0
3927
Газета Геополитика Интернет-версия

18.06.2020 22:00:00

Битва титанов

Вашингтон и Пекин предлагают свои глобальные проекты

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – заместитель директора Института политического и военного анализа.

Тэги: пекин, вашингтон, китай, сша, тайвань, ноак, геополитика


пекин, вашингтон, китай, сша, тайвань, ноак, геополитика США и Китай, словно мифические боги, ведут борьбу за мировое доминирование. Якоб Йорданс. Падение титанов. 1636. Музей Прадо

Вашингтон и Пекин сегодня находятся в геополитическом противостоянии. В нем есть идеологические элементы – каждая из стран предлагает остальному человечеству проект с собственным лидерством. Для Вашингтона это хорошо всем известная либеральная демократия, а для Пекина – только что выработанная идея «общей судьбы человечества» (она не обязательно должна быть социалистической). Однако китайская идея, похоже, не совсем ясна даже самому Китаю, а вот в США при Трампе идеология все больше отступает перед геополитикой и борьбой за собственные интересы с позиции силы.

Война через забор

ВС КНР стабильно входят в тройку сильнейших военных машин мира и кое в чем уже превосходят ВС США. При этом, правда, несмотря на активное создание военно-политической стратегии «Нить жемчуга», глобальный размах военной мощи у Китая несравненно меньше, чем у США. Из-за этого создается весьма своеобразная ситуация – исход потенциального военного столкновения между США и Китаем будет чрезвычайно сильно зависеть от того, в каком месте планеты такое столкновение произойдет.

К примеру, военные базы США и Китая в Джибути находятся чуть ли не «через забор» друг от друга. И некие трения между ними уже возникают. В случае перерастания в серьезное столкновение китайская база на первом этапе может даже и выиграть у американской. Но затем американцы заведомо возьмут реванш, поскольку их возможности по наращиванию сил в данном регионе гораздо выше, чем у китайцев. Находящийся в западной части Индийского океана отряд кораблей китайских ВМС заведомо слабее группировок 5-го и 6-го флотов ВМС США. К тому же на Ближнем Востоке находятся крупные группировки ВВС США, притом что силы китайских ВВС там отсутствуют вообще. Все сказанное относится к возможному конфликту не только в Джибути, но в любой части Африки и Западной Азии, не говоря уже о Латинской Америке.

Схватка за Тайвань

Но совершенно другой будет ситуация, если конфликт возникнет на почве «борьбы за свободу судоходства» в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Причем вероятность его гораздо выше, чем «битва за Джибути». Особо здесь выделяется тайваньский сюжет.

Победа местной Демократической прогрессивной партии (ДПП, выступает за полную независимость Тайваня) на президентских и парламентских выборах в январе 2020 года ясно показала, что затягивание решения проблемы, то есть бесконечное сохранение статус-кво, становится для Пекина недопустимым. Статус-кво превращается в иллюзию, поскольку на Тайване продолжает уменьшаться количество людей, хоть как-то связанных с материковым Китаем, и растет доля тех, кто не имеет никаких «корней» на материке. Это естественным образом будет вести к дальнейшему снижению влияния Гоминьдана (который в настоящее время превратился в «пятую колонну» Пекина на острове) и росту влияния ДПП. В достаточно обозримом будущем у Пекина не останется никаких вариантов присоединения Тайваня, кроме военного, причем такой вариант станет не воссоединением, а оккупацией, что создаст для Пекина серьезные проблемы не только во внешней, но и во внутренней политике.

Если проводить аналогии, то можно сказать, что Россия успела присоединить Крым, по сути, в последний момент, когда это присоединение еще сопровождалось поддержкой абсолютного большинства населения полуострова. Лет через 10 или тем более через 20 в Крыму бы уже появилась очень значительная доля украинизированной молодежи, что сделало бы присоединение полуострова к России невозможным (или превратило бы его в оккупацию не на уровне лозунгов украинской и западной пропаганды, а на самом деле). На Тайване ничего похожего на такую поддержку нет уже сейчас, далее же настроения тайваньского населения будут эволюционировать в сторону полного неприятия объединения.

Таким образом, чем дальше процесс затягивается, тем сложнее осуществить объединение. Однако совершенно непонятно, как этого добиться в условиях власти на острове ДПП и при отсутствии у Пекина реальных положительных стимулов для властей и населения Тайваня для добровольного присоединения к КНР. Если же Трамп реализует свои планы по поставкам вооружений Тайваню, стремление Тайбэя к полной независимости еще более усилится. Хотя, на самом деле, на баланс сил между Китаем и Тайванем получение тайваньской армией сотни «Абрамсов» никак всерьез не повлияет, в Тайбэе возникнет ощущение, что Вашингтон на его стороне и что войну с Китаем с американской помощью можно выиграть.

Дополнительным сдерживающим фактором для Пекина является то, что у НОАК, несмотря на колоссальный рост ее боевой мощи, нет никакого боевого опыта. Операция по захвату Тайваня с чисто военной точки зрения является крайне сложной даже для очень мощных и опытных вооруженных сил и даже в том случае, если в войну не вмешаются США. Поэтому в чисто психологическом плане для Пекина исключительно сложно решиться на эту операцию. Вполне очевидно, что для США захват Китаем Тайваня станет очень большой неприятностью, но не глобальной катастрофой. Для Китая же провал операции по захвату Тайваня станет именно абсолютной катастрофой, грозящей даже крахом собственной государственности. Соответственно войну Пекину можно начинать лишь при 100-процентной уверенности в победе.

С другой стороны, продолжается стремительное наращивание боевой мощи НОАК во всех ее компонентах. Особенно сильное впечатление производит нынешняя кораблестроительная программа КНР. Она сравнима по масштабам лишь со строительством ВМС США в годы Второй мировой войны и совершенно беспрецедентна для мирного времени. Поскольку Тайвань находится совсем близко к Китаю и очень далеко от США, Китай имеет реальную возможность обеспечить себе значительное превосходство на море и в воздухе в районе Тайваня над любым противником уже в самое ближайшее время. При этом и возможности по наращиванию сил у Китая будут на порядок выше, чем у США, находящихся по отношению к данному ТВД на другой стороне Тихого океана. Совсем невеселой для американцев ситуация становится в том случае, если китайцам на самом деле удалось создать на базе БРСД DF-21 по-настоящему эффективную ПКР DF-21D, обеспечивающую поражение крупных надводных кораблей.

В этом случае уже у Вашингтона возникнут серьезные проблемы психологического характера по поводу возможности военной конфронтации с Китаем. События на Ближнем Востоке в январе с.г. (иранский ракетный удар по американской базе, на который США не дали военного ответа) показывают, что американская армия совершенно не готова к войне, в ходе которой она может понести значительные потери в живой силе и технике. Причем Иран в военном плане на порядок слабее США (и Китая), но даже с ним Вашингтон воевать отказался. Вывод: победителем становится тот, у кого крепче нервы.

В начале 1970-х ради борьбы с СССР США «отпризнали» Тайвань и признали Китай, но военные гарантии безопасности Тайваню как бы сохранили. Однако это было сделано в той ситуации, когда ВС США были на порядок сильнее НОАК (особенно на море и в воздухе). Сейчас ситуация изменилась кардинально. Поэтому если Тайвань сдастся Китаю без боя или будет захвачен в течение короткого срока, Вашингтон благополучно «забудет» про свои гарантии безопасности Тайбэю (как было сказано выше, такой исход для США – большая неприятность, но не катастрофа). Но если Тайвань окажет сопротивление, которое затянется, бездействие Вашингтона обернется для него полной и окончательной потерей лица. Всему миру станет ясно, что бывший всемирный гегемон навсегда сложил свои полномочия. И гегемон в мире будет уже другой.

Пекин, в свою очередь, хочет поглотить мощную тайваньскую экономику, а не разрушить ее. К тому же некоторые образцы боевой техники ВС Тайваня он предпочел бы получить и изучить, а не уничтожить. Кроме того, Китай, конечно, так же не хочет воевать с США, как и США не хотят воевать с ним. Поэтому он однозначно желал бы капитуляции Тайбэя без боя.

ВМС Китая при поддержке авиации способны организовать жесткую дальнюю и ближнюю морскую и воздушную блокаду Тайваня, который собственных ресурсов практически не имеет. Это нанесет колоссальной силы удар по тайваньской экономике и социальной сфере без их физического разрушения. Очень быстро на острове может начаться настоящий голод. ВМС и ВВС Тайваня прорвать блокаду никаких шансов не имеют. Подобное развитие событий могло бы привести к капитуляции Тайваня. Но если остров продержится хотя бы месяц, то для Вашингтона невмешательство станет просто невозможным, поскольку США многократно декларировали не только гарантии безопасности Тайбэю, но и неизменную приверженность к «свободе судоходства», которую они обычно демонстрируют как раз в отношении Китая. Поэтому торговые суда с грузами для Тайваня под охраной кораблей ВМС США пойдут на прорыв блокады. Если Китай их пропустит, это будет означать для него как минимум геополитическое поражение, полную потерю лица и отказ от претензий на роль сверхдержавы, как максимум – серьезные внутренние потрясения. Если не пропустит – получит войну с США, поскольку в случае прямого удара по своим кораблям Вашингтон уже не сможет не воевать.

Поэтому для Китая однозначно выгоднее вариант блицкрига. При его реализации ракетные войска НОАК при поддержке авиации могут нанести сокрушительный удар по военным объектам Тайваня. При этом авианосные соединения китайского флота атакуют остров с восточного направления, максимально растягивая тайваньскую оборону. Одновременно начнется высадка на остров морского и воздушного десантов. Причем вполне вероятно, что этот десант будет не только и даже не столько «классическим» (с десантных кораблей и транспортных самолетов), сколько «москитным» (с сотен, если не тысяч небольших судов и легких самолетов типа «кукурузников» Y-5). Авиация, флот и береговая оборона Тайваня, находящаяся к тому же под мощнейшим прессингом ракетных и авиационных ударов со стороны Китая, просто не смогут справиться с таким количеством целей. Если же китайцам хотя бы в одном месте удастся создать на острове серьезный плацдарм и начать переброску на него сухопутных войск, шансов на спасение у Тайваня не останется ни малейших, а ждать помощи от США будет уже бессмысленно. Быстрый крах тайваньской обороны может обеспечить Китаю не слишком сильное разрушение экономики острова.

Рассчитывать на военный успех Тайвань мог бы только в случае строительства «асимметричных» вооруженных сил. Ему нет смысла иметь танки, боевые самолеты и надводные корабли, которых заведомо будет в разы меньше, чем у Китая. Необходимы тысячи и даже десятки тысяч ПКР, ЗУР и крылатых ракет наземного (скорее всего ‑ шахтного) базирования для поражения любого количества ракет, самолетов и кораблей противника, а также важнейших военных и промышленных объектов на территории КНР (хотя бы в ее восточной части). Из классической техники Тайваню нужны только субмарины, которые стали бы скрытыми мобильными «платформами» для дополнительного количества КРМБ и ПКР.

К сожалению, из-за инерции мышления и слепой веры в американские «гарантии» Тайбэй продолжает бессмысленно тратить деньги на строительство «классических» ВС, что не усиливает, а ослабляет его обороноспособность.

Ядерная эскалация

Сравнение потенциалов сухопутных войск США и Китая теперь также будет отнюдь не в пользу американцев. Правда, такое сравнение носит характер чисто теоретический, ибо не ясно, в каком месте может состояться хоть сколько-нибудь масштабное наземное сражение между американской и китайской армиями.

При этом не нужно забывать, что обе страны являются «официальными» ядерными державами. Считается, что американский ядерный потенциал чуть ли не в 20 раз больше китайского, что, разумеется, не имеет никакого отношения к реальности. Ракетные войска НОАК способны доставить как минимум несколько сотен ядерных БЧ на территорию самих США. И уж тем более в радиусе поражения китайских ядерных баллистических и крылатых ракет находятся американские силы и объекты в АТР и на Ближнем Востоке. С другой стороны, США без вариантов могут превратить в радиоактивные руины все основные города и промышленные предприятия КНР.

Как несложно догадаться, подобное развитие событий совершенно не нужно ни Вашингтону, ни Пекину. Но амбиции и гегемона уходящего (США), и гегемона наступающего (КНР) никуда не исчезают, что само по себе становится основой для очень серьезных конфликтов. Кроме того, существует фактор неконтролируемой эскалации, когда одна сторона сначала не хочет уступить даже по самой мелочи, а потом остановиться уже невозможно. А к такой эскалации может привести даже случайная перестрелка двух пехотных взводов в Джибути. Или преднамеренное столкновение двух эсминцев в Южно-Китайском море. И уж тем более – китайское вторжение на Тайвань.

После чего мы можем узнать, какой у Китая ядерный потенциал на самом деле.

Вот только что-то совсем не хочется. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

Геннадий Петров

Исход борьбы за Белый дом может полностью поменять ход нескольких конфликтов

0
5876
Евросоюз не побоялся обложить китайские электромобили долговременными пошлинами

Евросоюз не побоялся обложить китайские электромобили долговременными пошлинами

Данила Моисеев

Поднебесная вынуждена взвесить "за" и "против" торговой войны

0
3416
Отмечаешь Хэллоуин – пойдешь в полицейский участок

Отмечаешь Хэллоуин – пойдешь в полицейский участок

Владимир Скосырев

В КНР пришедший с Запада праздник попал под запрет

0
3752
"Хезболла" делает ставку на затяжную войну

"Хезболла" делает ставку на затяжную войну

Игорь Субботин

Новый генсек пообещал победить Израиль в ближнем бою

0
3661

Другие новости