0
7204
Газета Геополитика Интернет-версия

24.12.2020 20:08:00

Эксперты рекомендуют НАТО ужесточить политику

В отношении России и Китая разрабатывается новая стратегия сдерживания

Тэги: нато, сдерживание россии, йенс столтенберг, доктрина, дональд трамп


нато, сдерживание россии, йенс столтенберг, доктрина, дональд трамп На основании оценок и предложений экспертов группы Йенса Столтенберга планируется утвердить новую Стратегическую концепцию альянса. Фото с сайта www.nato.int

В начале декабря министры иностранных дел и обороны стран – членов НАТО в онлайн-режиме рассмотрели вопрос о необходимости реформирования альянса. Участникам форума был представлен доклад «НАТО-2030: единство в новую эру», подготовленный группой независимых экспертов, состав которой 31 марта этого года утвердил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

Группу экспертов возглавил Томас де Мезьер, в свое время руководивший МО и МВД ФРГ, а также занимавший пост федерального министра по особым поручениям канцлера Ангелы Меркель. Сопредседателем Мезьера стал Уэсс Митчел, бывший американский дипломат, ныне занимающий пост вице-председателя совета директоров Центра анализа европейской политики. В состав группы вошли эксперты из Великобритании, Канады, Дании, Италии, Польши, Турции, Франции и Нидерландов. Окончательная версия доклада должна быть рассмотрена на саммите НАТО в Брюсселе в 2021 году. На основании оценок и предложений экспертов планируется утвердить новую Стратегическую концепцию альянса и сформулировать направления его дальнейшего развития. За восемь месяцев работы группы ее члены провели более 90 заседаний и обсудили рассматриваемые вопросы более чем с 200 представителями разных профессий. Был составлен доклад объемом 67 страниц, который содержит оценки современного состояния НАТО и включает 138 рекомендаций по всем направлениям строительства блока в ближайшие 10 лет. 

Значительная часть документа посвящена вопросам противостояния с РФ и развития отношений с ней. После окончания холодной войны НАТО попыталось наладить конструктивные отношения с Россией на основе диалога и организации практического сотрудничества в областях, представляющих общие интересы. Однако, как утверждают авторы доклада, агрессивные действия России против Грузии и Украины на фоне постоянного наращивания потенциала ее ВС, а также агрессивные акции в Балтийском и Черноморском регионах, в Восточном Средиземноморье и на Крайнем Севере привели к обострению отношений Москвы со странами альянса и негативно повлияли на безопасность в Европе.

Россия постоянно проводит масштабные военные учения в непосредственной близости от границ стран НАТО. Российские ВВС и ВМФ значительно повысили дальность действия своих самолетов и кораблей и их оснащенность новыми системами вооружений. Все это привело к росту угроз в воздушном пространстве стран блока и ограничило свободу навигации в Атлантике. Действия России привели к нарушению значительной части ранее достигнутых международных соглашений. А также к появлению у ВС РФ множества обычных и нетрадиционных боевых возможностей, которые представляют существенную угрозу как странам – членам НАТО, так и стабильности и единству альянса в целом.

В последние годы Кремль неоднократно демонстрировал возможности своих ВС и готовность в кризисных ситуациях активно использовать военную силу. Руководители РФ предпринимают попытки использовать в своих интересах разногласия между союзниками и противоречия, возникающие в сообществе стран НАТО. Они также оказались причастны к использованию химического оружия в Сирии.

После незаконной аннексии Крыма в 2014 году альянс выступил единым фронтом против агрессивных действий РФ, включая повышение эффективности ее сдерживания на восточном фланге НАТО. Союзники проявили солидарность со странами, в которых Россия действовала вопреки международным нормам, как, например, в Англии и в некоторых других регионах.

В 2016 и в 2018 годах страны блока вновь подтвердили свою политику сдерживания Москвы. Но выразили готовность к продолжению диалога в рамках Совета Россия-НАТО (СРН) с целью обмена взглядами на кризис в Украине. А также поддержали идею создания каналов военных коммуникаций, позволяющих снизить риск возникновения кризисных ситуаций и повысить возможности по их предотвращению.

Однако, как утверждают составители документа, Россия продолжает следовать своей политике, включающей агрессивные действия и проведение гибридных кампаний, направленных на подрыв веры в демократические институты государств НАТО и снижение их обороноспособности, что является постоянным препятствием к ведению диалога с Кремлем.

Эксперты считают, что в соответствии с действующими тенденциями к 2030 году Россия скорее всего останется главной военной угрозой альянсу. Руководство блока вынуждено предпринимать соответствующие меры для демпфирования исходящих от России угроз. Но вместе с тем сохранять открытость для ведения переговоров, если лидеры России займут более конструктивную позицию в формировании отношений с НАТО.

Эксперты разработали ряд рекомендаций, на базе которых в ближайшие 10 лет лидеры блока должны модернизировать свои внутренние структуры и развивать отношения с Россией. Альянс должен осуществлять сдерживание Москвы и вести с ней диалог в рамках положений, сформулированных и утвержденных на саммитах в Уэльсе и Варшаве.

НАТО необходимо продолжить практику реагирования на угрозы и враждебные действия Кремля единым, политически согласованным и последовательным образом, без возврата к практике отмены ограничений, если руководство РФ не откажется от агрессивной политики. Единство НАТО в отношении к России является главным символом политического согласия его членов. Это база для эффективного сдерживания и демонстрация действий стран блока при возникновении кризисных ситуаций и при появлении угроз.

При разработке политики обеспечения национальной безопасности и обороны каждая из стран блока должна строго придерживаться общих принципов НАТО и постоянно взаимодействовать со своими соратниками по всем вопросам неделимости подходов к защите Евро-Атлантической зоны. Это касается также случаев возникновения кибернетических угроз и других инцидентов.

Членам альянса необходимо поддерживать на требуемом уровне свои обычные и ядерные силы. И иметь формирования, обладающие необходимой гибкостью для противодействия агрессии на всей территории, контролируемой НАТО, включая те регионы, в которых ВС РФ проявляют прямую или косвенную активность. Страны, не входящие в НАТО, должны направить свои усилия, чтобы их финансовая деятельность и военные приготовления адекватно соответствовали стратегическим потребностям союзников. В случае необходимости они должны быть способны предпринимать меры, способствующие поддержанию эффективного баланса обязательств США и развития оборонительных возможностей государств блока.

Руководство НАТО должно оставаться открытым для обсуждения вопросов мирного сосуществования и позитивно реагировать на конструктивные изменения внешней политики России. Для достижения продуктивности такого диалога лидеры союза должны твердо следовать своим принципам и вести его с позиций единства и силы. Проводимые дискуссии не должны стать заменой необходимой транспарентности или выполнения Москвой обязательств в соответствии с международным правом и двусторонними соглашениями, включая отказ от применения силы.

Союзники должны быть единодушны в своем стремлении побудить РФ к следованию нормам установленного миропорядка. Все меры НАТО в отношении России должны показывать, что они не направлены против русского народа и реализуются только в ответ на действия российского правительства.

СРН следует рассматривать как основную структуру для трансляции Кремлю политических установок альянса. Совет должен использоваться для информирования руководства РФ о мероприятиях по повышению взаимного доверия и укреплению международной безопасности, а также об акциях, направленных на демонстрацию твердости позиций блока в вопросах обеспечения обороноспособности и решения задач сдерживания своих противников. Кризис в Украине должен оставаться главным приоритетом деятельности СРН.

Составители доклада рекомендуют руководителям блока продолжить разработку мер, направленных на снижение уровня конфликтности в отношениях с РФ и повышение взаимного доверия. НАТО следует постоянно контактировать с Москвой по вопросам, непосредственно относящимся к угрозам безопасности членов союза, включая контроль вооружений, военную транспарентность, а также создание каналов связи, позволяющих исключить недопонимание действий друг друга.

В перспективе НАТО следует рассмотреть направления корректировки действующей двойной стратегии в отношении России. Руководству альянса нужно разработать динамичные стандарты, для принятия мер по противостоянию агрессивным действиям Москвы. Например, скоординировано ужесточать, а не просто возобновлять санкции в ответ на вскрытые факты проведения ею подрывных операций в Украине и т.д.

Однако при этом следует обеспечить повышение политической поддержки переговоров о контроле вооружений и мер по снижению рисков возникновения конфликтов. Дальнейшее развитие стратегии в этом направлении, по мнению экспертов, позволит обеспечить единство стран – членов НАТО и переформатировать сложившиеся тупиковые отношения с Россией, но уже на условиях блока.

В последней рекомендации экспертов в отношении РФ указывается, что для отслеживания и оценок «сотрудничества России и Китая в военной, технологической и политической сферах, включая координацию действий в области дезинформации и гибридных военных операций», необходимо сформировать спецподразделение в рамках Объединенного управления разведки и безопасности (JISD). Эта структура будет постоянно информировать членов Североатлантического совета о результатах своей деятельности.

Китайское направление

Как отмечается в докладе, масштабы влияния КНР и глобальные устремления ее руководства ставят значительные проблемы перед открытыми западными демократиями и другими странами мирового сообщества. Прежде всего это определяется стремлением лидеров Китая к наращиванию политического авторитаризма и их территориальными претензиями.

Для большинства членов Альянса Китай является не только мощным экономическим конкурентом, но и серьезным торговым партнером. В связи с этим Пекин следует рассматривать как многоаспектного системного соперника, а не как экономического игрока или сосредоточенного только на Азии противника стран блока.

Китай и не является страной, представляющей непосредственную военную угрозу союзникам в масштабах, сопоставимых с Россией. Однако его руководство предпринимает усилия по расширению присутствия в Атлантике, Средиземноморской зоне и Арктике, укрепляет военное сотрудничество с Кремлем. Китай разрабатывает баллистические ракеты и самолеты дальнего радиуса действия, авианосцы, ударные атомные подводные лодки, способные действовать в любой зоне Мирового океана, экстенсивно наращивает космический потенциал и расширяет ядерный арсенал.

Союзники все в большей мере начинают испытывать влияние Китая. Такие инициативы Пекина, как «Один пояс – один путь», «Полярный шелковый путь» и «Цифровой шелковый путь», активно реализуются на практике. В их рамках КНР создает элементы инфраструктуры в Европе, которые в перспективе будут взаимодействовать друг с другом и обладать соответствующими средствами коммуникаций.

Некоторые страны НАТО уже испытали кибернетические атаки со стороны Поднебесной, зафиксировали факты кражи интеллектуальной собственности оборонного значения и подверглись воздействию кампаний по дезинформации, особенно после начала пандемии COVID-19. Политические амбиции Китая включают намерения к 2030 году стать мировым лидером в области искусственного интеллекта, а к 2049 году обрести статус ведущей мировой технологической супердержавы.

На встрече руководителей НАТО в ноябре 2019 года в Лондоне союзники пришли к выводу, что Китай является для стран альянса как источником возможностей, так и источником вызовов. На форуме было отмечено, что к 2030 году НАТО должно действовать с позиции силы, позволяющей каждому из союзников вносить посильный вклад во взаимодействие с КНР и противодействовать попыткам Пекина оказать на них влияние.

Странам НАТО необходимо прийти к более четкому осознанию возможностей Пекина, его действий и намерений, влияющих на евро-атлантическую безопасность. НАТО следует удвоить усилия по оказанию помощи входящим в него странам по развитию возможностей противостояния КНР и поддержания их технологического превосходства.

Участники встречи пришли к согласию, что страны блока должны сохранять политическое единство и оставаться платформой для консультаций по оценке действий Китая и принятия мер по защите своих моральных ценностей и сложившегося миропорядка. Кроме того, союзники должны быть открыты для ведения конструктивного диалога с Пекином, если рассматриваемые проблемы соответствуют их интересам.

На базе проведенных оценок эксперты сформулировали серию рекомендаций. Они полагают, что странам альянса необходимо усилить координацию фундаментальных стратегических установок. НАТО остро нуждается в развитии политической координации в тех областях, где КНР выступает в качестве главного оппонента и ее действия представляют значительную угрозу.

Альянс должен обеспечить комплексное рассмотрение вызовов со стороны Китая в рамках действующих органов и комитетов, включая такие области, как кибернетика, гибридные войны, перспективные и прорывные технологии, космос, контроль развития и распространения вооружений. Руководству блока необходимо также рассмотреть вопрос о создании единого консультативного органа, который будет объединять союзные страны, различные институциональные структуры, партнеров НАТО и служить местом обсуждения всех аспектов обеспечения безопасности, связанных с Китаем. В случае возникновения угроз со стороны КНР альянс должен быть готов к демонстрации своей возможности по их преодолению и созданию эффективной защиты.

НАТО следует уделять значительно больше времени и политических ресурсов противодействию вызовам со стороны Китая. Оценивать его государственные возможности, реальный экономический рост и идеологические задачи, поставленные руководством КНР. Все это требует разработки политической стратегии, которая будет действовать в условиях повышения влияния КНР мире в период до 2030 года.

В заключение эксперты посоветовали лидерам блока сохранять абсолютную открытость для сотрудничества с Китаем во всех областях, представляющих обоюдный интерес или являющихся сферами противостояния, включая рассмотрение вопроса о формировании механизмов предотвращения военных конфликтов.

Следует отметить, что все изыскания экспертов группы Столтенберга в настоящее время носят неофициальный характер и приобретут статус руководства к действию только после их рассмотрения и утверждения на саммите альянса в будущем году в Брюсселе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
436
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2078
У нас

У нас

0
941
Украина готовит для ударов по России собственные ракеты

Украина готовит для ударов по России собственные ракеты

Владимир Мухин

Обновление ядерной доктрины позволяет РФ дать особенно жесткий ответ на использование Киевом дальнобойного оружия

0
4109

Другие новости