0
2884
Газета Геополитика Интернет-версия

26.10.2012 00:00:00

Тернистый путь в НАТО

Иван Малевич

Об авторе: Иван Сергеевич Малевич - полковник в отставке, кандидат военных наук.

Тэги: грузия, абхазия, южная осетия, нато


грузия, абхазия, южная осетия, нато Президент Грузии под защитой американских солдат мечтает о вступлении в НАТО.
Фото с официального сайта Министерства обороны Грузии

Лидер коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили после встречи в Тбилиси с руководителем офиса связи НАТО Вильямом Лахью заявил: «Одной военной подготовки для членства в НАТО недостаточно, и мы намерены быстро пойти вперед и реально, а не фасадно, как это делало нынешнее правительство, создать демократические институты, а это поможет нам в скором времени стать членами Североатлантического альянса».

Сегодня прием Грузии в НАТО невозможен, поскольку членом альянса не может стать государство, имеющее территориальные проблемы. Тем не менее в Чикагской декларации НАТО записано: «На саммите в Бухаресте в 2008 году мы договорились о том, что Грузия станет членом НАТО, и мы подтверждаем все элементы этого решения... В связи с этим мы договорились расширить взаимодействие Грузии с альянсом, в том числе путем дальнейшего укрепления политического диалога, практического сотрудничества и оперативного взаимодействия с Грузией». В то же время Forbes в статье Дуга Бандоу «Электоральный шок в Грузии: Тбилиси пора избавиться от стремления в НАТО» пишет, что «Иванишвили, который, как предполагают, займет должность премьер-министра, должен поставить крест на так и не увенчавшихся успехом попытках страны получить членство в НАТО».

ПРИГЛАШЕНИЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ

Как известно, о своем желании стать членом самого мощного в мире военно-политического союза грузинское руководство заявило еще в 2000 году, когда президент страны Эдуард Шеварднадзе сказал в интервью японским журналистам, что в «2005 году Грузия постучится в двери НАТО». А в 2002 году в ходе Пражского саммита альянса Грузия внесла официальную заявку на членство в НАТО. Тесное сотрудничество Грузии и НАТО началось еще с 1994 года, когда Грузия стала участницей программы «Партнерство ради мира» (PfP – Parntnership for Peace). После революции роз с 2004 года сотрудничество Грузии и НАТО стало более интенсивным. С октября 2004 года альянс начал сотрудничать с Грузией в формате Плана действий индивидуального партнерства (IPAP – Individual Partnership Action Plan). В апреле 2008 года в Бухаресте на саммите глав государств – участников НАТО было заявлено, что Грузия, а также и Украина в будущем могут стать членами НАТО при условии соответствия стандартам альянса. Однако обеим странам на саммите было отказано в предоставлении плана действий по членству, являющимся первым шагом на пути к вступлению в альянс. В середине сентября 2008 года на заседании Североатлантического совета НАТО в Тбилиси была создана Комиссия Грузия–НАТО. Цель работы комиссии – способствовать интеграции Грузии в альянс. Ее заседание на уровне послов 28 членов Североатлантического альянса состоялось в Грузии в начале ноября 2011 года. По заявлению генерального секретаря альянса Андерса Фога Расмуссена выездная сессия Совета НАТО является «новым подтверждением особого партнерства» НАТО с Грузией, которая вносит «очень значительный практический вклад» в международную миротворческую операцию в Афганистане.

Такие дифирамбы в адрес Грузии в устах генсека НАТО, вне всякого сомнения, были продиктованы тем, что официальный Тбилиси стал выражать разочарование и даже раздражение определенной пробуксовкой на пути вступления страны в альянс. В частности, президент Грузии Михаил Саакашвили неоднократно в интервью западным СМИ патетически задавался вопросом: что еще надо сделать Грузии, уже почти наравне с членами НАТО участвующей в операциях в Афганистане и Ираке, жертвующей жизнями своих молодых парней, чтобы сотрудничество с НАТО поднять на более высокий уровень?! Он даже фактически допустил шантаж НАТО, жестко заявив: если Североатлантический альянс, поддаваясь давлению России, способен жертвовать интересами союзников, то есть Грузии, то заинтересованность самой Грузии в членстве в организации, так зависящей от диктата со стороны, может снизиться, «несмотря на то что в вопросе вступления в НАТО страна единодушна». Чтобы успокоить Саакашвили, на заседании комиссии генсек НАТО изложил требования, которым должна удовлетворять Грузия при вступлении в альянс. В первую очередь, по словам Расмуссена, необходимо усовершенствовать избирательную реформу. Во-вторых, надо укрепить «верховенство закона». И, в-третьих, как следствие, нужно «продолжить судебную реформу и подключить к этим процессам гражданский сектор». Если государство исправится по всем перечисленным пунктам, тогда, как сказал Расмуссен, в 2012 году на саммите НАТО в Чикаго можно будет обсуждать вопрос о вступлении страны в альянс. Однако это обсуждение, к великому разочарованию Саакашвили, не привело к приему Грузии в НАТО. В Чикагской декларации предлагается только «расширить взаимодействие Грузии с альянсом». И это естественно. Как пишет автор статьи в Forbes, «во время моего последнего визита в Тбилиси один правозащитник сообщил мне, что «при Саакашвили обстановка во многих отношениях стала хуже», чем та, которая существовала во время правления его предшественника. «На самом деле в плане демократии между ними нет особой разницы», – отметил Ираклий Мелашвили, член коалиции «За свободу выбора». Несмотря на некоторые улучшения, пожаловался он, во многих аспектах «демократическая обстановка в стране» стала хуже, чем до того, как Саакашвили пришел к власти». Поэтому Иванишвили придется немало потрудиться, чтобы «создать демократические институты» для скорейшего вступления в НАТО.

РОКОВАЯ ОШИБКА

Самое интересное состоит в том, что на заседании комиссии в Тбилиси генсек НАТО почему-то не говорит о самом главном требовании к любому кандидату в члены НАТО: отсутствии неурегулированных территориальных проблем. Надо полагать, в альянсе учли последствия обсуждения этой темы в Бухаресте весной 2008 года. Поскольку тогда на саммите НАТО Грузию обещали принять в альянс, то там как раз и шла речь о необходимости решения проблем с Абхазией и Южной Осетией. Это подтвердил Михаил Саакашвили после саммита в интервью телекомпании «Рустави-2», в котором он, в частности, сказал: «Мы же много раз говорили, что для нас все на десятом плане, давайте начнем решать вопрос территориальной целостности Грузии. Все остальное пусть вода унесет и черт заберет (грузинская пословица). Грузия и ее границы для нас главное. На все я пойду, не раз я об этом говорил российскому руководству, только помогите решить этот вопрос. Кроме ухудшения, за последние четыре года в этом направлении ничего другого не происходило. Вам же хорошо известно. Так что, если бы у нас был выбор, мы с удовольствием сделали бы этот выбор. У нас выбора нет...» То есть совершенствование избирательной системы и прочих процедур – это все десятое, а главное – территориальная проблема.

Вот ответ на вопрос: кто виновен в том, что Грузия в августе 2008 года начала агрессию против Южной Осетии и российских миротворцев? Саакашвили выбор сделал и решил силой подготовить страну к вступлению в альянс, и спровоцировали его на такой шаг на Бухарестском саммите. Как писал Forbes в упомянутой статье, «самым большим провалом внешней политики Саакашвили стало начало в 2008 году войны с Россией, в которой он потерпел поражение. Точно так же как Грузия в свое время вышла из состава Советского Союза, от грузинского государства отделились Абхазия и Южная Осетия, причем не без помощи Москвы. Однако эти республики имели такое же право на независимость, как и Грузия, когда она отделялась от СССР. Увы, Саакашвили считал, что право на самоопределение распространяется только на его народ, и вторгся в пределы Южной Осетии, несмотря на присутствие там российских войск».

Следует напомнить, что Грузия за время нахождения сначала в составе Российской империи, куда она вошла добровольно, в результате чего ей удалось сохранить национальную идентичность, а потом в составе СССР увеличила свою территорию почти вдвое. И это при наличии колониального гнета, как утверждают нынешние руководители страны о якобы тяжелом положении Грузии в те времена. Но ведь это расширение происходило за счет территорий других народов, проживающих в Российской империи и СССР, то есть у кого-то отняли и подарили Грузии.

Однако пока это происходило в рамках единого государства, никаких конфликтов не было, поскольку народы, проживающие на этих территориях, являлись гражданами Российской империи или СССР. После того как СССР прекратил существование и Грузия стала независимым государством, прихватив с собой все подаренные ей территориальные приобретения, то оказалось, что абхазы и осетины не желают быть гражданами Грузии. И начались вооруженные конфликты между Грузией – с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией – с другой, целью которых было удержать абхазов и осетин в составе Грузии. Поскольку, еще раз подчеркнем, их вхождение в состав Грузии произошло по воле коммунистических вождей, которые решали эти вопросы без всякой оглядки на международное право. Сегодня они наконец-то получили независимость, но опять же Западу это не по нраву – там требуют возвращения к наследию сталинских времен.

Грузия дважды за последние 22 года пыталась силой вернуть Абхазию и Южную Осетию под свою юрисдикцию. Последний раз в 2008 году, но благодаря России ничего из этого не вышло. Вооруженных конфликтов не было, если бы Запад не подталкивал Грузию к этому своими обещаниями и нежеланием замечать истинного положения дел. А именно: абхазы и осетины не хотят жить вместе с грузинами в одном государстве, в котором они оказались не по своей воле, и никто их не заставит это делать.

Газета «Известия» 16 апреля 2010 года в статье «Одна маленькая, но гордая страна» приводит два взгляда на историю. Первый – «Из Высочайшего манифеста 12 сентября 1801 года императора Александра I: «Окружающие вас хищные народы готовы были напасть на царство ваше и растерзать его остатки... Стоя в бездне сей, неоднократно призывали вы покровительство российское. Вступление войск наших приостановило гибель вашу, устрашив всех хищников, наполняющих горы Кавказские. Затихли крамолы посреди вас, и все вы единодушно и торжественно воззвали власть российскую управлять вами непосредственно... Не для приращения сил, не для корысти, не для распространения пределов и так уже обширнейшей в свете империи приемлем Мы на себя бремя управления царства Грузинского».

Второй – «Из выступления Михаила Саакашвили на митинге в Тбилиси 10 мая 2005 года в честь визита в Грузию Джорджа Буша-младшего: «Стены этого города помнят многое. Наша гордость, наша безгранично красивая Родина, на протяжении веков была ареной разгула многих захватчиков. Не было в мире ни одной империи, которая бы не принесла сюда кровь, разрушения, попытки уничтожения грузинского народа. Эти стены помнят римлян, византийцев, османов, персов, монголов, русских. Но никто из них не смог уничтожить наш гордый народ».

По всей видимости, на Западе уже стали понимать бесперспективность возвращения Абхазии и Южной Осетии под юрисдикцию Грузии. Поэтому сегодня в НАТО и вынуждены изобретать какие-то требования, совершенно не свойственные для военно-политического союза, но реализация которых может продолжаться десятилетиями, тем самым отодвигая принятие Грузии в НАТО на неопределенное время. Кстати, в итоговом документе Чикагского саммита НАТО альянс выразил только поддержку территориальной целостности Грузии и призвал Россию отозвать признание независимости отколовшихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии.

Такое поведение альянса вполне объяснимо. Как пишет Forbes, «цель НАТО заключается в обеспечении безопасности американцев и европейцев, поэтому альянс не обязан рисковать жизнями своих солдат, ведя войны в других регионах земного шара. Кроме того, в случае принятия Грузии в состав блока возрастает риск конфликта с Россией. В любой войне основная тяжесть боевых действий, безусловно, ляжет на плечи армии США. Европейские государства в большинстве своем фактически встали на путь разоружения, целиком полагаясь на готовность Вашингтона защищать всех недальновидных, робких, прижимистых и ленивых членов». В этой ситуации принять Грузию в НАТО, куда ее усиленно проталкивают руководители страны, возможно только после признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Вот только зачем это членство в альянсе нужно будет грузинскому народу, разве что стать пушечным мясом в операциях НАТО, в которых старые члены блока особо не горят желанием участвовать?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
574
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
387
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
233
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
333

Другие новости