0
4836
Газета Геополитика Интернет-версия

28.12.2012 00:00:00

Претенденты на роль гарантов мира в Центральной Азии

Станислав Иванов

Об авторе: Станислав Михайлович Иванов - ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук.

Тэги: азия, сша, узбекистан, туркмения, казахстан


азия, сша, узбекистан, туркмения, казахстан Киргизcкие военные рассчитывают на иностранную помощь в защите государства.
Фото Reuters

Состояние вооруженных сил и перспективы военного и военно-технического сотрудничества в постсоветских государствах Центральной Азии в последнее время все чаще становятся предметом научного анализа и привлекают внимание средств массовой информации. Этому способствуют как минимум два фактора.

Во-первых, на ситуацию в Центральной Азии влияет нестабильность Афганистана, в котором тесно сплелись противоречия национального, этноконфессионального, территориального и другого характера. Особое значение регион приобретает в связи с предстоящим в 2014 году выводом войск США и международной коалиции из Афганистана. Страны Центральной Азии оказываются как бы на переднем крае борьбы с международным терроризмом, радикальными исламистскими группировками, нелегальной миграцией и наркотрафиком с афганского направления. У политических элит ряда центральноазиатских стран возникает естественное стремление укрепить свои вооруженные силы и быть в готовности защищать свои государства как от внешней агрессии, так и от возможных вылазок внутренней оппозиции.

Во-вторых, центральноазиатские государства оказались перед дилеммой: сохранить свои традиционные связи в области военно-технического сотрудничества (ВТС) с Россией или развивать военное и военно-техническое сотрудничество с другими, в том числе западными странами?

На сегодняшний день Россия, безусловно, превалирует в общем объеме военного и военно-технического сотрудничества стран Центральной Азии. Более того, эти государства интегрируются в играющие все более заметную роль в поддержании мира и стабильности региональные организации (СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЕС). При этом страны Центральной Азии не отказываются и от участия в ряде программ НАТО, в процессе обсуждения внешнеполитических концепций США – «Новый шелковый путь» и «Дорога в Персию». Наметилась тенденция и к диверсификации военного и военно-технического сотрудничества стран Центральной Азии с другими зарубежными государствами.

ИМПЕРСКОЕ НАСЛЕДСТВО ОКАЗАЛОСЬ ОБРЕМЕНИТЕЛЬНЫМ

Небольшой исторический экскурс в процесс создания национальных вооруженных сил центральноазиатских стран мог бы раскрыть особенности их сегодняшнего военного строительства. Как известно, распад СССР в начале 90-х годов прошлого столетия привел к созданию пяти новых независимых государств Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана). Практически вся советская боевая техника и вооружение, оказавшиеся к тому времени на территории этих стран, за исключением ядерного оружия и стратегических ракетных установок, были ими национализированы и послужили основой для создания национальных вооруженных сил.

Следует отметить, что в регионе оказалось явно избыточное количество вооружений и боевой техники (Среднеазиатского военного округа, групп советских войск, выведенных из стран Восточной Европы и Афганистана, и баз тылового хранения). И если в начале реализации своих суверенных прав на долю советского военного имущества руководители молодых государств стремились действовать по принципу «чем больше оружия, тем лучше», то уже через несколько лет встал вопрос: как распорядиться этим, по большей части превышающим потребности новых армий военным имуществом? Более того, как оказалось, расходы по охране и поддержанию в нормальном состоянии огромных арсеналов вооружений легли непомерным бременем на бюджеты республик, а часть этого военного имущества стала представлять собой прямую угрозу населению близлежащих населенных пунктов.

Так, в Туркменистане обнаружились течи в железнодорожных цистернах с токсичным ракетным топливом, отмечались пожары и самопроизвольные взрывы на складах боеприпасов, которые хранились здесь еще со времен Великой Отечественной войны. В этих условиях члены руководства стран Центральной Азии вынуждены были провести инвентаризацию своего военного имущества и с помощью бывших советских военнослужащих, а также иностранных, в основном российских, специалистов привести в относительный порядок эти «горы» оружия и боеприпасов. В каждой из стран Центральной Азии этот процесс протекал по-своему, но с общими принципами и подходами.

В соответствии с реальной численностью и организационно-штатной структурой национальных вооруженных сил в их распоряжение предоставлялись так называемые учебно-боевые и боевые группы вооружений. На первой из них проводилась боевая подготовка личного состава в условиях мирного времени. Вторая – была поставлена на хранение непосредственно в воинских частях в готовности к мобилизационному развертыванию в относительно короткие сроки на случай вооруженного конфликта или войны. Часть оружия и боевой техники была разобрана на запасные части. Ее отправили на длительное хранение. Она предназначалась для ремонта и замены выходящих из строя частей и механизмов. Пригодные к использованию излишки оружия и боевой техники продавались в другие страны. Непригодные к эксплуатации и экспорту вооружения и боеприпасы утилизировались самостоятельно и с помощью иностранных компаний.

Позднее, когда советские образцы оружия и боевой техники стали морально и физически устаревать, происходил их естественный износ, на повестку дня вставал вопрос об их ремонте, модернизации и закупках новых, более современных вооружений. Безусловно, приоритет в этой области по-прежнему отдавался России, поскольку она являлась правопреемницей СССР и большую часть советского военно-промышленного комплекса (ВПК) ей удалось сохранить. Активно использовались и возможности оборонных предприятий Казахстана и Узбекистана.

Из стран Центральной Азии наиболее мощным ВПК обладает Казахстан. В стране налажены производство, капитальный ремонт и модернизация бронетехники и морских судов, а также изготовление оружия и боеприпасов. Кроме того, открыты совместные с Россией предприятия по производству средств связи. В ближайшей перспективе планируется создавать беспилотные летательные аппараты, оптико-электронные и радиолокационные системы, новые модели самолетов и вертолетов. Одно из основных направлений развития – трансферт передовых технологий. Объем продукции ежегодно увеличивается в рамках государственного оборонного заказа. Планируется строительство завода и освоение технологий по производству патронов, автоматизированных средств управления войсками, катеров, кораблей и судов различного класса военного и двойного назначения водоизмещением до 500 тонн, судоремонтного предприятия по техническому обслуживанию катеров и кораблей на Каспийском море, пожарной и аварийно-спасательной техники, производство средств радиолокации и модернизации существующих систем.

Большинство предприятий ВПК СССР, располагавшихся в Казахстане, были ориентированы на производство военно-морской продукции. Она и сейчас является преобладающей в общем объеме казахстанского военного экспорта. Кроме того, экспортируется несколько десятков наименований авиационных изделий, узлов и агрегатов для авиастроительных и авиаремонтных предприятий СНГ (России, Украины, Белоруссии и Узбекистана).

Учитывая сохраняющиеся льготные цены на запчасти, ГСМ, боеприпасы и новые вооружения в рамках стран СНГ и ОДКБ, помощь Российской Федерации в подготовке национальных военных кадров, отсутствие языкового барьера – тенденции к сохранению связей с Россией в области ВТС у стран Центральной Азии по-прежнему просматриваются. Но наряду с этим отмечается стремление центральноазиатских государств к постепенной диверсификации своего военного и военно-технического сотрудничества за счет расширения географии партнерских связей. Во многом это стимулируется встречными, весьма выгодными предложениями со стороны западных государств, особенно в последнее время, когда обозначены конкретные сроки вывода войск иностранной коалиции из Афганистана.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ

США не скрывают своей заинтересованности сохранить военную базу в Киргизии («Манас»), создать еще несколько ей подобных в других странах Центральной Азии, в частности в Узбекистане и Таджикистане. Обсуждается вопрос о передаче части оружия и боевой техники международной коалиции странам Центральной Азии безвозмездно. Якобы вопрос передачи выводимых из Афганистана избыточных вооружений США уже обсуждался в конце ноября 2011 года с таджикским и узбекским руководством во время визита в Душанбе и Ташкент командующего Центральным командованием сухопутных войск США генерал-лейтенанта Винсента Брукса. Речь шла о передаче Узбекистану и Таджикистану в больших объемах приборов, аппаратов и каналов виртуальной разведки. В их числе: беспилотные летальные аппараты, цифровые радиостанции, комплекты индивидуальной экипировки, оснащенных навигаторами GPS, бронированные автомобили, бронетранспортеры, средства ПВО, танки и ракетно-артиллерийские системы со средствами космической топопривязки, а также стрелковое оружие, оборудованное прицелами ночного видения. Пентагон, видимо, пришел к выводу, что данные высокотехнологичные вооружения афганской армии передавать не следует в силу большой вероятности попадания в руки боевиков движения «Талибан».

Во время визита Винсента Брукса в Душанбе и Ташкент обсуждались предложения Пентагона по созданию в Таджикистане и Узбекистане на долговременной основе сети учебных центров, где войска стран Центральной Азии могли бы осваивать передаваемые им из группировки альянса в Афганистане оружие и боевую технику. В Таджикистане уже действует поддерживаемый США учебный центр, который дислоцируется в Фахрабаде. Как сообщает посольство США в Таджикистане, местным силовикам было передано 300 комплектов индивидуального снаряжения и оборудование для групп специального назначения, которых готовят американские инструкторы. Всего начиная с 1992 года Вашингтон предоставил более 984 млн. долл. на поддержку экономического развития, демократических институтов, систем здравоохранения, образования и безопасности в Таджикистане.

Правительство Казахстана, в свою очередь, заявило о намерении закупить 20 тактических транспортных вертолетов EC725 Super Cougar. Как сообщается на сайте продавца – европейской компании Eurocopter, вертолеты планируется приобрести для нужд Министерства обороны. Стоимость одного вертолета оценивается в 25 млн. долл. В настоящее время казахстанские власти уже используют гражданскую версию этого вертолета для VIP-перевозок.

Активизации ВТС Узбекистана с США и НАТО способствовала отмена Евросоюзом, а несколько позже и США ограничительных санкций, введенных в отношении Ташкента после известных андижанских событий. Похоже на то, что заинтересованность Запада в укреплении своих позиций в этой стране перевесила озабоченность по поводу нарушения прав человека в Узбекистане. Специалисты обратили внимание на налаживание Ташкентом сотрудничества с Германией, которое затрагивает и военную сферу. Так, ФРГ помогает Узбекистану в строительстве национальной армии, предлагает закупить некоторые виды военной техники, в частности, тренировочные самолеты «Альфа-джет» из арсеналов бундесвера; по данным немецкой стороны, армия Узбекистана уже использует военное снаряжение бывшей ГДР. Американцы поставили для силовых структур Узбекистана партию бронежилетов, намечено поставить также американские приборы ночного видения и навигационные системы, которые, по мнению Вашингтона, будут способствовать обеспечению большей безопасности путей доставки грузов в Афганистан и пресечению деятельности контрабандистов.

Сегодня свою военную продукцию странам Центральной Азии предлагают и фирмы Израиля, Турции, Южной Кореи, Китая, других стран. По данным Лондонского международного центра стратегических исследований, военные расходы Казахстана и Узбекистана сегодня составляют по 1,4 млрд. долл. в год, что в 20 раз больше, чем военный бюджет Таджикистана и в 45 раз – Киргизии. На оборону Туркмении выделяется, как и прежде, 1,5% от расходной части бюджета, но общеизвестно, что Ашхабад в укреплении своего суверенитета опирается не на военную мощь, а на свой, подчеркнуто нейтральный международный статус. В отчете упомянутого выше центра приводятся также данные о боевом и численном составе армий стран Центральной Азии. Так, на вооружении Казахстана – 2210 бронетранспортеров (БТР) и 980 танков. Эта страна обладает 278 вертолетами и самолетами-истребителями. Туркмения имеет в наличии 1941 БТР, 680 танков, 112 вертолетов и боевых самолетов. Узбекистан – 700 БТР, 340 танков, 135 истребителей и 500 пушек. Таджикистан, которому после распада СССР досталось в наследство от советской армии меньше всего, обладает 46 БТР, 37 танками, тремя вертолетами и одним военным самолетом.


В казахстанской армии военному делу учатся настоящим образом.
Фото с официального сайта Министерства обороны Республики Казахстан

Численность казахстанских военнослужащих сегодня составляет около 70 тыс. человек, в Узбекистане – 50 тыс., в Киргизии и Туркмении – по 20 тыс., в Таджикистане – 16 тыс. Видимо, чтобы не допустить повторения кровавых ошских событий, стремится укрепить армию и правоохранительные органы и Киргизия. На оборону и безопасность предполагается тратить ежегодно около 13% всех расходов бюджета, что составляет 223 млн. долл. Из них не менее 50% выделяется на оборону, но Киргизия при этом рассчитывает и на иностранную военную помощь. Внешняя помощь нужна и Таджикистану, где летом и осенью 2010 года велись боевые действия с объединенными отрядами оппозиции. Расходы на оборону Таджикистан увеличил на 25%. Но есть большая вероятность того, что в связи с нестабильностью общей ситуации в этой стране вооруженное противостояние властей с оппозицией продолжится. В этих условиях Бишкек и Душанбе обратились к России за дополнительной военной помощью.

МОСКВА ДРУЗЕЙ НЕ БРОСАЕТ

Москва уже заявила о своей готовности выделить 1,1 млрд. долл. на перевооружение киргизской армии и около 200 млн. долл. на нужды вооруженных сил Таджикистана. Заявленные суммы планируемых российских военных поставок, похоже, правительство России не смущают, так как большая часть оружия и военной техники скорее всего может быть поставлена со складов Минобороны. Безусловно, модернизация, подготовка вооружений к экспорту, транспортировка, обучение азиатских воинов, другие накладные расходы потребуют дополнительных финансовых средств.

Оценивая стремление США и НАТО активизировать свое военное и военно-техническое сотрудничество с постсоветскими государствами Центральной Азии, можно прийти к выводу, что эти шаги связаны не только с предстоящим выводом войск международной коалиции из Афганистана и с желанием усилить изоляцию Ирана и с этого, весьма важного направления, но и стратегическими планами Вашингтона прийти в регион всерьез и надолго.

В столицах же самих государств Центральной Азии с заметной настороженностью относятся к попыткам США нарушить сложившийся в регионе баланс сил и в какой-то степени вытеснить Россию из Центральной Азии. Особенно лидеры стран региона опасаются втягивания их в антииранскую кампанию и планов США и Израиля военным путем решить так называемую иранскую ядерную проблему. Они понимают, что любой новый масштабный вооруженный конфликт в регионе, разрушение иранских ракетно-ядерных объектов и нефтегазовых промыслов может существенно ухудшить общую ситуацию и привести к региональной экологической катастрофе, включая жизненно важные ресурсы пресной воды и акваторию Каспийского моря. Кроме того, продолжающаяся волна так называемых арабских революций, которые были поддержаны США и их союзниками по НАТО и ЕС, также вызывает определенные опасения в правящих кругах постсоветских государств Центральной Азии. Не появится ли со временем желание у США провести «демократизацию» по западному образцу и в странах Центральной Азии? Ведь до последнего времени на Западе не скрывали своих оценок режимов региона как «диктаторских», «недемократических», «антинародных».

Добившись смены режима в Сирии, изолировав Иран, Вашингтон может поставить на повестку дня и процесс демократизации Центрально-Азиатского региона. Исходя из этого, большинство руководителей постсоветских государств не спешат «бросаться в объятия» своим новым партнерам, пытаются строить отношения с ними на сугубо прагматичной платформе, прежде всего в торгово-экономической области. Что касается военного и военно-технического сотрудничества со странами Запада, то здесь постсоветскими государствами Центральной Азии пока допускается лишь закупка высокотехнологичной продукции, которую не может предложить Россия, и дальше умеренной диверсификации источников вооружений за счет Запада, Китая и ряда других стран речь пока не идет.

После планируемой передачи странам Центральной Азии на безвозмездной основе части вооружений и боевой техники выводимого из Афганистана контингента войск потребуется организовать обучение местных военнослужащих ее эксплуатации и боевому применению. Кроме того, для «данайских даров» потребуются запчасти, боеприпасы, ремонтная база и прочее. Короче говоря, вероятность втягивания таким путем Киргизии и Таджикистана, а затем и других центральноазиатских государств в более тесное сотрудничество с США и НАТО по военной и военно-технической линии становится вполне реальной. Цели Вашингтона при этом весьма прозрачны: обеспечить безопасный транзит углеводородов и других полезных ископаемых из Центральной Азии через Южный Кавказ, создать надежный тыл оставляемому в Афганистане режиму, блокировать Иран с центральноазиатского направления.

К великому сожалению, ведущие мировые державы еще не до конца смогли преодолеть наследие холодной войны и по инерции пытаются конкурировать в таких чувствительных областях, как военное и военно-техническое сотрудничество с развивающимися странами. Центрально-Азиатский регион оказался как бы на стыке интересов России, США, Китая и других заинтересованных государств. При этом не всегда просчитываются возможные негативные последствия для международной и региональной безопасности от избыточности вооружений и боевой техники в той или иной стране.

ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА

Есть определенные постулаты в области ВТС, которые очевидны для специалистов, но не всегда учитываются политиками. Вот некоторые из них.

Прежде чем поставлять оружие и боевую технику тому или иному государству или режиму, надо просчитать, насколько они стабильны и прочны, что может ожидать их в ближайшем будущем, как может быть использовано поставленное иностранное вооружение, с кем конкретно собирается воевать или от кого защищаться государство-потребитель вооружений, нет ли вероятности развязывания гражданской войны, агрессии против соседнего государства, регионального вооруженного конфликта или попадания оружия в руки террористов, экстремистов, пиратов и других группировок.

Развивать ВТС с иностранными государствами нельзя без тесной его увязки с сотрудничеством в других областях (политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной). Любая поставка вооружений и боевой техники за рубеж должна сопровождаться тщательно просчитанной и обеспеченной всем необходимым многолетней программой ее дальнейшей эксплуатации (техдокументация на иностранном языке, подготовка персонала, текущий, средний и капитальный ремонты, поставка запчастей, боеприпасов, тренажеров и прочего вспомогательного оборудования). Сбой в этой цепочке превращает современное вооружение в горы металлолома и дискредитирует страну-поставщика.

Нельзя забывать и печальный исторический опыт, когда оружие западных и советских образцов широко использовалось во внутренних и региональных конфликтах. Наиболее кровавыми из них можно считать арабо-израильские войны, восьмилетнюю ирако-иранскую войну, гражданские войны в Сомали, Эфиопии, Анголе, Судане, Уганде, Афганистане, десятках других стран. Вот уже второй год продолжается гражданская война в Сирии, десятки тысяч людей погибли, свыше сотни тысяч ранены и получили увечья, около миллиона стали беженцами и перемещенными лицами. Города и населенные пункты этой страны лежат в руинах. Самым свежим примером вооруженного насилия стала «восьмидневная ноябрьская война» между палестинцами сектора Газа и Израилем.

Мировое сообщество должно в кратчайшие сроки разработать и принять надежную договорно-правовую базу в области производства и экспорта обычных вооружений. Пока все усилия на этом направлении в рамках ООН результата не дали.

Безусловно, страны Центральной Азии перед лицом угроз с афганского направления нуждаются в ускоренном развитии своих вооруженных сил, но этот процесс должен осуществляться в цивилизованных рамках. Желательно под строгим международным контролем и при параллельном развитии всех других институтов государств и обществ, их экономик, сельского хозяйства, науки, техники, культуры. Ничем не оправданная, ускоренная милитаризация и гонка вооружений развивающихся стран, как правило, ухудшает материальное положение большей части населения, радикализует общество в силу отвлечения значительных бюджетных средств на военные нужды, провоцирует внутренние и региональные вооруженные конфликты.

Де-факто низкий уровень жизни местного населения упомянутых выше стран (средняя месячная зарплата в Таджикистане, например, составляет всего несколько десятков долларов), высокий уровень коррупции, клановость властей всех уровней, массовая безработица, неразвитая инфраструктура, нехватка школ, больниц – все это создает предпосылки к новым внутренним вооруженным конфликтам. В этой ситуации политика поставок «пушек вместо хлеба» может лишь усилить недоверие широких народных масс к властям, усугубить раскол обществ и спровоцировать новые гражданские войны и региональные вооруженные конфликты. В результате распространяется влияние афганских экстремистских группировок, транзит наркотиков становится одним из основных источников доходов чиновников и членов преступных группировок, политизированный ислам прочно входит в жизнь общества и власти.

Более оправданным, со всех точек зрения, было бы наряду с дозированной и строго регламентированной военной помощью странам Центральной Азии оказать странам региона гуманитарную помощь продовольствием и предметами первой необходимости, проинвестировать жизненно важные объекты в этих государствах, инициировать взаимовыгодные энергетические, водные и другие региональные проекты, ведь здесь имеются и полезные ископаемые, и дешевая рабочая сила. Только комплексный подход в развитии долговременных, взаимовыгодных отношений России и других заинтересованных государств со странами Центральной Азии послужит дальнейшей стабилизации ситуации в этом взрывоопасном регионе.

Россия, как и ряд других стран СНГ, имеет положительный опыт сотрудничества с центральноазиатскими государствами. Одновременно Москва налаживает сотрудничество с Вашингтоном и Брюсселем на афганском направлении, чтобы поставить надежный барьер наркотрафику, международному терроризму и экстремизму в регионе. Очевидно, этот положительный опыт международного сотрудничества и следует развивать в непростых условиях Центрально-Азиатского региона. Настало время от конкуренции и соперничества великих держав в развитии сотрудничества с третьими странами переходить к более тесному взаимодействию в интересах укрепления региональной и международной безопасности. При таком подходе выиграют все заинтересованные стороны: постсоветские страны Центральной Азии, сопредельные государства, ведущие мировые державы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1169
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3007
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2118
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1688

Другие новости