Посещение японским премьером синтоистского храма Ясукуни не способствует разрядке напряженности в Восточной Азии. Фото Reuters |
14 мая правительство Японии во главе с премьер-министром Синдзо Абэ узаконило применение японских вооруженных сил за рубежом. Законопроект вызвал протесты в стране, ибо находится в прямом противоречии с 9-й статьей действующей Конституции Японии, согласно которой «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».
НА ПУТИ К МИРОВОЙ ГЕГЕМОНИИ
Объяснения стандартные – необходимость совместно с США противостоять усиливающейся мощи Китайской Народной Республики, «защищаться от КНДР», поддерживать военный паритет, читай гегемонию, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом. Утверждение данного законопроекта является новым серьезным шагом на избранном премьером Абэ пути отказа от мирной Конституции, превращения Японии в «обычное государство», обладающее и применяющее современные вооруженные силы в полном объеме. Как известно, в Стране восходящего солнца есть влиятельные силы, которые хотели бы обзавестись и ракетно-ядерным вооружением. И если раньше сюзерен Японии – США сдерживали военные амбиции своего ближайшего азиатского партнера, то теперь, напротив, видимо, забыв исторический опыт, поощряют их.
Для согласия народа с курсом на отказ от пацифизма японское правительство задалось целью убедить японцев в том, что находившаяся под властью милитаристов Япония не была «плохой», а оказалась-де вовлеченной в войну лишь в силу обстоятельств и по вине других стран. Выступая по японскому телевидению, Абэ заявил: «Что касается извинений за события времен войны, я не вижу необходимости в их повторении». Эти слова подтвердили подозрения по поводу того, что занимающий правонационалистические позиции нынешний японский лидер в отличие от предшественников не намерен в своем выступлении по случаю 70-й годовщины капитуляции Японии и окончания войны в какой бы то ни было форме употреблять слова «агрессия», «колониальное господство» и каяться перед жертвами японского милитаризма.
Демонстративное нежелание правых сил Японии признавать ответственность за войну и военные преступления привело к тому, что лидеры КНР и Республики Кореи в знак протеста вот уже несколько лет отказываются проводить с японским премьером официальные встречи на высшем уровне. Одна из причин состоит и в том, что занятая Токио позиция находит проявление в одобряемых правительственными чиновниками учебниках для средних школ, в которые упорно и последовательно внедряются оценки событий истории, обеляющие или затушевывающие жестокие деяния осужденных Токийским трибуналом политиков и военных периода войны. Японские историки правого толка внедряют в сознание подрастающего поколения представление о том, что японцы не угнетали жителей порабощенных стран, а цивилизовали их, несли прогресс отсталым народам. Это не может не вызывать возмущение и протесты в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, где помнят, как их «цивилизовали» японские оккупанты.
«ОСВОБОДИТЕЛИ» С МЕЧОМ
Вместо признания вины за войну и ее огромные жертвы апологеты японского милитаризма продвигают идею освободительной миссии своей страны. Вот только при этом затушевывается тот факт, что, «освобождая Азию от белого империализма», японцы огнем и мечом насаждали свой, еще более жестокий колониализм.
Нежелание признавать ответственность своих предшественников за развязывание кровавой мировой бойни проявляется в демонстративных посещениях высшими должностными лицами страны именуемого в странах Восточной Азии «святилищем японского милитаризма» синтоистского храма Ясукуни. Здесь, несмотря на протесты стран – жертв японских агрессий, членами японского правительства и депутатами правящей Либерально-демократической партии регулярно проводится ритуал поминовения душ погибших в войнах за священную империю Ямато японцев, включая души казненных по приговору Токийского трибунала главных японских военных преступников.
Открытое стремление японских правящих кругов исказить историю вызывает недоумение и протесты даже в Соединенных Штатах. Недавно влиятельная американская газета New York Times в редакционной статье указала: «Настало время, когда проблемы прошлого должны быть разрешены. И в том, что они до сих пор не нашли своего разрешения, повинны господин Абэ и его политические союзники из правого лагеря, которые подвергают сомнению историю и даже пытаются ее переписать, что лишь нагнетает напряженность в регионе».
Однако, игнорируя подобные призывы и предупреждения, правонационалистические силы Японии и обслуживающие их интересы СМИ открыто «подвергают сомнению» правомерность именовать агрессией японские вооруженные захваты чужих стран, нещадную эксплуатацию их населения и ресурсов. На порядок занижается число зверски убитых в китайском городе Нанкине женщин, детей и стариков. Если по китайским данным в этом городе за несколько дней было истреблено около 300 тыс. невинных горожан, то согласно публикуемым в Японии «свидетельствам», их число было-де гораздо меньше. При этом эти жертвы объясняются… сопротивлением китайцев.
ЧУДОВИЩНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Весьма острой в странах Восточной Азии и Соединенных Штатах стала проблема ответственности Японии за насильственное принуждение «женщин для утешения», как в оккупационной армии именовали сексуальных рабынь, ублажать японских вояк в солдатских борделях. В Японии можно встретить утверждения о том, что женщины следовали за японской армией якобы по собственной воле в целях получения денег. Между тем по итогам проведенного Организацией Объединенных Наций расследования было признано, что систематическому изнасилованию в солдатских борделях подвергались 200 тыс. молодых женщин в возрасте от 13 лет из Китая, Тайваня, Кореи, Филиппин, Малайзии и других восточноазиатских стран.
Всячески замалчиваются и факты создания и боевого применения японской армией запрещенного международными соглашениями бактериологического и химического оружия. И это притом что в центрах разработки и испытания бактериологического оружия – отрядах № 731 и № 100 были накоплены предназначенные к практическому применению сотни килограммов смертоносных бактерий чумы, холеры, тифа, сибирской язвы и других заболеваний. По признанию бывшего служащего отряда № 731, на завершающем этапе войны готовых к использованию бактерий хранилось столько, что, «если бы они при идеальных условиях были рассеяны по земному шару, этого хватило бы, чтобы уничтожить все человечество». И это не преувеличение. Командующий японской Квантунской армии, в подчинении которого находились центры разработки бактериологического оружия, генерал Отодзо Ямада признал на судебном процессе: «Вступление в войну против Японии Советского Союза и стремительное продвижение Красной армии вглубь Манчьжурии лишило нас возможности применить бактериологическое оружие против СССР и других стран».
ГРАЖДАНЕ – ПРОТИВ
Справедливости ради следует отметить, что в Японии есть значительные политические силы и объединяющие простых граждан организации, деятельность которых направлена на искреннее покаяние за бесчеловечную политику японских милитаристов. Они считают необходимым сохранить мирную Конституцию страны. По опубликованным крупнейшим японским информационным агентством «Киодо цусин» данным социологического опроса японцев, около 50% респондентов высказываются против изменения интерпретации Конституции, и примерно 35% это намерение поддерживают. При этом против участия страны в боевых операциях в рамках «коллективной самообороны» с Соединенными Штатами выступили почти 70% граждан Японии. Комментируя решение японского правительства, бывший председатель верхней палаты парламента Японии, занимавший в кабинете демократов важные министерские посты видный японский парламентарий Сацуки Эда отмечает: «Япония прошла через агрессии, колониальное порабощение других народов, поражение в войне. Покаявшись и обретя сотрудничество мирового сообщества на основе действующей Конституции, наша страна достигла в послевоенный период замечательных успехов. Основанный на Конституции пацифизм – это не просто морально-философское воззрение. Это провозглашение отказа от ядерного оружия и коллективной самообороны». В своем заявлении политик выступает против возрождения в мире военных блоков, предостерегает от опасности ядерного вооружения Японии.
Процесс «очищения прошлого» от, как утверждают японские правые, «мазохизма в истории», направлен на то, чтобы снять законодательные преграды на пути наращивания и без того весьма мощных вооруженных сил, скрывающихся под эвфемизмом «сил самообороны». По замыслам же нынешнего правительства, Япония окончательно должна стать государством, вовлеченным в военную стратегию США и способным участвовать совместно с Пентагоном в военных действиях в различных точках планеты. При этом вместо разрешения в интересах народа усугубляющихся социально-экономических проблем бюджетные средства во все возрастающих объемах бросаются на военные цели. Достаточно сказать, что в апреле с.г. был принят на 2015 год беспрецедентный по размерам бюджет военного ведомства в 5 трлн иен, или 42 млрд долл. Для сравнения отметим, что новый военный бюджет относительно небольшой Страны восходящего солнца составляет более половины военных расходов огромной России.
Избранный кабинетом Абэ курс на превращение Японии вновь в военную державу вызывает сейчас и будет вызывать впредь противодействие как внутри страны, так и за рубежом. Тем самым японское правительство может все больше оказываться в изоляции, в обстановке недоверия и подозрительности со стороны соседних стран, да и всего мирового сообщества. А ведь такое уже было в истории этой страны. Неужели действительно «история учит лишь тому, что ничему не учит»?