петр I подписал указ о формировании на Балтийском флоте ее первого полка в составе двух батальонов по пять рот в каждом. Быстрое развитие морская пехота получила в ВС США и Великобритании в годы Второй мировой войны, в ходе которой высаживалось большое количество морских десантов.
Численность морской пехоты США остается на прежнем уровне, в то время как численность других видов ВС США сокращается. В настоящее время численность личного состава регулярных сил 182 тыс. человек, 38 500 – резерв, 1166 самолетов.
В боевой состав регулярных сил морской пехоты США входят три дивизии (1, 2,3), три авиационных крыла (1,2 и 3), три группы разведки (1,2 и 3), три группы тылового обслуживания (1,2 и 3), батальон охраны дипломатических представительств, учебные части и подразделения. Одна экспедиционная дивизия морской пехоты состоит в резерве.
Для повышения стратегической мобильности морской пехоты развернуты три эскадры судов‑складов (всего 14 судов), размещенных в Индийском (о. Диего‑Гарсия), Тихом (о. Гуам) океанах и в Средиземном море.
Вооружение для бригады морской пехоты США складировано также на береговых складах, на норвежских авиабазах Эрланн и Вернес хранятся запасы вооружений, техники и материальных средств, которыми можно экипировать 413 600 морских пехотинцев. Эти запасы наращиваются для того, чтобы обеспечить развертывание экспедиционной бригады морской пехоты (около 15 тыс. морских пехотинцев) на 30 дней.
В настоящее время потребности ВМС США в десантных кораблях оцениваются в 38 единиц (такое количество необходимо для перевозки двух экспедиционных бригад морской пехоты). В прогнозируемый период произойдет небольшое увеличение количества таких кораблей. До 2030 года флот пополнят три новых универсальных десантных корабля (УДК) типа «Америка». Кроме того, в первой половине 2020‑х на вооружение поступят последние два десантно‑вертолетных корабля‑дока (ДВКД) типа «Сан‑Антонио». В 2020 году должно начаться строительство десантных транспортов‑доков нового типа (прототип – ДВКД типа «Сан‑Антонио»). Они заменят существующие десантные корабли типа «Уидби‑Айленд». Планируется построить 13 единиц с принятием на вооружение первого в 2026 году.
До 2035 года намечается значительно увеличить количество беспилотных летательных аппаратов (БЛА), находящихся на вооружении ВМС США. К наиболее значимым программам относится принятие на вооружение стратегического разведывательного аппарата MQ‑4C «Тритон» и многоцелевого MQ‑25 «Стингрей». Первые начали поступать на вооружение в 2018 году. Эти аппараты предназначены для ведения воздушной разведки в морской и прибрежной зонах. Их планируется разместить на пяти базах в различных регионах мира. В ВМС будет поставлено 70 MQ‑4C.
США в рамках концептуального документа 2008 года «Перспективы развития морской пехоты США на период до 2025 года» планируют на ротационной основе поддерживать в пяти приоритетных морских районах мира передовое присутствие ЭУГ силами экспедиционных дивизий, а ее боевое применение осуществляется в составе так называемых гибридных формирований разнородных сил, включая спецназ федеральных ведомств США и ССО.
В зоне ответственности СК ОВС НАТО в Европе морская пехота насчитывает четыре бригады, один отряд, девять отдельных батальонов, три боевых дес. гр, шесть рот м.п. (в Великобритании – бр.м.п. (7000); в Германия – б‑н м.п. (1000), в Нидерландах – кор. 3 боевых дес. гр. (2600); в Турции – бр.м.п. и шесть отд. б‑нов м.п.; в Испании – бр.м.п. (4500) ; в Италии – бр.м.п. (2400); во Франции – 5 рот м.п. (2400); от США – 24-м экспедиционным отрядом морской пехоты (эомп) (2200), в Норвегии (Тронхейм) роту м.п. (300), в Румынии – (Констанца) бат. 2 дмп (350), в Испании – формирование специального назначения м.п. (8000), в Италии (Сицилия) 8‑й боевой батальон логистики п.м. В зоне ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике одна бр, два полка и 5 б‑нов м.п. В зоне Тихого океана: м.п. в Японии Ивакуни (префектура Ямагути) является единственной базой м.п. США. (15 000); в Республике Корея – две дивизии и одна бр.м.п., в Тайване – три бр.м.п., во Вьетнаме – две бр.м.п., в Таиланде – одна дивизия м.п., в Индонезии – корп.м.п. (15 000), в Филиппинах – три бр.м.п., в Японии бр.м.п., полк м.п.
Виды морской десантной операции
Вторжение. Примером вторжения на территорию России в период Крымской войны 1853–1856 годов служит проведенная в сентябре 1854 года англо‑французским экспедиционным корпусом десантная экспедиция (прообраз МДО) на Крымский полуостров, обороняемый русскими войсками. В ней участвовало 89 боевых кораблей и около 300 транспортов, было высажено 62 тыс. человек личного состава, успешно действовавших против корпуса генерала А.С. Меньшикова, насчитывавшего 34 тыс. человек.
Крупнейшей операцией типа «вторжение» является Нормандская десантная операция «Оверлорд» по высадке американо‑английских войск в Северной Франции, начатая 6 июня 1944 года. В составе десанта действовало четыре армии (2,8 млн человек личного состава), три вдд, участвовало 1213 боевых кораблей, 5786 транспортов и вспомогательных судов. Операция проводилась под руководством генерала Дуайта Эйзенхаура, в последующем президента США.
Захват – десантная операция оперативного значения, осуществляется с целью овладения и удержания прибрежных районов, плацдармов, ВМБ, крупных портов, островов и др. Она проводится силами флота и морской пехоты. В состав десанта обычно входит экспедиционная дивизия морской пехоты, которая при необходимости может быть усилена частями сухопутных войск и ВВС.
Рейд – десантные действия тактического значения. В 1991 году МНС проводили такие действия по захвату о. Файлак и о. Бубиян в зоне Персидского залива. Десантирование подразделений м.п. осуществлялось с десантно‑высадочных средств и вертолетов, кораблями осуществлялась огневая поддержка на глубину до 20 км.
Демонстративные действия – введение противника в заблуждение относительно выбранного района проведения МДО и состава основных сил десанта. При интервенции США и НАТО в Ливии (2011) морская десантная операция начнется после того, как к берегам Ливии прибудет французский авианосец «Шарль де Голль» и три американских авианосца. К этому моменту в его составе были четыре ударных авианосца, ракетных крейсера, фрегата, эсминцы, отряд десантных судов. Кроме этого, в НАТО предусмотрены демонстративные морские десантные действия и морские десантные действия по эвакуации.
Подготовка и планирование морской десантной операции
Независимо от масштаба морская десантная операция включает пять основных этапов: планирование, погрузку сил десанта на десантные корабли и суда, репетицию высадки десанта, переход морем, высадку десанта и боевые действия на берегу.
Этап планирования морской десантной операции включает период от момента получения директивы от вышестоящего штаба на проведение морской десантной операции до начала. Время, необходимое для планирования, зависит от масштабов и сложности операции. Считается, что для нормального планирования высадки десанта в составе батальона требуется не менее 15 суток, бригады (полка) – 30 суток, дивизии – более 60 суток. Планирование крупных десантных операций, проводимых со стратегическими целями, занимает до трех‑четырех месяцев.
Погрузка сил десанта на корабли и суда. Переброска из мест постоянной дислокации осуществляется побатальонно автотранспортными средствами, а при большом удалении от района погрузки – железнодорожным транспортом или транспортной авиацией. В целях рассредоточения сил и средств десанта для ЭДМП могут назначаться два и более пунктов (портов) погрузки, удаленных друг от друга до 150–300 км. Пунктами погрузки могут быть как порты, так и специально оборудованные участки побережья вне портов. Сосредоточение грузов и техники в районы погрузки обычно заканчивается за 24 часа до начала погрузки. Десантные корабли и суда, выделенные на погрузку, за 1–2 суток до погрузки сосредоточиваются в бухтах и на якорных стоянках вблизи порта погрузки. При этом организуется оборона указанных районов силами АУГ, КУГ, КПУГ и базовой патрульной авиацией. При проведении десантной операции в составе экспедиционной дивизии морской пехоты за пять суток до формирования объединенного десантного соединения грузятся предметы снабжения, за 2–3 суток – тяжелое вооружение и боевая техника, затем, за 1–2 суток – боевые части и подразделения дивизии. Общая продолжительность погрузки экспедиционной дивизии морской пехоты (численностью до 50 тыс. человек) составляет около 5 суток, бригады (до 16 тыс. человек) – 2 суток, батальона (до 2500 человек) – 24 часа. Районы сосредоточения соединений и частей м.п. прилегают непосредственно к территории портов (пунктов погрузки).
В районе сосредоточения дивизия размещается побатальонно (на удалении 2–4 км один от другого) во временных лагерях. Погрузка войск, боевой техники и запасов снабжения экспедиционной дивизии производится обычно в нескольких районах, каждый из которых включает несколько пунктов погрузки. Погрузка может осуществляться следующими способами: «по‑боевому» и «административным».
Способ погрузки «по‑боевому» является основным при проведении морских десантных операций и используется обычно при переброске первого эшелона экспедиционной дивизии, когда высадка ее осуществляется с ходу на необорудованное побережье противника с использованием десантно‑высадочных средств. При этом подразделения, которые должны быть высажены первыми, производят погрузку последними.
«Административный» способ предусматривает максимальное использование полезного объема десантных кораблей и транспортов для размещения личного состава, оружия, военной техники и грузов. Вопросы тактического использования подразделений при этом способе погрузки не учитывают, в связи с чем он приемлем для переброски второго и последующих эшелонов десанта (например, при перевозке войск усиления с континентальной части США в другие регионы). Для расчетов переброски ЭДМП считается, что вес одного морского пехотинца с личным оружием – 100 кг, занимаемая площадь – 0, 3 м2, объем – 3 м3. При определении потребностей в транспортных средствах для переброски ЭДМП принимается, что при «административном» способе погрузки не используется только 20%, а при способе «по‑боевому» – до 50% полезного объема десантного корабля.
Репетиция высадки десанта проводится в целях проверки разработанных планов и порядка высадки, отработки организации управления и связи. Перед проведением репетиции, а также самой операции на всех уровнях проводится инструктаж, целью которого является проверка степени уяснения командирами плана операции. Репетиция высадки проводится с соблюдением мер скрытности во избежание раскрытия замысла, целей и задач морской десантной операции. Она начинается, как правило, с рассветом и по длительности не превышает двух суток.
Морская десантная операция. Фото с сайта www.navy.mil |
Высадка морского десанта. Наиболее целесообразным способом высадки десанта считается комбинированный, когда 2/3 сил первого эшелона высаживаются с моря и 1/3 – вертолетами в глубь противодесантной обороны противника. Время высадки эдмп составляет 3–5 суток, первого эшелона эдмп (эквивалентен эбрмп) – 8–12 часов, эбмп – 1,5–3 часа. Район высадки эдмп подразделяется на пункты высадки полковых десантных групп, обозначаемых наименованием цвета («красный», «желтый» и т.д.), которые, в свою очередь, делятся на участки высадки батальонных десантных групп («красный‑1», «красный‑2», «желтый‑1», «желтый‑2» и т.д. С выходом десантных кораблей в районы спуска на воду десантно‑высадочных средств (внутренний район стоянки и маневрирования) начинается перегрузка десанта на десантные катера и плавающие бронетранспортеры, которые по завершении погрузки осуществляют спуск на воду и направляются в районы формирования десантных волн. После окончания погрузки на десантно‑высадочные средства первой волны десанта они выходят в район формирования боевого порядка, а затем – на исходную линию (1000–1500 м до 4 км от берега) и на максимальной скорости (8–10 уз) движутся к берегу. Таким же образом действуют все плановые волны.
Используя огонь корабельной артиллерии, удары авиации подразделения морской пехоты атакуют позиции войск противника, обороняющие морское побережье. Заграждения преодолеваются по подготовленным в ходе огневой подготовки проходам. Рота первого эшелона высаживается, как правило, не более чем в двух плановых волнах, следовательно, через 5–10 минут на каждом участке высадки бои ведет подразделение не менее роты морской пехоты. Обычно при высадке назначается 6–9 плановых волн, в которых высаживаются батальоны первого эшелона с запасами боеприпасов, медикаментов и других средств МТО, хранящихся в ротах. С окончанием высадки плановых волн (через 1–1,5 ч.) в бою за высадку участвуют батальоны первого эшелона десанта в полном составе без тыловых подразделений. Задачей каждого батальона (батальонной десантной группы) является захват участка местности размером до 5х5 км и создание условий для высадки и ввода в бой резерва полка (бригады). В случае успешных действий батальонов первого эшелона начинается переброска подразделений поддержки, усиления, резервов полков, а также средств МТО «по вызову». В некоторых случаях волны «по вызову» не формируются, переброска осуществляется десантными катерами и вертолетами по мере их высвобождения. В то же время силами береговой группы обеспечения высадки десанта осуществляется установка плавучих секционных причалов, которые используются для разгрузки самоходной неплавающей техники с танко‑десантных кораблей и судов типа «Ро‑Ро». Высадившийся резерв полка (бригады), как правило, усиленный танковыми подразделениями, при поддержке полевой артиллерии и авиации, развивая достигнутый войсками первого эшелона и воздушных десантов успех, завершает прорыв обороны противника и наступает в направлении главного удара. Одновременно завершается разгром подразделений первого эшелона противника и объединяются захваченные плацдармы.
Конечной целью действий на берегу является уничтожение противостоящей группировки противника, захват назначенного объекта и овладение плацдармами, размеры которых могут составлять для экспедиционного батальона – 5х5 км; для экспедиционной бригады (полка м.п.) –10–15х10–15 км; для экспедиционной дивизии – 20–30х30–40 км. С выходом к назначенному рубежу и захватом объекта командиру десанта предписывается прекратить наступление и закрепиться даже в том случае, если обстановка благоприятствует дальнейшему продвижению
Вертолетный десант высаживается одновременно или спустя 30–40 минут после часа «Н». В зависимости от состава вертолетного десанта его высадка в тыл противника осуществляется на глубину от 5 до 15 км от побережья (батальон – на глубину до 10–15 км, рота – до 5 км). Полеты вертолетов в район высадки и обратно осуществляются по одним и тем же маршрутам, но на разных высотах: в зону десантирования – на высоте 100–500 м, обратно 500–1000 м. При планировании действий транспортно‑десантных вертолетов считается, что в первом рейсе будут участвовать до 90%, во втором – 80% имеющихся вертолетов. При продолжительных операциях к полетам должно привлекаться не более 60–70% вертолетного парка с напряжением 2–3 часа налета в сутки.
Боевые действия десанта на берегу
Для ведения десантной операции в составе экспедиционной дивизии морской пехоты на берегу создаются три группировки: на направлении главного удара, на вспомогательном направлении и второй эшелон (резерв). В состав группировки для действий на направлении главного удара выделяются, как правило, полковая десантная группа, танковый батальон и другие силы и средства усиления. На вспомогательном направлении группировка действует в интересах обеспечения главной ударной группировки и введения противника в заблуждение относительно направления главного удара и сковывания его сил. По составу она может быть меньше основной, однако должна быть способной при резко меняющейся обстановке выполнить задачи, стоящие перед группировкой на направлении главного удара. В ее состав включается полковая десантная группа без дополнительных средств усиления. Во второй эшелон (резерв) дивизии может выделяться также полковая десантная группа, предназначенная для развития успеха, отражения контратак, а также уничтожения противника в обойденных наступающей группировкой очагах сопротивления. В связи с тем, что в начальный период высадки батальонные десантные группы действуют, как правило, разобщенно и захват всего намеченного плацдарма не может быть осуществлен только первым эшелоном, операция проводится в три этапа – по рубежам. Первый рубеж («0–1») располагается на удалении 3–5 км от уреза воды и проходит через объекты, которые должны быть захвачены в первый день высадки батальонными десантными группами, действующими разобщенно. С выходом их на первый рубеж противник лишается возможности вести артиллерийский огонь прямой наводкой по пунктам высадки, что значительно облегчает дальнейшую высадку. Выход на первый рубеж является ближайшей задачей полков первого эшелона. После овладения объектами первого рубежа батальонные десантные группы продолжают наступление в целях расширения плацдармов в ширину и глубину, объединяя их в полковой плацдарм, и выходят на рубеж полковой десантной группы (рубеж «0–2») на глубине 10–15 км. Ширина полкового плацдарма – 7–10 км. Овладение к Д2 объектами второго рубежа лишает противника возможности вести корректируемый артиллерийский огонь по пунктам высадки, что обеспечивает беспрепятственную выгрузку (за исключением возможного налета авиации) тяжелого вооружения, машин и предметов снабжения. Выход на второй рубеж является ближайшей задачей дивизии. Третий рубеж («0‑3») является рубежом, на котором объединяются полковые плацдармы в дивизионный протяженностью 20–30 км и глубиной до 30–40 км. Овладение рубежом к Д3‑4 позволяет обеспечить свободу маневра силами и дает возможность осуществить беспрепятственную высадку всех частей и подразделений, выгрузку боевой техники и предметов снабжения экспедиционной дивизии. Непосредственная авиационная поддержка может осуществляться в соответствии с заранее разработанными планами или «по вызову». Авиакрыло морской пехоты может выделить для этой цели до 80 штурмовиков и до 60 истребителей‑штурмовиков, которые способны совершить 250–320 с/в в сутки.
Перспективы развития морских десантных операций
Командование основных зарубежных государств осуществляет в настоящее время комплекс мероприятий по существенному повышению боевых возможностей амфибийно‑десантных сил путем принятия на вооружение флота и морской пехоты современных видов оружия и военной техники, десантных кораблей и катеров новых типов, а также совершенствования организационно‑штатной структуры экспедиционных формирований морской пехоты. Одновременно были пересмотрены принципы организации и проведения морской десантной операции, основу которой составляет концепция «загоризонтной высадки десанта». Суть концепции заключается в обеспечении начала высадки за пределами дальности обнаружения береговыми постами наблюдения и досягаемости огневых средств противодесантной обороны (30–50 миль от побережья) и максимальном сокращении времени от момента обнаружения десантно‑высадочных средств до выхода их на берег. Десантирование штурмовых эшелонов экспедиционных формирований морской пехоты предусматривается осуществить с помощью катеров на воздушной подушке типа LСАС, тяжелых транспортно‑десантных вертолетов СН‑53Е «Супер Стэльен» и самолетов вертолетного взлета и посадки МV‑22А «Оспрей». Стоимость одного летательного аппарата составляет 110–120 млн долл. (другие источники называют сумму 66 млн долл.), всего американская промышленность выпустила более 200 «Оспреев». До сих пор единственным экспортным покупателем остается Япония. В 2014 году Министерство обороны этой страны приняло решение о приобретении 17 V‑22. Использование десантно‑высадочных средств нового поколения позволит увеличить количество потенциальных направлений десантирования, существенно расширить плацдарм высадки десанта и не менее чем в 2–3 раза сократить время десантирования штурмовых эшелонов. При этом существенно повысится внезапность высадки на различных участках как по фронту, так и в глубину противодесантной обороны, что вынудит противника рассредоточить силы, а это, в свою очередь, приведет к ослаблению зависимости сил десанта от авиационной и корабельной огневой подготовки (поддержки).
комментарии(0)