Новости из индийского штата Джамму и Кашмир в последние годы были одинаково печально негативны – то пакистанская артиллерия произвела неспровоцированный обстрел позиций индийских войск на Линии контроля, то проникшие с территории Пакистана террористы обстреляли (устроили засаду), в результате чего погибло столько-то индийских военнослужащих (полицейских), то разъяренная толпа жителей штата забросала камнями военнослужащих (полицейских), проводивших операцию по контрповстанческой деятельности и т.п. Весь май по национальным телеканалам демонстрируются видеоролики, на которых видно, как артиллерия и минометы одной страны обстреливают позиции на сопредельной стороне. Причем 24 мая Пакистан заявил, что под обстрел с индийской стороны едва не попали два представителя группы военных наблюдателей ООН по Индии и Пакистану.
Со второй половины прошлого года в развитии ситуации в Джамму и Кашмире индийские наблюдатели отмечают новый фактор. Как пишет газета «Таймс оф Индия», «новым ключевым элементом является скрытая поддержка Китаем тех бесчинств, которые Пакистан творит в Кашмире». Причина имеется – как считают в Индии, большая часть «оккупированного Пакистаном Кашмира» критически важна для нового китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) протяженностью 2400 км, который соединит китайский Синьцзян с пакистанским портом Гвадар на побережье Аравийского моря.
По мнению индийских СМИ, «без скрытого поощрения Китаем пакистанских намерений относительно Джамму и Кашмира страна, находящаяся в экономической и политической изоляции, вряд ли осмелилась бы изменить правила игры в Кашмирской долине. Тем не менее подход Пакистана к проблеме Кашмира поменялся – от бессмысленного терроризма против гражданского населения и незащищенных целей к переходу в атаку на символы государственной власти (индийские. – Ю.Ю.) – вооруженные силы и полицию».
Вот почему на индийского обывателя обрушился поток информации, смысл которой в том, чтобы показать, как индийские солдаты (полицейские) избивают кашмирцев или привязывают их к капотам своих автомобилей для сдерживания толпы «метателей камней». Конечная цель этого – подавить волю Индии как государства к борьбе и создать атмосферу враждебности среди местного населения в штате Джамму и Кашмир. Как указывается в публикациях в «Таймс оф Индия», «информационная война имеет и вторичный политический мотив, который состоит в том, чтобы вызвать у индийской политической элиты, никогда не бывшей благосклонной к нынешнему премьер-министру страны Моди, отрицательное отношение к его политике в штате Джамму и Кашмир путем сосредоточения внимания на нарушениях так называемых прав человека – реальных, вымышленных или сфабрикованных».
Пекин собирается вложить в КПЭК около 50 млрд долл., имеются планы дотянуть этот «коридор» до Афганистана и Ирана. Для обеспечения безопасности своих интересов в регионе китайцы намерены разместить своих морпехов в Гвадаре и Джибути (Африканский Рог), в связи с чем Народно-освободительная армия Китая (НОАК) поспешно наращивает их численность с 20 до 100 тыс. человек. Кошмаром для Индии остается вероятность войны на два фронта – с Пакистаном на западе и Китаем на северо-востоке. Индия с величайшей настороженностью отслеживает действия ВМС Китая в Аравийском море, где китайские боевые корабли находятся практически на постоянной основе – якобы «для борьбы с пиратством».
В Кашмире сейчас дислоцированы три армейских корпуса ВС Индии, всего более 330 тыс. военнослужащих (из общего числа в 1,4 млн во всех ВС Индии), и еще 70 батальонов полиции. В прошлом году, когда в некоторых районах штата в течение почти пяти месяцев продолжались беспорядки, туда дополнительно были направлены еще 150 рот полиции. Немалые силы стоят и по другую сторону границы, в Пакистане и Китае.
По данным Стокгольмского института стратегических исследований (СИПРИ), индийский тигр проигрывает китайскому дракону во всем: в суммарных расходах на оборону, в баллистических ракетах, в численности вооруженных сил, в танках, истребителях, боевых кораблях.
Руководство Индии осознает серьезное отставание страны от потенциальных противников и принимает определенные меры. Так, в интересах создания системы ПРО проведены успешные пуски противоракет по движущимся целям как в земной атмосфере, так и вне ее. Кроме того, был заключен контракт с Израилем более чем на 600 млн долл. по оснащению нескольких индийских кораблей системами ПРО израильской разработки. Есть данные о срочной закупке страной современного вооружения и боеприпасов для сил специальных операций.
Однако разовыми действиями ситуацию сразу не выправишь, поэтому Дели с подозрительностью следит за деятельностью Пекина в Азиатско-Тихоокеанском регионе и с крайним неодобрением относится к продвигаемому Китаем проекту «Один пояс, один путь», называя его «колониальным мероприятием, которое оставляет после себя разбитые общности людей и многочисленные долги».
Принимая во внимание наличие ядерного оружия в Китае, Пакистане и Индии, конфликт здесь может разгореться нешуточный, тем более что индийская пресса с недавних пор заговорила о возможности пересмотра политики страны относительно неприменения ядерного оружия первой в сторону возможного нанесения упреждающего удара по своему соседу.