Джозефу Байдену предстоит минимизировать последствия деятеельности администрации предыдущего президента. Фото Reuters
Эксперты некоммерческого аналитического центра «Фонда защиты демократий» (FDD) выпустили весьма объемный труд под названием «От Трампа к Байдену». В этой монографии оцениваются действия Дональда Трампа на посту президента и даются рекомендации новой администрации по дальнейшим действиям Америки в различных регионах и странах мира.
Российские дела Америки
В Стратегии национальной безопасности (СНБ) США Россия определяется как «ревизионистская держава, работающая над формированием мира, противоположного американским ценностям и интересам». А Стратегия национальной обороны (СНО) определяла «долгосрочное стратегическое соперничество» с ревизионистскими державами как «главный вызов процветанию и безопасности США». В соответствии с этими оценками администрация Трампа стремилась противостоять российским угрозам, начиная от вмешательства в выборы и заканчивая контролем над вооружениями, часто занимая более жесткую линию, чем ее предшественница – администрация Барака Обамы. Однако на практике политика США в отношении России была довольно противоречивой, а президент Дональд Трамп часто оказывал негативное влияние на жесткую линию, проводимую его администрацией и обеими партиями в Конгрессе.
Для борьбы с вмешательством России в президентские выборы Киберкомандование США (CYBERCOM) провело упреждающие операции против российских троллей во время выборов 2018 года, а также против государственных и криминальных хакеров России в преддверии выборов 2020 года.
Администрация также расширила сотрудничество, связанное с выборами, с государственными и местными органами власти и частным сектором, выпустила десятки связанных с выборами постановлений, закрыла некоторые российские дипломатические и торговые представительства и стремилась предотвратить будущее вмешательство, принимая санкции против «крупнейших бизнес-структур».
Кроме того, в киберпространстве федеральное правительство ввело санкции и предъявило обвинения многочисленным российским хакерам, выпустила технические рекомендации, разоблачающие российские киберугрозы, и расширила киберсотрудничество с европейскими союзниками. По сообщениям американских СМИ, специалисты командования даже проникли в российскую энергосистему, чтобы предотвратить кибератаки России на критические объекты инфраструктуры Америки.
После покушения на убийство в Англии бывшего двойного агента Сергея Скрипаля с использованием нервнопаралитического газа «Новичок» из США было выслано 60 российских дипломатов, обвиненных в разведывательной деятельности, и закрыто российское консульство в Сиэтле. Несколько позднее в частном порядке Трамп заявил о том, что этот ответ Вашингтона на действия России был «слишком жестким». Администрация Белого дома также ввела целый ряд других санкций, одобренных законодателями, включая частичный запрет на кредитование российского правительства и покупку российского суверенного долга, но отказалась от более жестких санкций.
В целом в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) Министерство финансов США, несмотря на возражения Трампа, ввело санкции против более 365 российских субъектов по самым разным основаниям – от агрессии против Украины до нарушения прав человека.
Процесс контроля над вооружениями тоже претерпел определенные деформации. В 2019 году США вышли из Договора о ядерных ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), аргументируя эту акцию тем, что Россия в течение длительного времени постоянно нарушала это соглашение. Америка также вышла из Договора по открытому небу и отказалась продлевать договор СНВ–3 без политического соглашения, которое могло бы улучшить меры проверки его исполнения, охватывало бы российское ядерное оружие нового поколения и тактическое ядерное оружие и обеспечивало бы основу для будущего многостороннего договора, одним из подписантов которого должен был бы стать Китай.
В феврале 2020 года Вашингтон запустил баллистическую ракету малой мощности с подводной лодки, предназначенную для сдерживания ядерной агрессии России. США увеличили военное присутствие в Польше и в районе Черного моря, расширили военное сотрудничество с Украиной, Грузией и странами Балтии, а также расширили масштабы Европейской инициативы сдерживания (EDI), хотя Трамп сократил ее финансирование почти на 1,1 млрд долл.
Федеральные власти пытались уменьшить зависимость Европы от российских энергоресурсов, поддерживая американский экспорт сжиженного природного газа и проекты альтернативной энергетики. США выступают против строительства «Турецкого потока» и «Северного потока–2» (NS2), российских газопроводов, которые угрожают энергетической безопасности Европы и Украины, но воздерживались от применения санкций, чтобы остановить строительство NS2, пока Конгресс не ввел их в декабре 2019 года. В настоящее время Конгресс подготовил новые санкции в отношении NS2, а администрация расширила сферу действия предыдущих санкций в отношении фирм, которые помогают завершить NS2.
Вашингтон выступал против поддержки Москвой венесуэльского и сирийского режимов, в том числе путем введения санкций против российских организаций и лиц, помогающих им уклоняться от американских санкций. В конце 2020 года Министерство финансов наложило санкции на 13 белорусских чиновников и организаций, которые принимали участие в фальсификации выборов 9 августа и в расправах с мирными протестующими.
Трамп и Россия
Непоследовательность и личные пристрастия Трампа очень часто оказывали отрицательное влияние на достаточно твердую политику его администрации в отношении России.
В то время как Трамп добился определенного, хотя и умеренного успеха в подталкивании стран – членов НАТО к увеличению расходов на оборону, он также оттолкнул ряд ключевых союзников США и поколебал их веру в приверженность Америки коллективной обороне, тем самым помогая усилиям Кремля по подрыву западного альянса. Внезапное решение Трампа о передислокации одной трети американских войск, находящихся в Германии, усугубило эти тенденции, особенно после того, как он прямо связал это решение с невыполнением Берлином своих обязательств по увеличению расходов на оборону.
Администрации Белого дома удалось добиться неоднозначных результатов в сокращении продаж российского оружия, важного источника ее доходов и влияния. Эффект от санкций по закону CAATSA, направленных против продаж Россией своего оружия, обошелся ей примерно в 8–10 млрд долл. и привел к снижению ее доли на мировом рынке.
Белый дом добился значительных успехов в борьбе с вмешательством России в выборы, несмотря на его непоследовательное поведение в этом вопросе. Трамп действительно заслуживает похвалы за разрешение наступательных киберопераций против России, но его частое несогласие с выводами разведывательного сообщества США вкупе с неспособностью оказать влияние на Путина по данной проблеме, по всей вероятности, оказало негативное влияние на сдерживание дальнейшего вмешательства. После обвинений России в декабре 2020 года в том, что она провела самую страшную кибератаку в истории правительства США, Трамп преуменьшил этот инцидент и не согласился с мнением госсекретаря Майка Помпео, предположив, что ответственность за это нападение несет Китай, а не Россия.
В начале своего президентского срока Трамп начал наносить авиаудары в Сирии, чтобы наказать поддерживаемый Москвой режим за применение химического оружия. В 2019 году он принял решение о выводе американских войск из этой страны, что позволило российским войскам вернуться на северо-восток Сирии, где они повысили свое влияние на курдских союзников Вашингтона.
Аналогичным образом американское бездействие в Ливии способствовало повышению влияния России в Северной Африке и Восточном Средиземноморье, а также в Европе, которая опасается побочных эффектов от миграции и терроризма.
Совсем недавно Трамп не проявил никакого внимания к борьбе европейских союзников с негативными последствиями ситуации в Беларуси и попыткой Москвы уничтожить оппозиционера Алексея Навального. В то же время немецкие и французские политики самого высшего ранга настаивали на том, чтобы Путин предотвратил насилие в Беларуси и дал ответы об отравлении Навального. Трамп хранил молчание и пренебрегал советами европейских лидеров.
Аналогичную небрежность Трамп проявил и в вопросе о применении химического оружия, и виновники не понесли никакого наказания, несмотря на ясность официальных стратегических документов Белого дома и Пентагона, представленных по этому вопросу.
В конце своего анализа отношений США и России и роли Трампа в этом вопросе специалисты ФЗД делают вывод о том, что в то время, как администрация Белого дома, обе партии в Конгрессе и большинство европейских союзников признают Россию стратегическим конкурентом, Трамп был убежден в том, что он может просто «поладить» с Москвой, несмотря на ранее неудачные попытки «перезагрузить» отношения с ней.
Ученые - Байдену
Вашингтону не следует прощать России совершенные ею нарушения международных правовых норм, целью которых является достижение превосходства над США. Однако новой администрации Белого дома необходимо проводить переговоры с Москвой и оставаться открытой для сотрудничества в тех сферах, которые соответствуют национальным интересам Америки, прежде всего в таких областях, как контроль вооружений и обеспечение безопасности в кибернетическом пространстве. Кроме того, руководство США должно в максимально возможной степени противодействовать сближению России и Китая. При этом необходимо постоянно иметь в виду то, что Кремль – стратегический конкурент Белого дома и что интересы, задачи и ценности режима президента РФ Путина кардинально отличаются от демократических ориентиров США и их европейских союзников.
США необходимо принять все меры для продления договора СНВ–3, поскольку его пролонгация полностью отвечает национальным интересам Америки. Однако администрации Байдена следует использовать все находящиеся в ее распоряжении рычаги давления на Россию и те уступки, на которые Кремль обещал пойти по данному вопросу в процессе его обсуждения с представителями Трампа.
Москва уже продемонстрировала свою готовность заключить временное соглашение, в соответствии с которым должно быть зафиксировано количество боеголовок, находящихся в распоряжении каждой из сторон, и согласован широкий круг вопросов, касающихся всего ядерного арсенала России. Администрации 46-го президента США следует расширить сферы действия нового договора СНВ–3, но при этом сохранить право Вашингтона на ежегодную переоценку своих прав и обязанностей в рамках этого соглашения, основываясь на добровольном согласии России вести переговоры по его дальнейшему развитию и по взаимному замораживанию ядерного арсенала. Поскольку продление срока действия данного договора не требует ведения сложных переговоров по выработке процедур контроля количества замороженных боеголовок, администрация Байдена в первый год вступления в действие нового СНВ–3 должна согласиться на его реализацию без подписания соглашения на проведение соответствующих проверок, но и оговорить условия того, что данный вопрос будет рассмотрен в ходе последующих переговоров.
Аналитики ФЗД считают, что ВМС США необходимо вооружить крылатыми ракетами морского базирования. Появление таких КР, по их мнению, приведет к усложнению военного планирования в ВС РФ и КНР, позволит ликвидировать существующий разрыв в боевых возможностях американских войск в этой области, повысит количество и качество систем вооружений, их дальность и живучесть, а также даст возможность борьбы с российскими ракетами средней и меньшей дальности и сдерживания России от упреждающего нанесения ядерных ударов.
Эксперты также говорят о том, что администрации Байдена необходимо принять меры по восстановлению единства НАТО путем пересмотра планов Трампа по перестройке блока. Вашингтону следует в полном объеме осуществлять финансирование Европейской инициативы сдерживания (EDI), направленной на усиление американского военного присутствия на восточных рубежах НАТО. По данным Пентагона, в 2021 финансовом году ассигнования на эту инициативу были сокращены примерно на 25%. Однако, по замыслам Вашингтона, снижение фонда EDI не должно привести к ослаблению американского присутствия в Европе. Часть расходов на содержание войск США должны будут взять на себя европейские страны. Байдену также предлагается активизировать реализацию строительных проектов, продолжить создание интегрированных систем ПРО и ПВО, дальнобойной артиллерии.
Эксперты ФЗД указывают на необходимость укрепления позиций стран – членов НАТО в бассейне Черного моря, которые в настоящее время не соответствуют стратегическому значению этого региона. Кроме того, они считают, что Вашингтону необходимо обеспечить совместное с союзниками противодействие некинетическим российским угрозам. Это направление должно быть реализовано путем расширения сотрудничества в области кибернетической и энергетической диверсификации и в борьбе с коррупцией.
Еще одним вопросом, на который, по мнению специалистов ФЗД, следует обратить внимание новой администрации, является разработка всеобъемлющей стратегии по координации и объединению межведомственных и международных структур в борьбе с незаконным перемещением финансовых ресурсов России. Эта стратегия должна включать меры противодействия отмыванию грязных денег российскими олигархами, близкими друзьями Путина и организованными преступными группировками. Она должна быть направлена на разрушение незаконных финансовых схем, которые позволяют России поддерживать режимы стран-изгоев, содействовать масштабной коррупции и проводить другие незаконные мероприятия.
Целью этой стратегии должна также стать борьба с отмыванием денег на территории США и в международном масштабе, которые могут использоваться для финансирования террористических группировок, разведывательных структур и инсургентов, а также организации обмена информацией по незаконному перемещению финансовых потоков России в международном масштабе.
Вашингтону также необходимо более активно и целеустремленно использовать систему санкций для сдерживания таких агрессивных акций, как кибератаки и вмешательство в выборные процессы США и других стран.
Одна из важнейших задач нового президента США – защита прав человека и внедрение демократии в России и на постсоветском пространстве. Администрация Белого дома должна потребовать от Москвы полного отчета за отравление Навального и привлечение к ответственности виновных в этой акции лиц и организаций.
США вместе со своими союзниками и партнерами в Европе должны уведомить власти Беларуси о том, что за ужесточением действий правительства против граждан в республики последуют санкции в отношении крупных государственных компаний. Администрация Байдена должна выявить российских специалистов по пропаганде и дезинформации, которые были направлены Москвой в Минск в государственные СМИ для поддержания президента Лукашенко.
комментарии(0)