Чикагская проповедь Барака Обамы.
Фото Reuters
В первый вторник ноября американские избиратели решат: оставить ли демократа Барака Обаму на второй президентский срок или же его заменить республиканцем Миттом Ромни. Интересно знать, как изменится при этом внешняя политика самой мощной в экономическом и военном отношениях державы.
«Добрый полицейский и злой полицейский» – один из любимых приемов Голливуда. Однако, оказывается, этот прием широко используется не только на «фабрике грез», но и во внешней политике Соединенных Штатов. Поскольку почему-то принято считать, что существует кардинальная разница по многим вопросам во внешнеполитических позициях республиканской и демократической партий США. Это отчетливо проявилось и в третьем раунде теледебатов кандидатов в президенты, который был посвящен внешней политике США и состоялся 22 октября. Причем республиканцев, судя по заявлениям Митта Ромни, можно, пользуясь голливудской терминологией, назвать «злыми полицейскими», а демократов по этой же классификации, на основании выступления Барака Обамы, – «добрыми полицейскими». Однако эти различия только в словесной оболочке, в которую упакованы внешнеполитические инициативы, а достигаемые результаты ничем не разнятся друг от друга.
ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ
Такое единство политических противников объясняется просто: действия любой администрации США во внешней политике подчинены одной цели – поддержанию мирового лидерства Соединенных Штатов. Это наглядно видно на примере создания глобальной системы ПРО, включающей ЕвроПРО. Администрация Джорджа Буша для создания ЕвроПРО намеревалась разместить к 2013 году 10 ракет-перехватчиков. С приходом в Белый дом Барака Обамы США не отказались от развертывания наземных элементов ПРО в Европе, всего лишь отсрочив его до 2020 года.
Однако если Джордж Буш выдвигал эти инициативы только словесно, то Барак Обама процесс создания ПРО закрепил юридически. В новой стратегической концепции НАТО, принятой на Лиссабонском саммите глав государств и правительств альянса в ноябре 2010 года, в разделе «Оборона и сдерживание» в п. 19 указано: «Мы обеспечим обладание НАТО полным спектром потенциалов, необходимых для отражения и защиты против любой угрозы безопасности наших народов. Для этой цели, мы будем …развивать потенциал для защиты наших народов и территорий против нападения с применением баллистических ракет в качестве ключевого элемента нашей коллективной обороны, что будет являться вкладом в неделимую безопасность альянса». Понятие «неделимая безопасность альянса» означает, что если США создают глобальную систему ПРО для защиты от возможного удара российских ракет по собственной территории, то они должны сделать подобное и в Европе для защиты своих союзников, то есть создать и ЕвроПРО. Поскольку Россия не является союзником НАТО, ее потенциал должен учитываться как представляющий угрозу для альянса, что предполагает принятие соответствующих мер по его нейтрализации. К примеру, существует же сегодня патрулирование воздушного пространства стран Балтии авиацией НАТО. Кстати, недавно в своем выступлении в Военном институте штата Вирджиния Митт Ромни заявил: «Я добьюсь создания эффективной системы противоракетной обороны, и никаких компромиссов в этом вопросе с Владимиром Путиным не будет. Я намерен добиваться от наших союзников по НАТО, величайшему в истории военному союзу, чтобы они тратили на оборону каждый по 2% национального валового продукта». То есть и демократы, и республиканцы едины в вопросах создания системы ПРО, включая и ЕвроПРО.
С какой целью это делается, рассказал Барак Обама, представляя в начале года в Пентагоне программу под названием «Укрепление глобального лидерства США: приоритеты обороны в XXI веке». Он заявил, что США намерены сохранять свое военное превосходство, невзирая на предстоящие сокращения бюджета Пентагона. «Да, наши вооруженные силы будут компактными, но мир должен знать: Соединенные Штаты намерены сохранять свое военное превосходство». Эти слова американского президента однозначно свидетельствуют, что создаваемая Соединенными Штатами глобальная система ПРО вместе с ЕвроПРО как одна из компонентов вооруженных сил предназначается прежде всего для обеспечения превосходства США над Россией в области стратегических вооружений, то есть для укрепления их мирового лидерства.
ИСТОКИ НЕЛЮБВИ К КОМПРОМИССАМ
Впервые Соединенные Штаты заявили о претензиях на мировое лидерство после Второй мировой войны, в конце которой они использовали ядерное оружие против Японии. Президент США демократ Гарри Трумен 19 декабря 1945 года писал: «Хотим мы этого или не хотим, мы обязаны признать, что одержанная нами победа возложила на американский народ бремя ответственности за дальнейшее руководство миром».
Однако это «руководство миром» едва не привело к войне в результате карибского кризиса в октябре 1962 года. Избежать ее удалось благодаря компромиссу. Советский Союз вывел свои ракеты с Кубы в обмен на обещание президента США Джона Кеннеди не вторгаться на остров и убрать свои ракеты «Юпитер» из Турции. Однако в ходе переговоров США добились того, что это последнее обязательство не будет предано гласности.
Возникает вопрос: почему советское руководство не раскрыло правду гораздо раньше? Посол СССР в США Анатолий Добрынин в своих мемуарах «Сугубо доверительно» в 1995 году написал: «То, что Хрущев не настоял на том, чтобы Кеннеди дал не конфиденциальное, а публичное обязательство… о выводе ракет из Турции, было его большой ошибкой… Кеннеди был провозглашен средствами массовой информации как несомненный победитель в опасном кризисе».
В октябре 2012 года Foreign Policy опубликовал статью «Миф, который на полвека извратил внешнюю политику США». Американский журнал признает: «Умелые действия президента США Джона Кеннеди в ходе карибского кризиса, разгоревшегося ровно 50 лет назад, возведены в ранг центрального мифа холодной войны. Строится он на тезисе о том, что Кеннеди благодаря военному превосходству США и своей стальной воле заставил советского премьера Хрущева капитулировать и вывезти с Кубы тайно размещенные там ракеты... Таким образом, завершением кризиса стал безраздельный триумф Америки и безоговорочное поражение СССР… Представление, сложившееся о карибском кризисе – мол, Кеннеди добился успеха, не отступив ни на дюйм, – укрепилось в политическом мышлении и дебатах, как гласных, так и негласных. Оно проявляет себя и сегодня, полвека спустя, в тревогах по поводу уступок Ирану в связи с его ядерным оружием или талибам в контексте их роли в Афганистане. Американские лидеры не любят идти на компромисс, и это во многом связано с укрепившимся неверным пониманием тех 13 дней в октябре 1962 года».
ОБАМА, РОМНИ И РОССИЯ
22 октября в ходе дебатов кандидатов в президенты Барака Обамы и Митта Ромни такая позиция наглядно проявилась. В частности, Митт Ромни заявил, что Россия снова и снова продолжает сражаться с США в Совете Безопасности ООН. «Я не собираюсь смотреть сквозь розовые очки, когда речь идет о России и Владимире Путине, и я определенно не собираюсь обещать ему большую гибкость после президентских выборов. После них он получит от меня больше жесткости», – добавил Ромни.
Как будет выглядеть это «больше жесткости», продемонстрировал бывший постпред страны при ООН Джон Болтон, в настоящее время являющийся членом предвыборного штаба Митта Ромни. Летом в эфире Fox News он заявил, что если Россия не перестанет поддерживать режим Асада, то «…необходимо дать понять России, что наши отношения будут носить качественно иной характер до тех пор, пока она не будет вести себя по-другому. Мы вновь вернемся к строительству надежной национальной системы противоракетной обороны, мы выйдем из нового Договора о СНВ – соглашения о контроле над вооружениями, мы на многое готовы пойти и забыть о так называемой кнопке перезагрузки в наших отношениях с Москвой, которая, очевидно, ничего не изменила». То есть республиканцы в полной мере выглядят «злыми полицейскими».
В то же время нынешний американский президент Барак Обама как «добрый полицейский» резко раскритиковал своего конкурента Митта Ромни за его подход к России, которую тот назвал геополитическим врагом США. Обама напомнил своему противнику, что холодная война давно закончилась, а подобными заявлениями Ромни хочет отбросить внешнюю политику страны в 80-е годы.
Председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов считает, что в случае победы Митт Ромни, несмотря на свои жесткие высказывания, вынужден будет продолжить курс на перезагрузку. Он работает на публику, но некуда ему деваться, Вашингтон и Москва не могут «обойтись друг без друга в глобальной повестке дня», – подчеркнул Михаил Маргелов. Вне всякого сомнения, следует готовиться к любому варианту: и к продолжению лицемерной дружбы с Обамой, и к жесткому противостоянию с не скрывающим своей ненависти к России Ромни.