0
9040
Газета Армии Интернет-версия

25.10.2019 00:01:00

Коммандос набирают стратегический вес

Действия Сил специальных операций в войнах и конфликтах ХХI века

Анатолий Цыганок

Об авторе: Анатолий Дмитриевич Цыганок – кандидат военных наук, член-корреспондент Академии военных наук, лауреат Премии имени А.А. Свечина и литературной премии «Щит и меч Отечества».

Тэги: десант, израиль, спецназ, сша, европа, украина


десант, израиль, спецназ, сша, европа, украина 45-я отдельная гвардейская бригада специального назначения. Фото Виталия Кузьмина

Тактические воздушные десанты Израиля активно действовали во Второй ливанской войне (2006 г.) Десантники Россини действовали на Осетинском и Абхазском направлении (2008 г.). Подготовили операцию повстанцев по штурму Триполи спецназы Великобритании Франции, Италии, США (2011 г.). Провокации спецназа Украины в гражданской войне против Донбасса летом (2014 г.).

Во Второй ливанской войне в 2006 году спецназу Генштаба Израиля пришлось выполнять ключевые задачи. Три операции – а) в ночь с 1 на 2 августа подразделениями спецназов Генштаба «Сайерет МАТКАЛ» и ВВС Шальдага в Баальбеке; б) в ночь с 4 на 5 августа подразделением морского спецназа Ш‑13 в Тире; в) в ночь с 18 на 19 августа «Сайерет МАТКАЛ» в районе Баальбека – позволяют составить приблизительное представление о подготовке и действиях войск специального назначения. В первой операции по захвату важных рубежей, населенных пунктов и господствующих высот израильтяне широко использовали тактические воздушные десанты. Для переброски и высадки десантников было задействовано несколько десятков вертолетов CH‑53, UH‑60A, S‑70A‑50/55. При этом 12 августа боевики сбили один вертолет SH‑53. Это была единственная боевая потеря израильской авиации за всю войну. Около 200 бойцов спецназа в течение нескольких часов делали почти все, что хотели, в самом оплоте «Хезболлы» и вернулись без потерь, уничтожив несколько десятков боевиков. Начальник Генерального штаба оценил эти действия ЦАХАЛ как крупнейшие со времени войны 1973 года.

НА МОРЕ

Вторая операция проводилась силами 13‑й флотилии, спецназа ВМС в Тире. Операция в Тире – это одна из самых сложных в плане исполнения операций Шальдага‑13 за последние десятилетия. Операция, в которой от бойцов, помимо физической формы, требовался высокий уровень владения оружием, умения ориентироваться в море, на скалистом побережье и в застройке. Успех операции несравним с неудачей 1997 года, когда группа в 16 бойцов напоролась на засаду боевиков при высадке Ш‑13 около деревни Анцариа и погибли 11 бойцов и офицеров; до сих пор неизвестно, ждали ли бойцов из‑за предательства агента, утечки информации или случайно.

Третья операция проводилась силами спецназа Генерального штаба. Непосредственно сами офицеры спецподразделений говорят о неподготовленности Генштаба в планировании специальных операций по уничтожению ПУ. Эффективно действовал спецназ в районе реки Литани, где было особо трудно корректировать авиаудары и воевать из‑за сложной местности и большого количества боевиков. Для выявления и уничтожения установки необходимы разведданные в реальном масштабе времени, что почти нереально. Необходимые данные может добыть самолет‑разведчик, но при условии, что разведывательный отряд работает в районе пуска. Поэтому, хотя спецназ и добивался результатов, когда ему поручали действовать, процент удачи в сравнении с общим количеством обстрелов несопоставим. Естественно, лучшие результаты были, когда ПУ были статичными и просто маскировались. В этом случае тактика засад позволяла уничтожать не только пусковые механизмы, но и членов расчета. При высадках вертолетным способом отмечались мастерство экипажей вертолетов. Причем не только в операциях в Бааль‑Бек, где высаживали бойцов буквально на голову Хизбалле и обеспечивали огневое прикрытие, но и в Тире, откуда эвакуировали тяжелораненых бойцов Ш‑13, и в других операциях, где речь шла об эвакуации под огнем или огневой поддержке. Не было ни одного случая, чтобы летчики отказались выполнять задание, ссылаясь, например, на плохую погоду.

Как один из вариантов рассматривается создание Объединенных сил специальных операций (ССО) АОИ. Однако армейское руководство не готово к этому. Более того, нашлось всего несколько человек, которые имеют теоретическое представление о ССО, но в армейской среде никаким авторитетом не обладают. Предполагается, что в эти силы войдут «Сайерет МАТКАЛ» (СВ ГШ), Шальдаг (ВВС), Ш‑13 (ВМС) и, возможно, одно‑два других подразделения. Но даже на стадии консультаций началась серьезная межведомственная война. Ни ВВС, имеющая Шальдаг, ни ВМС, в которую входит группировка Ш‑13, не хотят отказываться от отрядов такого уровня, даже при условии, что эти подразделения по‑прежнему будут действовать в интересах ВВС и ВМС.

ВОЙНА 080808

Действия российских воздушно‑десантных войск в грузино‑осетинской войне необходимо рассматривать на двух отдельных направлениях: на югоосетинском и на абхазском. Десантирование на югоосетинском направлении самолетами военно‑транспортной авиации на югоосетинском направлении на аэродром Беслан (Владикавказ). В первом эшелоне группировка ВДВ действовала в составе оперативной группы управления штаба ВДВ под руководством начальника воздушно‑десантной подготовки, заместителя командующего Воздушно‑десантными войсками генерал‑майора Вячеслава Борисова. Оперативная группа управления 76‑й гвардейской десантно‑штурмовой Черниговской краснознаменной дивизии (Псков, командир дивизии – генерал‑майор Александр Колпаченко); бронетанковая группа 3/104 десантно‑штурмового полка (командир полка – полковник Геннадий Анашкин); часть артиллерии дивизии – 1140‑й артиллерийский полк; 175‑я отдельная разведывательная рота; группа технического обеспечения от 7‑го отдельного ремонтно‑восстановительного батальона.

Во втором эшелоне: 76‑я гвардейская десантно‑штурмовая дивизия (заместитель командира дивизии – полковник Андрей Красов); бронетанковая группа 2/234 десантно‑штурмового полка (командир полка был в отпуске, не успел прибыть); 1140‑й артиллерийский полк; группа медицинского обеспечения – от 3996‑го военного госпиталя; группа тылового обеспечения – от 1682‑го отдельного батальона материального обеспечения; усиленный батальон 45‑го отдельного гвардейского разведывательного ордена Александра Невского полка специального назначения (Кубинка‑1, командир полка – полковник Александр Шулишов).

В третьем эшелоне: оперативная группа управления 98‑й гвардейской воздушно‑десантной Свирской краснознаменной ордена Кутузова 2‑й степени дивизии (Иваново, командир дивизии – генерал‑майор Александр Ленцов). Дивизия действовала в составе бронетанковой группы 217‑го гвардейского парашютно‑десантного полка (командир полка – полковник Дмитрий Глушенков) 98‑й воздушно‑десантной дивизии; бронетанковой группы 2/104 десантно‑штурмового полка 76‑й десантно‑штурмовой дивизии.

39-15-1 copy350.jpg
Военнослужащие Яхалом на учениях.
Фото с сайта www.idf.il
Десантирование на абхазском направлении самолетами военно‑транспортной авиации на абхазском направлении на аэродром Бабушары. В первом эшелоне группировка ВДВ действовала в составе: 31‑я отдельная гвардейская десантно‑штурмовая ордена Кутузова 2‑й степени бригада (Ульяновск, командир бригады – полковник Алексей Рагозин); отряд спецназначения (командир отряда – подполковник Владимир Селиверстов); сводный батальон (командир – подполковник Анатолий Заровский) 45‑го отдельного гвардейского разведывательного ордена Александра Невского полка специального назначения (Кубинка‑1, командир полка – полковник Александр Шулишов).

Во втором эшелоне морским транспортом (из Новороссийска): на больших десантных кораблях «Цезарь Куников» и «Саратов» находилась оперативная группа управления 7‑й гвардейской десантно‑штурмовой (горной) краснознаменной ордена Кутузова 2‑й степени дивизии (Новороссийск, Краснодарский край, командир дивизии – полковник Владимир Кочетков). Дивизия действовала в составе батальонной тактической группы 2/108‑го десантно‑штурмового полка, погруженного в Новороссийске (командир полка – Сергей Баран). Всего – свыше 500 военнослужащих и около 100 единиц техники.

Железнодорожным транспортом: бронетанковая группа 3/108 гвардейского десантно‑штурмового ордена Красной Звезды полка (Новороссийск); бронетанковая группа 247‑го гвардейского десантно‑штурмового Кавказского казачьего полка (Ставрополь, командир полка – полковник Алексей Наумец); 1141‑й гвардейский артиллерийский полк (Анапа, командир полка – Алексей Шубин); часть сил 7‑й гвардейской десантно‑штурмовой (горной) дивизии.

Боевые действия высветили ряд проблем воздушно‑десантных войск, начиная от нехватки средств разведки и связи. Космических и воздушных разведывательных снимков вообще не было. Тактические снимки от беспилотников не поступали. Данные радио- и радиотехнической разведок были недоступны. Воздушно‑десантные войска надеялись только на свою собственную разведку. Из‑за нехватки командно‑штабных машин возникали сложности с управлением (большая часть КШМ обеспечивала управление командующим воздушно‑десантных войск генерал‑лейтенантом Валерием Евтуховичем на второстепенном – Абхазском направлении). Практически полное отсутствие связи вынудило генерала Борисова (командующего группировкой воздушно‑десантных войск в Южной Осетии и Грузии на южноосетинском направлении) использовать фельдъегерскую почту. Полковник – офицер оперативного отдела штаба ВДВ – на вертолете, летящем на малой высоте, находил десантников на марше, высаживался с вертолета и по ходу марша ставил или уточнял задачу. Из‑за недостаточности вертолетного парка в ходе наступления и действий в глубине грузинской обороны вертолетные десанты не применялись.

Сильные и слабые стороны десантных войск. Успешным действиям воздушно‑десантных войск способствовало то, что в июне‑июле 2008 года в Северной Осетии были проведены дивизионные командно‑штабные учения. Офицерский состав хорошо ознакомился с местностью. Десантники тщательно изучили все дороги, ведущие к Рокскому тоннелю. Механики‑водители получили нужную практику передвижения в условиях горной местности. Марш в сторону Цхинвала десантники совершили намного лучше, чем те части и подразделения окружного и центрального подчинения, которые в учениях не участвовали. Аксиома, что все войны начинаются неожиданно. Так и война с Грузией. После проведенных учений в июле 2008 года новая техника БПМ -3 на момент войны находились в эшелонах к местам постоянной дислокации Псков, Ульяновск, Иванова, Кубинка. В ВДВ вынуждены были использовать технику, находящуюся на хранении. В 2008 году БМД‑1 исполнилось 38 лет. Конечно, на базе БМД‑1 создано целое семейство техники воздушно‑десантных войск. БМП‑3 состоит на вооружении ВДВ, но БМД‑4 уже несколько лет все еще находится на испытаниях. Части и подразделения 76‑й дивизии, действуя в качестве передовых отрядов сухопутной группировки войск, решительно и быстро вошли в город Гори, блокировали 1‑ю пехотную бригаду, изъяли оружие и боеприпасы и создали условия для продвижения на Тбилиси. Одновременно 7‑я десантно‑штурмовая (горная) дивизия была переброшена на БДК по морю, высадилась в районе Сухуми и начала действовать в направлении Гали–Зугдиди–Сенаки. В последующем десантная группировка на абхазском направлении была там усилена по железной дороге и по воздуху. К вечеру 12 августа в порт Поти вошел отряд 45‑го отдельного разведывательного полка воздушно‑десантных войск. Вечером им были подорваны у причалов шесть брошенных там грузинских кораблей (последний – неудачно: он остался на плаву и был повторно подорван 19 августа), являвшихся ударной силой грузинского флота. На абхазском направлении 22 августа была захвачена грузинская группа спецназа на «Хаммерах», направлявшаяся в Панкисское ущелье. Для сцецназа ВДВ (командир отряда 45‑го полка ВДА – Анатолий Лебедь) эта операция считается одной из лучших. Двадцать одного бойца грузинского спецназа взяли в плен без единого выстрела. Все оружие и технику отобрали.

ССО НАТО

Действия спецназа НАТО (США, Великобритания, Франция, Италия) перед началом операции «Одиссея. Рассвет» в Ливии в ходе операции «Единый защитник» в 2011 году были достаточно подробно описаны в статье «Агрессивный «защитник» в НВО № 16 (1046) 2019 года.

Действия десантников Вооруженных сил Украины летом 2014 года отличались спонтанностью.

Вертолеты Ми‑24 и Ми‑8 армейской авиации привлекались для проведения тактических десантов силами до взвода (в основном из состава спецподразделений СБУ, МВД, воздушно‑десантной и аэромобильных бригад) с задачами уничтожения блокпостов ополчения. Самой эффективной операцией на первом этапе боевых действий стал вертолетный десант на площадку аэроклуба в Краматорске. 15 апреля четыре Ми‑8 при поддержке пары Ми‑24 высадили на объекте бойцов спецподразделений, взявших его под контроль. Десант украинской армии в ночь на воскресенье, 27 апреля, уничтожив блокпост ополченцев и захватив пленного, отступил с места боя под Соледаром в Донецкой области. На блокпосту в этот момент дежурили четыре безоружных человека. Ранив одного ополченца, военные взяли двоих в плен. Одному из них по дороге к вертолету удалось вырваться. Двум другим также удалось скрыться. После этого к месту боя начали стекаться местные шахтеры, поддерживающие идеи федерализации Украины. Они вооружились лопатами, ломами и трубами. Единственным успехом пилотов армейской авиации можно считать отражение штурма Донецкого аэропорта 26 мая, когда благодаря ракетно‑пушечным ударам по зданию аэровокзала удалось сдержать силы ополчения, а своевременная высадка бойцов из состава 3‑го полка спецназначения усилила гарнизон. 12 июня разведгруппа в составе 8 человек была выброшена на маршрут выдвижения колонн. Операция была спланирована безграмотно: их десантировали с вертолета днем, примерно в 14.00, в районе, который полностью контролировался противником. Ситуация была безнадежной. Разумеется, группа еще в момент высадки была мгновенно обнаружена, окружена; она приняла бой и была захвачена в плен.

39-15-2 copy350.jpg
Спецназ Украины. Фото с сайта
СПЕЦНАЗ НЕЗАЛЕЖНОЙ

  В январе 2015 года в Кировоград неофициально прибыли сотрудники разведки США – Дэвид Хэйг, позывной «Серый» и Дилан Коннорс, позывной «Ган». Они встречались с руководством Главного управления разведки Украины и 3‑го и 8‑го полков специального назначения военной разведки. На следующее утро офицерам отделений дали приказ сформировать группы и провести масштабные диверсии на территориях, подконтрольных Киеву. Члены диверсионных групп были переодеты в форму армии ДНР, которую наша разведка достала со складов ополчения. В задачу входило заложить взрывные устройства в местах скопления людей – на рынках, автобусных остановках, банках, школах. Диверсии должны были осуществить две группы по 10–12 человек, переодетые в форму армии ДНР. Командовали ими два капитана Главного управления военной разведки – Романчук Алексей и Васильченко Олесь. Украинские диверсионные группы причастны к обстрелу троллейбусной остановки 22 января, во время которого было убито 13 человек. 12 февраля незаконные вооруженные формирования Украины организовали диверсию на донецкой автостанции «Центр», тогда сгорело два автобуса и погибли три человека. Украинские силовики в последнее время перебросили в районы Широкино и Горловки 35 диверсионно‑разведывательных групп. Именно одна из этих групп предположительно 24 марта обстреляла колонну наблюдателей ОБСЕ в районе Широкино. Следует отметить, что ранее украинские диверсанты уже использовали мобильные минометные расчеты, передвигавшиеся на гражданских автомобилях. В ВСУ действовали так называемые мобильные группы – это несколько машин с установленными минометами. Выезжали из аэропорта, выходили за Переможное и обрабатывали наши позиции. Силовики придерживались следующей тактики: выбрав подходящее место, они выгружали миномет, делали несколько выстрелов и быстро меняли позицию. Выследить такую группу сложно, поскольку гражданский автомобиль не вызывает подозрений. Как правило, нейтрализовать диверсантов помогают сообщающие о них местные жители. Украинская сторона применяет ДРГ в большей степени для диверсий в крупных городах. Боевики обстреливают жилые кварталы, ставят растяжки, сеют панику. Сирийский опыт, проанализированный российскими специалистами, говорит о том, что для погружения современного мегаполиса в хаос достаточно нескольких мобильных групп боевиков численностью приблизительно 0,25% от численности населения. Например, для города‑миллионника – 2500 человек. Для точечных операций – на порядок меньше, всего 250.

ВЫВОДЫ

После анализа действий российского спецназа в грузинской войне и действий спецназа НАТО, Великобритании, Франции в Ливии, отстав от США на 20 лет, РФ создает Силы специальных операций (ССО). В 2009 году на базе воинской части № 92154 в Московской области было создано Управление специальных операций, подчиненное начальнику Генерального штаба ВС России. В начале 2012 года по инициативе начальника Генерального штаба Николая Макарова Управление специальных операций было развернуто в Командование сил специальных операций (КССО). С последующими планами увеличения ССО до девяти бригад специального назначения (СпН) и параллельным ростом численности бригад СпН окружного подчинения. 6 марта 2013 года начальник Генерального штаба ВС России Валерий Герасимов объявил о начале создания Сил специальных операций.

По мнению западных экспертов, комбинированное применение воздушных операций и ограниченного контингента спецназовцев станет основой ведения военных действий на ближайшие 10–15 лет.

Следует учесть опыт НАТО по обучению повстанцев. Имеющаяся информация позволяет утверждать, что одну из главных ролей в таких «превращениях» сыграли спецназовцы Великобритании, Франции, Италии и США. Если в начале конфликта они представляли собой фактически сборища необученных и слабо вооруженных людей, которые в основном сотрясали воздух демонстративной стрельбой и непрерывно отступали, то уже через пару месяцев они смогли переломить ситуацию.

Особое внимание уделяется роду войск, который полностью отсутствует в НАТО (включая приполярные Канаду и Норвегию); специализированному арктическому воздушному десанту как наиболее универсальной форме быстрого развертывания мобильных групп в условиях почти безлюдной местности, полностью лишенной дорог. Арктическое командование проводит теперь учений даже больше, чем Южный военный округ, через который традиционно «прокачиваются» наиболее боеспособные подразделения.

Надо иметь в виду и опыт спецназа ВСУ (на Украине) – широкое использование беспроводных систем видеонаблюдения. Камеры скрытно устанавливались в непосредственной близости от районов сосредоточения или боевой работы ополчения, на столбах городского освещения, на разной принадлежности мачтах (сотовой сети, высоковольтной сети, радиорелейной связи и др.) и позволяли получать видеоинформацию о передвижениях сил ополчения, пригодную для корректировки огня.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В КПРФ готовят кампанию по продвижению Че Гевары

В КПРФ готовят кампанию по продвижению Че Гевары

Дарья Гармоненко

Памятник символу левого антиамериканизма предложено разместить поближе к посольству США

0
1990
Киев, говоря о скором мире, готовится к долгой войне

Киев, говоря о скором мире, готовится к долгой войне

Владимир Мухин

Перенос "Рамштайна" не повлиял на стремление западных стран поддерживать Украину деньгами и вооружениями

0
2937
Евросоюз подтолкнул Грузию к России

Евросоюз подтолкнул Грузию к России

Артур Аваков

Угрозы Брюсселя совпали с широким жестом Кремля

0
2403
В Киеве перепутали переговоры с капитуляцией

В Киеве перепутали переговоры с капитуляцией

Наталья Приходко

Украинские власти объявили предварительным условием сам предмет возможных дискуссий с Россией

0
2717

Другие новости