Актер Дэниел Крейг получил звание коммандера за вклад в формирование позитивного образа британских военнослужащих и поддержку их семей. Фото с сайта www.royalnavy.mod.uk |
За исключением, пожалуй, секса, здесь есть все, что зритель привык видеть в бондиане: головокружительные погони, планетарный размах, безликие враги, неизменно терпящие поражения, футуристическая шпионская техника, захватывающие рукопашные схватки... В общем, все как всегда. Правда, в предыдущих картинах агент 007 проходил по жизни, оставляя след из поверженных врагов и покоренных женщин. Теперь он несколько постарел и успокоился.
Мировая премьера состоялась 28 сентября в лондонском Альберт-холле. Фильм вышел в прокат в Великобритании 30 сентября, в России – 7 октября. На премьере присутствовало множество гостей. Последними на красную дорожку вступили принц Уильямс с супругой Кейт, а также его отец принц Чарльз с супругой Камиллой.
Актер Дэниел Крейг, уже 15 лет играющий роль знаменитого шпиона, в этом фильме появился в пятый и последний раз. Толпа восторженно приветствовала актера и почетного коммандера (капитана второго ранга) Королевского флота Великобритании. Это звание Крейгу было присвоено незадолго до премьеры.
ГЛАВА ШПИОНОВ В СОБСТВЕННОМ ЗАЗЕРКАЛЬЕ
53-летний актер получил почетный чин за вклад в формирование позитивного образа британских военнослужащих и поддержку их семей, говорится на сайте Королевского военно-морского флота. Звание коммандера имеет и придуманный бывшим разведчиком Яном Флемингом агент, имеющий лицензию на убийства. Во время процедуры присвоения чина Крейг сказал, что для него это «большая честь».
Первый морской лорд, командующий ВМС Соединенного Королевства Тони Радакин, представляя нового коммандера, сказал: «Дэниел Крейг хорошо известен благодаря тому, что в течение последних пятнадцати лет был Бондом – военно-морским офицером, который обеспечивает безопасность Великобритании с помощью миссий по всему миру. Настоящий Королевский флот делает каждый день то же самое, используя технологии и навыки так же, как и сам Бонд».
Бывший глава службы внешней разведки МИ-6 Алекс Янгер до ухода с поста тайно посетил съемочную площадку последнего фильма о Бонде. Об этом сообщило РИА Новости со ссылкой на британскую газету Daily Telegraph.
Сэр Янгер был приглашен киностудией Pinewood Studios посетить съемочный павильон в графстве Бакингемшир как раз перед тем, как он покинул свой пост в сентябре прошлого года. Начальник шпионов Туманного Альбиона очень хотел увидеть кабинет вымышленного главы МИ-6, который в сагах о Бонде обозначен буквой М. Роль этого персонажа в новом фильме сыграл британский актер Рэйф Файнс.
Разведчик, прибыв в кабинет, заметил, что на столе М не было никаких канцелярских принадлежностей. И поэтому оставил в подарок съемочной группе свою ручку с зелеными чернилами. По его словам, ручка должна придать картине большую подлинность.
Во время экскурсии по съемочной площадке Янгер побеседовал с Файнсом, Крейгом и другими актерами. Все актеры и сотрудники пообещали сохранить его визит в тайне.
БОНД ПО КОНКУРСУ НЕ ПРОЙДЕТ
В книгах Флеминга и в сценариях бондианы агент 007 показан как довольно циничный герой. Однако в нем под покровом зловещей романтики умело обыгрывается обаяние зла, тяга к насилию и интерес к сексу.
В последнее время ситуация, в которой сражается и побеждает Бонд существенно изменилась. И британская разведка, много лет эксплуатировавшая его образ для придания благородства своим беспринципным и жестоким бойцам и пропаганды их действий, стала несколько дистанцироваться от этого супергероя.
Но потребность в рекламе с целью набора новых сотрудников никуда не делась. Чуть более четырех лет назад, как сообщили английские массмедиа, МИ-6 выпустила на киноэкраны первый в своей истории рекламный ролик, рассчитанный на привлечение новых рекрутов для службы в своих рядах. И совсем не похожих на Джеймса Бонда.
В этом ролике молодая женщина совсем не английской внешности демонстрирует свои способности по установлению контакта с людьми в самых разных жизненных ситуациях. Голос за кадром говорит, что она не работает в разведке, но ее бы туда с удовольствием приняли.
Возглавлявшая кампанию по набору в МИ-6 сотрудница, представившаяся как Сара, в беседе с репортером газеты Guardian сказала: «Многие считают, что нам требуется в качестве коллеги новый Дэниэл Крейг». И отметила, что «на самом деле он не был бы принят к нам на работу».
ТРЕБУЮТСЯ ЖЕНЩИНЫ И НАЦМЕНЫ
Британские разведчики давно наблюдают устойчивый стереотип в представлениях своих сограждан о типичном агенте внешней разведки, пришедшем из романов Флеминга и их экранизаций. Целью нового рекламного ролика стало развенчание этого ложного образа. «Мы стремимся привлечь людей, которые никогда не помышляли о службе в разведке. Люди обычно сами решают, что они не могут претендовать на эту работу. Мы хотим помешать этому. Мы хотим, чтобы наши новые сотрудники представляли полный срез общества», – заявил журналистам начальник отдела кадров МИ-6, назвавшийся Марком.
Особое внимание в новой кампании по набору кандидатов уделяется женщинам и этническим меньшинствам, которые долгое время практически отсутствовали в штате внешней разведки.
Другой чертой этой кампании стало возвращение к старому методу вербовки в университетах Оксфорда и Кембриджа, когда профессор клал на плечо студента руку и мягко предлагал ему работу в разведке. Суть метода сохранилась, но он стал использоваться в самых разных условиях и организациях.
Одновременно были упрощены требования к статусу диплома о высшем образовании. Важнейшим требованием был признан практический опыт работы в самых разных сферах деятельности.
В рекламе МИ-6 указывалось, что особое внимание при поисках кандидатов должно уделяться их навыкам общения и способности влиять на людей. Кандидатам необходимо пройти серию тестов на сайте goodwithpeople.uk. Только те, кому удастся набрать нужное количество очков, получат заключение о пригодности к участию в реальных конкурсах на обучение в разведшколах.
Киноролик показывался в кинотеатрах Лондона, а также на западе и северо-востоке Англии в течение месяца. Журналисты отметили, что этот факт отражал интерес разведчиков к жителям городов. А также свидетельствовал о том, что у них не было средств для проведения рекламной кампании в общенациональном масштабе. Английская пресса уверена в том, что эту рекламу будут показывать перед сеансами фильмов о Бонде и вообще перед любыми боевиками о шпионах.
ГОЛЛИВУД КАК РУПОР ПЕНТАГОНА
Знаменитую фразу Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» в Пентагоне усвоили очень четко. У Голливуда много лет существуют особые отношения с Пентагоном, и выражаются они в открытом и долгосрочном сотрудничестве.
Голливуд считается рекламно-агитационным рупором Вооруженных сил США, разбросанных по всему миру. Он почти всегда идеализирует и романтизирует сражения американского воинства с разнообразными противниками. Как показывают исследования некоторых экспертов, ряд известных голливудских фильмов создан не на основе исторической реальности, а по принуждению или поощрению Пентагона, ЦРУ и других спецслужб США – иногда даже и под воздействием угроз. В рамках влияния на мировое общественное мнение эти ведомства награждают киносценаристов и режиссеров, удовлетворяющих их требования.
О методах контроля, цензуре и изменении содержания сценариев и об их окончательном утверждении Пентагоном и ЦРУ не так давно подробно рассказали английский и канадский журналисты Том Секер и Мэтью Элфорд. Они решили написать о взаимоотношениях кино- и телеиндустрии и политики в США. Приступая к работе, они предполагали, что сравнительно небольшие структуры в этих ведомствах, осуществляющие связь с кинопроизводством, за всю их историю могли оказывать содействие при съемке не более чем 200 фильмов.
В соответствии с действующим в США законом о свободе информации журналисты подали запрос в Пентагон и в ЦРУ с просьбой о предоставлении им сведений по этому вопросу. Когда Секер и Элфорд в ответ получили 4 тыс. страниц спешно рассекреченных документов, они поняли, насколько далеки были их представления от действительности. «Эти документы впервые демонстрируют, что американские власти тайно работали над более чем 800 главных киноблокбастеров и 1000 ведущих телевизионных программ Америки».
По словам Секера и Элфорда, когда сценаристы или продюсеры обращаются в Пентагон и просят о помощи в создании их фильма, они должны предоставить свой сценарий для изучения и проверки. Конечное решение по их запросу принимает глава службы Минобороны по связям с Голливудом.
Если каких-то героев картины, их действия или диалоги Минобороны не одобряет, то производители фильма обязаны сделать изменения для удовлетворения требований военных. Если они отказываются, то Пентагон отказывает им в помощи. Чтобы заручиться полным сотрудничеством, продюсеры должны подписать соглашения о содействии производству (Production Assistance Agreements), которые ограничивают их той версией сценария, которая утверждена Пентагоном.
Как пишут Секер и Элфорд, «невозможно узнать точно, насколько широко распространена военная цензура в отрасли развлечений потому, что многие документы все еще засекречены. Большинство документов, которые мы получили, это дневниковые записи и докладные из отделов по связям с киноиндустрией. В них редко упоминаются конкретные изменения в сценариях и никогда эти изменения не излагаются в исчерпывающей и детализированной форме. Однако документы все-таки свидетельствуют о том, что Минобороны всегда требовало предварительного просмотра специалистами любого проекта, который оно поддерживало. И иногда изменения производились даже после того, как производство уже было завершено».
Документы говорят и о том, что «военные операции» в Голливуде Пентагон проводил активно и инициативно, стремясь получить доступ к процессам производства фильмов на самых ранних стадиях, когда «и персонажи, и линии повествования легче всего сформировать в интересах Вооруженных сил».
Таким образом, получается, что кинозрители всего мира получают продукцию Пентагона, а вовсе не творения голливудских продюсеров и «свободных художников».
ЦЕНЗУРА В ЛИБЕРАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
У ЦРУ в силу того, что фильмов про его агентов снимается меньше, чем про Пентагон и его воинов, объемы контролируемой кинопродукции не так велики. Но руководство ЦРУ тоже давит на тех творцов, которых поддерживает, и закрывает двери перед теми, кто с ними не соглашается. В Лэнгли нет формально установленного порядка контроля за кинопроизводством. Но здешние «офицеры по связям с индустрией развлечений» с самого начала стараются внедриться в производственно-творческие процессы и делают все, чтобы направить их в нужном направлении.
Секер и Элфорд приходят к таким выводам: «В целом мы видим обширный пропагандистский аппарат, действующий в Соединенных Штатах во всей экранной индустрии развлечений. Решения по сценариям делаются по воле продюсеров, но при сильном и почти не признаваемом давлении… Формирование нашей поп-культуры в целях продвижения образа мышления в интересах войны должно быть воспринято серьезно».
Некоторые российские эксперты считают, что в связи с огромным влиянием силовых ведомств США на американскую кино- и телеиндустрию Москве необходим закон, который допускал бы на наш внутренний рынок только те продукты Голливуда, создатели которых предоставят стопроцентные гарантии неучастия Пентагона и разведсообщества в их производстве. И будут нести за это полную юридическую, финансовую и моральную ответственность.
В силу того, что педантичные англосаксы из военных ведомств и спецслужб по обе стороны Атлантики ничего не делают без указаний начальства, у них есть множество директив, инструкций и наставлений, где устанавливаются жесткие правила взаимодействия с режиссерами, писателями, журналистами и другими представителями творческой интеллигенции. Их объемы составляют сотни страниц, и нарушить установленные правила никто не может.
Вот такая свобода мысли и творчества уже давно существует на Западе и не меняется.
комментарии(0)