0
1535
Газета Геополитика Интернет-версия

07.07.2017 00:01:00

Танцевать, не наступая на старые грабли

Леонид Медведко

Об авторе: Леонид Иванович Медведко – доктор исторических наук, писатель.

Тэги: трамп, израиль, палистина, сша, эр рияд, катар, вашингтон, игил, брюссель, гамбург


трамп, израиль, палистина, сша, эр рияд, катар, вашингтон, игил, брюссель, гамбург Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд наградил президента США Дональда Трампа, вероятно, за будущий вклад в укрепление отношений между их странами. Фото Reuters

Дихотомия «Восток–Запад», воспетая когда-то романтиком колониализма Редьярдом Киплингом в одноименной поэме, приобрела в ХХI веке другой смысл. Пока шла холодная война – Восток на Западе называли социалистическим лагерем. Запад же выдавал себя за «мир демократии».

С окончанием холодной войны мир стал многополярным. У каждого из них появились свои приоритеты. В этом, наверное, смог убедиться 45-й президент Соединенных Штатов Дональд Трамп после своего первого турне сначала по Ближнему Востоку, а потом – по странам исчезающей на глазах Западной Европы.


ВОСТОЧНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ТРАМПА ПОСЛЕ ТАНЦА С САБЛЯМИ

Восток и Запад стали другими.

Для американцев страны Старого Света стали представляться Востоком. Может быть, по этой причине Трамп со своей женой Меланьей первый свой вояж решил совершить по «святым местам» трех мировых религий.

Свое турне он начал с Саудовской Аравии и Израиля с Палестиной. Можно допустить, что такая очередность была подсказана также его взрослой дочерью Иванкой, принявшей иудейскую веру по настоянию своего мужа Кушнера, ставшего теперь ближайшим советником президента. Но скорее всего не это было главной целью посещения «святых мест» трех религий.

На следующий день после прибытия в Эр-Рияд состоялось подписание контрактов на поставку США Королевству Саудовской Аравии (КСА) самой крупной партии оружия на общую сумму более 110 млрд долл. плюс к тому еще несколько контрактов на общую сумму 360 млрд долл. Перед этим Трамп участвовал на организованном, наверное, в честь высокого гостя танце с саблями и расширенном саммите «арабо-исламского НАТО».

По сообщению иностранных СМИ, после отъезда Трампа из Эр-Рияда там сразу же разразился скандал. Участники «исламского НАТО» поссорились из-за расхождений по отношению к самому богатому эмирату – Катару.

Президент Турции Эрдоган спешил на другой саммит – Североатлантического союза в Брюсселе. Вместо себя он послал в Эр-Рияд своего премьера. Турция не заинтересована вступать в еще одну коалицию с антииранской направленностью. К тому же Анкара вместе с Тегераном и Москвой стали теперь гарантами достигнутых в Астане соглашений по Сирии.

Президент Ливана Мишель Ауи, как христианин, в Эр-Рияде вообще был лишним. Ливан поэтому представлял премьер Саад Харири. Но и он не хотел ссориться с вооруженной проиранской группировкой «Хизболла» в Ливане, которую на Западе причислили к террористической.

Эмир Катара Халиф Ат-Тани и до этого чувствовал себя жертвой враждебной кампании. Она была поднята против него Саудовской Аравией, которая завершилась разрывом дипломатических отношений с Катаром большинством арабских стран Персидского залива, за исключением султаната Оман. Это привело к еще большему обострению напряженности в зоне Персидского залива и фактическому распаду Союза сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ). После этого Союз затрещал по швам.

Возможно, такие чрезвычайные обстоятельства заставили престарелого саудовского короля Сальмана назначить своим преемником самого молодого и способного принца Мухаммеда Бен-Сальмана, совмещающего к тому же два поста – министра иностранных дел и министра обороны. Такое совмещение показалось монарху весьма своевременным. Продолжение пляски вокруг тронов можно ожидать и в других эмиратах Залива. Арабы давно уже называют этот залив Арабским, а на Западе предпочитают коротко называть его Заливом. По богатству нефтью он, наверное, единственный во всем мире.

Следует в этой связи упомянуть и о состоявшихся у Трампа в Вашингтоне переговорах с королем Иордании Абдаллой II. Тот предлагал через создание арабского НАТО разыграть с Москвой хитрую многоходовку на шахматной доске геополитики. Король предлагал сделать Путину какие-то уступки в ослаблении санкций из-за Крыма и Украины. В обмен – добиться ухода Ирана из Сирии и Ливана.

С опорой на арабские монархии Трамп смог бы в последующем облегчить урегулирование израильско-палестинского конфликта и признания Иерусалима столицей Израиля. Это объясняет, почему после Эр-Рияда Трамп сразу направился на Землю обетованную.

В Иерусалиме он в одиночестве недолго постоял с кипой на голове у Стены Плача. О чем он там молился в одиночестве без Нетаньяху, никто не спрашивал. На состоявшихся потом переговорах с Нетаньяху Трамп заверил его, что Израиль остается для США «больше чем союзником». Это не помешало, однако, продолжать вооружать Саудовскую Аравию, хотя формально она остается в состоянии войны с «сионистским образованием».

ЭСКАЛАЦИЯ В ЗОНАХ ДЕЭСКАЛАЦИИ

Пентагон тем временем, надо полагать, не без согласования с Белым домом и не без ведома Трампа, отдал приказ о нанесении ударов по зонам деэскалации в Сирии. Вашингтон тем самым подал сигнал Москве, что США не собираются соблюдать достигнутые в Астане договоренности с Тегераном и Анкарой о создании таких зон в Сирии.

Халифатчики ИГИЛ (организация запрещена в России) громко напоминали о себе до саммитов НАТО в Брюсселе и «семерки» на Сицилии. Они организовали серию акций терроризма в Манчестере и Лондоне в Англии, потом на Филиппинах, в Египте, Ливии. Побоище в Манчестере стало самым крупным после взрывов в метро Лондона.

На это быстро сумел отреагировать лишь президент Египта Фаттах ас-Сиси. Возвратившись из Эр-Рияда, он встретился с министрами обороны и иностранных дел России Шойгу и Лавровым. После беседы с ними он и отдал приказ о нанесении ударов по базам ИГИЛ в Ливии.

Такое стечение обстоятельств не могло не отразиться на общей атмосфере саммитов стран НАТО в Брюсселе, а затем и G7 на Сицилии. Английский премьер Тереза Мэй вынуждена была срочно покинуть Сицилию, не дожидаясь окончания саммита G7. Перед ее отъездом участники G7 успели все же сделать на память «семейное фото» «семерки». На нем лица у всех были озабоченными, даже без обычных протокольных улыбок. Но самое мрачное выражение лица сохранял вообще редко улыбающийся Дональд Трамп. Мало кто из его предшественников сталкивался с такими испытаниями на Востоке и Западе.

Сама жизнь стала вносить поправки в порядок приоритетов, обсуждавшихся на саммитах в Брюсселе и на Сицилии.

Можно было понять состояние Трампа после возвращения из его первого зарубежного турне. Он написал тогда в своем Twitter, что у Москвы есть основания смеяться над новостями из Вашингтона. Задуманное «арабское НАТО» стало разваливаться раньше, чем появилось на свет. До первого вояжа у Трампа бизнес всегда брал вверх над политикой.

Еще до начала «русского Давоса» в Петербурге ходили слухи, что в нем может принять участие президент США. Но Трамп посчитал, наверное, что его встреча с Путиным на полях петербургского форума еще не созрела. Это в бизнесе приходится иногда реагировать очень быстро. В политике требуется выдержка. Ведь до саммита расширенной «двадцатки» в Гамбурге осталось ждать не так долго. Но если туда прибудет не только король Саудовской Аравии, но и президент Ирана Рухани, наверное, надо будет задуматься, с кем встречаться и о чем беседовать.

ПРИОРИТЕТЫ ТРАМПА

На встречах с Путиным на полях саммита G20 Трампу придется придерживаться приоритетов не только «Капитала» Карла Маркса.

В этой связи мне вспоминается, как на одной из международных научных конференций кто-то из участников, представлявших США, задал каверзный вопрос: «Чем отличается марксизм от капитализма?» Он сам же, отвечая на него, съехидничал: «Марксисты читали «Капитал» Маркса, но быстро потом свой капитал разбазарили. Капиталисты поступили наоборот. Они внимательно «Капитал» прочитали и сумели свое состояние умножить».

С точки зрения Трампа, было логичным отказаться выполнять Парижские соглашения по климату, предписывающие выделять по 100 млрд долл. в год. Естественно, что все союзники по НАТО, в том числе и США, стараются сократить все свои расходы, кроме военных.

Думаю, что на встрече Трампа с Путиным главное внимание будет сосредоточено на проблемах не только экономики, но и безопасности. В связи с этим на проходившем в Петербурге форуме Путин напоминал и о проводившейся перед этим в Москве международной конференции по вопросам безопасности стран-партнеров в борьбе с терроризмом. Для участия в ней съехалось тогда немало экспертов и специалистов, в том числе из Америки и Европы. Многие из них, как выразился Путин, признавались «на ушко», что в Вашингтоне и Брюсселе их усиленно уговаривали не ехать в Москву. После этого Путин с улыбкой задался вопросом: «Понимаете ли вы, что натворили и продолжаете творить?»

Присутствующие на Петербургском форуме мои знакомые рассказывали, что большинство его участников представляли более 400 компаний из Соединенных Штатов и стран Европы (их было гораздо больше, чем с Востока). Хотя на «русском Давосе» по установившейся традиции главным его героем на этот раз был премьер-министр Индии Нарендра Моди.

На главной площадке форума президент России Владимир Путин, отвечая на вопросы американской журналистки Мегин Келли, выступавшей в роли модератора, находчиво давал саркастические ответы. По направленности острых, не очень тактичных ее вопросов можно было подумать, что разговор идет не на экономическом форуме, а в ходе политических дебатов на Капитолийском холме. Там тоже во всем, что происходит в мире и в США, всегда стараются найти русских хакеров. Даже в победе на выборах президента Трампа они усматривают «русский след».

Царящая теперь в США и на Западе русофобия напоминает во многом антисемитскую кампанию. Где бы чего ни происходило – во всем виноваты русские, как когда-то евреи.

Особенно большое оживление в зале вызвала реакция Владимира Путина на вопрос о спорах вокруг начинающегося распада Североатлантического альянса. «Что касается ожидающегося распада, – пошутил Путин, – это еще не просматривается. Но когда это произойдет, Россия может и порадоваться. А в нынешних условиях Россия готова сотрудничать со всеми странами НАТО в борьбе с терроризмом. Но и это пока не видно».

Порой возникает мысль, с кем и против кого Запад борется.

Из всех происходивших на форуме других знаковых мероприятий мне особо запомнилась также церемония вручения писателю Даниилу Гранину Государственной премии за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. Последним такую премию, как мне помнится, получал в Кремле академик Евгений Примаков.

На этот раз такая церемония в такой же торжественной обстановке проходила в зале Константиновского дворца в Петербурге. Очень уместно президент процитировал слова лауреата: «Совесть – это малое представительство Бога».

В ответ Даниил Гранин произнес: «Каждый человек ищет какой-то смысл своей жизни. Для писателя таким смыслом является творчество. Это одна из тех вещей, которые обогащают жизнь, делают ее более осмысленной». «Каждый человек – с уверенностью сказал Гранин, – высшее творение и сокровище природы».

Такое видение не противоречит ни одной из мировых религий. Может быть, поэтому Даниил Гранин назвал совесть представительством Бога.

Глубокий смысл этих слов раскрывался и патриархом Кириллом. Совершаемые в мире с именем Аллаха террористические акции он отнес к религиозной неграмотности людей без совести и веры.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1492
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1701
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1803
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4133

Другие новости