1
3883
Газета Геополитика Интернет-версия

27.01.2022 20:33:00

Расправить крылья не успели

Почему афганские ВВС оказались беспомощными

Лариса Шашок

Об авторе: Лариса Александровна Шашок – преподаватель МГИМО (У) МИД РФ

Тэги: геоплитика, сша, афганистан, поражение, ввс


геоплитика, сша, афганистан, поражение, ввс Попытки США создать по своему образцу ВВС Афганистана закончились бесславно. Фото Reuters

Захватив власть в Афганистане в августе 2021 года, движение «Талибан» (запрещено в РФ) явно не боялось того, что его силы могут быть атакованы с воздуха.

И действительно, после вывода военного контингента США с территории страны ВВС Исламской Республики Афганистан (ИРА) – важнейшая часть сил безопасности, на создание и поддержку которых Вашингтон потратил 20 лет и 90 млрд долл., – никак себя не проявили. Фактически к этому моменту почти 25% афганской военной авиации уже находились за сотни километров – в Узбекистане, Туркменистане и Иране, куда пилоты ВВС бежали, спасаясь от талибов.

Почему столь масштабный проект США претерпел неудачу в такой ключевой момент? И какие уроки Вашингтон может извлечь из этой неудачи?

ОТЧЕТЫ, КОТОРЫЕ НИКТО НЕ ПРОЧЕЛ

С 2014 года под руководством Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR) ведется программа по извлечению уроков из опыта США в Афганистане. Глава SIGAR Джон Ф. Сопко создал эту программу в ответ на просьбы высокопоставленных военных чиновников, представителей прежнего афганского правительства и иностранных дипломатов, с которыми он встречался во время своих визитов в Афганистан.

На сегодняшний день в рамках программы SIGAR выпущено 13 отчетов, охватывающих широкий спектр вопросов – от проблем в сфере безопасности до экономического развития и поддержки гендерного равенства. В этих отчетах содержится около 200 выводов и более 140 рекомендаций для Конгресса США, а также для органов исполнительной власти и правительства Афганистана.

Отсутствие ВВС ИРА в последние дни перед приходом к власти талибов стало последним событием в длинной цепочке причинно-следственных связей, по поводу которой SIGAR бил тревогу в течение многих лет. Вашингтон попытался создать в Афганистане вооруженные силы, которые были бы зеркальным отражением ВС США, то есть сухопутные силы, которые полагаются на подавляющее превосходство в воздухе. При этом афганцам не были предоставлены инструкции по самостоятельному обслуживанию техники и вооружения, а также обучению контингента.

Последней каплей стало то, что ответственные за техническое обслуживание самолетов американские подрядчики покинули страну еще в мае и июне. После этого каждый самолет, который имел боевые повреждения или нуждался в техническом обслуживании, был списан, заявил в недавнем интервью SIGAR бывший старший офицер Афганской национальной армии (ANA): «В течение нескольких месяцев 60% (предоставленных США вертолетов UH-60 Black Hawk. – Л.Ш.) были списаны, а у правительств США и Афганистана не было альтернативного плана по их возвращению к жизни».

Хотя никто не предвидел, с какой скоростью рухнет афганское правительство, SIGAR публиковал многочисленные аудиты, инспекции, специальные проекты и ежеквартальные отчеты для Конгресса, указывая на проблемы, которые убедительно свидетельствовали о крахе государственного управления. Так что судьба Афганских национальных сил обороны и безопасности (ANDSF) стала предсказуемо трагичной.

СКОРОСПЕЛЫЕ РЕШЕНИЯ, ПОЛОВИНЧАТЫЕ МЕРЫ

Неудачная попытка США создать самодостаточные ВВС ИРА отражает более глубокую проблему их военного участия в Афганистане. И то, и другое представляло собой сложную смесь политического давления, бюрократической инерции и ситуативных решений, принимаемых постоянно меняющимся военным руководством, которое никогда не находилось в стране достаточно долго, чтобы создать прочную институциональную систему.

SIGAR был не единственной организацией, заметившей эти проблемы: подобное отмечали и зарубежные военные наблюдатели, и многие эксперты по Афганистану.

В регулярных отчетах Конгрессу Министерство обороны США указывало на большинство актуальных проблем. Тем не менее в соответствии с институциональной культурой ВС американское военное руководство продолжало делать акцент на прогрессе и движении вперед, а не на неудачах.

В первые годы участия США в военной кампании в Афганистане Вашингтон считал обеспечение афганских ВС авиацией само собой разумеющимся. По мнению Пентагона, после разгрома талибов оказываемая США поддержка с воздуха была лишь временной необходимостью. Но когда выяснилось, что талибы перегруппировываются, развитие военной авиации стало ключевым компонентом стратегии США в Афганистане.

К 2011 году более 30 партнеров по международной коалиции участвовали в миссии по обучению и консультированию летчиков афганских ВВС в нескольких этапах подготовки. Тем не менее проект все еще находился в зачаточном состоянии. В Афганистан было доставлено только 59 из 145 запланированных военных самолетов, а для организации процесса обучения не хватало 65 обещанных инструкторов. Афганские власти направили повторные запросы на обеспечение ВВС истребителями и ударными вертолетами, которые несколькими годами ранее отклонила администрация Буша.

Вашингтон предоставил афганским ВВС оборудование, которое хотели дать американские военные, но не то, о котором просили местные власти. Каким бы оправданным и взвешенным ни было то или иное решение об оснащении, эта политика имела для Афганистана долгосрочные последствия. Она не позволяла правительству в должной мере оснастить свои вооруженные силы.

СТАРОЕ СПИСАЛИ, НОВОЕ НЕ ОСВОИЛИ

Сейчас уже кажется очевидным, что американским военным руководством могло быть принято иное решение о закупках за счет большего вклада афганской стороны.

Одним из примеров являются вертолеты UH-60 Black Hawk, упомянутые ранее бывшим офицером ANA. До прихода США афганские ВВС использовали вертолеты Ми-17, оставшиеся еще со времен войны с СССР. Афганцы были знакомы с принципами их ремонта и обслуживания. Однако растущие трудности с получением запасных частей для Ми-17 побудили Министерство обороны Афганистана в 2016 году принять решение прекратить использование Ми-17 и запросить у ВВС США вертолеты UH-60 Black Hawk производства компании Sikorsky Aircraft (Коннектикут).

Решение США поставить современные UH-60 вместо более простой модели вертолета было воспринято афганскими властями как новый этап в обучении афганских военных летчиков, хотя количество американских инструкторов по-прежнему оставалось минимальным. По оценкам Минобороны США, к 2019 году ВВС ИРА смогли бы полностью содержать парк вертолетов Ми-17. С введением в эксплуатацию UH-60 такой целевой датой в лучшем случае стал бы 2030 год.

За два года до того, как Конгресс одобрил закупку вертолетов UH-60, SIGAR в ходе очередного аудита предупредил, что ВВС ИРА не в состоянии обслуживать даже имеющиеся у них самолеты, требующие текущего ремонта. По мнению инспектора, афганцам не хватало потенциала – как в плане численности личного состава, так и опыта – для эксплуатации и обслуживания уже существующего парка из 30 устаревших самолетов, не говоря о запланированном парке из 48 новых самолетов общей стоимостью 771,8 млн долл. В последующие годы SIGAR неоднократно указывал на неспособность афганцев обслуживать собственный авиапарк.

В результате в вопросах технического обслуживания ВВС ИРА полагались преимущественно на подрядчиков. Само по себе это было ничем не примечательно: сами ВВС США также прибегают к услугам подрядчиков. Но проблемы, связанные с почти полной зависимостью ВВС ИРА от внешней помощи, усугублялись тем, что подрядчики сталкивались с превалирующей неграмотностью среди афганского контингента.

Не последнюю роль в вопросе подготовки кадров играла и коррупция. Теоретически стажеры для обучения в ВВС ИРА должны были отбираться на основе заслуг и результатов тестирования. На практике, как отмечал SIGAR в отчете за 2019 год, американские военные признавали, что афганские чиновники часто выделяли места, руководствуясь принципами покровительства и семейных связей.

НЕГОДНЫЕ КАДРЫ, БЕЗУМНЫЕ ТРАТЫ

Другие проблемы в обучении контингента ВВС ИРА возникли из-за военной бюрократии США. В 2013 году американские ВВС санкционировали покупку четырех военно-транспортных самолетов Lockheed C-130 в дополнение к двум, которые уже были на вооружении у ВВС ИРА. Годом позже SIGAR поднял вопрос о закупке, указав на то, что ВВС ИРА не были в состоянии обслужить уже имевшиеся у них C-130.

Решение Пентагона состояло в том, чтобы нанять больше подрядчиков, которые теоретически помогли бы обучить больше афганских специалистов техническому обслуживанию. Однако в контракте не были детально прописаны требования к результатам подготовки специалистов.

Дополнительные проблемы возникли из-за политики Минобороны США. В приказах говорилось, что американские специалисты могут летать только на бортах, признанных годными к полетам сертифицированным механиком Федерального авиационного управления США, что привело к отстранению афганцев от работы на самолетах. В целом на тот момент было множество причин, по которым процесс создания действительно самодостаточных ВВС в Афганистане оказался нереальным.

К тому же ВС США сталкивались с собственными кадровыми проблемами. Решения об оснащении всех родов войск афганских ВС часто принимались неподготовленными сотрудниками, которым не хватало опыта. Более того, политика Пентагона по краткосрочному размещению контингента (в течение одного года) провоцировала постоянную текучесть кадров. Неудивительно, что вышеперечисленные факторы привели к принятию неэффективных решений.

Одним из примечательных примеров является покупка в 2006 году 20 отремонтированных самолетов G222 стоимостью 549 млн долл., которые в конечном итоге были проданы на металлолом – инцидент, о котором SIGAR впервые навел справки в 2014 году.

Самолеты были приобретены в цейтноте через контракт с единственным поставщиком с целью израсходовать средства на закупки до конца 2008 финансового года. Это произошло несмотря на предупреждения специалистов, что практически идентичная модель, использовавшаяся в 1990-х годах, оказалась ненадежной и дорогой в обслуживании. Один год эксплуатации в неблагоприятных климатических условиях Афганистана показал, что ничего не изменилось: G222 по-прежнему были ненадежными и дорогими в обслуживании. ВВС США попытались сбыть самолеты, но не нашли покупателей, и в конце концов они были проданы на металлолом за 40 тыс. долл.

ХОРОШИЕ ОБРАЗЦЫ, НЕУДАЧНОЕ КОПИРОВАНИЕ

Однако не эти ошибки погубили стремления США в Афганистане. Более фундаментальной проблемой было желание военного руководства США создать по собственному образу и подобию афганские ВС, которые были заведомо неспособны ответить на вызовы и угрозы таким образом, как того требовала американская модель.

США действительно разработали высокоэффективную программу обучения афганских пилотов и ремонтных бригад. Программа под названием А-29 стартовала в январе 2015 года на базе ВВС Муди (штат Джорджия). Контингент ВВС США, отобранный в качестве инструкторов для программы, должен был пройти обучение в Академии ВВС США для получения сертификата, а затем направиться в трехлетние командировки в составе 81-й истребительной эскадрильи, базирующейся в Муди.

После проведения вводного курса американские инструкторы и афганские стажеры направлялись в Афганистан, где на местах обеспечивалось дополнительное наставничество и обучение. После командировки инструктора возвращались на базу Муди с целью подготовки новой партии афганских стажеров. Длительные командировки и постоянное наставничество как в США, так и в Афганистане позволили инструкторам внедрить соответствующие стандарты обучения и установить взаимопонимание с подопечными.

К 2018 году афганские летчики А-29 поражали цели с 88-процентной точностью, о чем говорилось в отчете Минобороны Конгрессу за тот же год. Это доказывает, что поэтапный подход к обучению и долгосрочные отношения могут дать превосходные результаты. Но вскоре Минобороны закрыло программу А-29 из-за того, что растущее число афганских военнослужащих начало самовольно покидать воинские части. Тем не менее недолговечный проект А-29 стал образцом для аналогичных программ, которые впоследствии применялись США в Нигерии и Ливане.

ЭФФЕКТ ДОМИНО

Все проблемы афганских ВС были бы решаемы, если бы на это было достаточно времени. Но у ВВС ИРА его уже не было. В феврале 2020 года администрация Трампа объявила, что достигла мирного соглашения с талибами о полном выводе войск США из Афганистана в течение 14 месяцев.

Главными условиями сделки было обещание талибов не допустить, чтобы Афганистан стал убежищем для террористов, а также начало переговоров с афганским правительством. Так называемое Дохинское соглашение оказало разрушительное воздействие на боевой дух афганских военнослужащих.

«Талибан» начал медленно, но неумолимо консолидировать силы, расширяя зоны своего контроля. Затем пришла пандемия COVID-19, одним из последствий которой стало ограничение поддержки афганских ВС со стороны США. Было приостановлено не только материально-техническое обеспечение, но также консультативные совещания и брифинги по совместным операциям, которые раньше проводились регулярно.

Но когда на афганских базах стали заканчиваться боеприпасы, а раненые солдаты начали умирать из-за отсутствия медицинского транспорта, объекты военной инфраструктуры стали легко доставаться талибам. Ускоряющийся эффект домино завершился бегством из Афганистана президента Ашрафа Гани и последующим захватом власти движением «Талибан».

В сложившейся ситуации ясно одно: без политической воли и долгосрочных обязательств ВВС Афганистана не смогли бы просуществовать самостоятельно долгое время. Но если бы к 2021 году афганские ВС располагали высокоэффективными и самодостаточными военно-воздушными силами, исход мог бы быть другим. Создание вооруженных сил, главным образом зависящих от авиации, а затем неспособность обеспечить их функционирование значительно снижает шансы положительного исхода в любой конфликтной ситуации.

Тем не менее судьба ВВС едва ли была единственным фактором краха Афганистана. Помимо этого было множество причин, включая патологический уровень коррупции и отсутствие адекватного опыта государственного управления у предыдущего афганского правительства.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Украину стимулируют к новогодней эскалации

Украину стимулируют к новогодней эскалации

Владимир Мухин

США планируют отправить Украине пакет военной помощи на 1,2 миллиарда долларов

0
557
Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Трамп слишком удивил американцев и соседей США

Геннадий Петров

Спустя два месяца после выборов рейтинг избранного президента снижается, в том числе из-за его странных внешнеполитических инициатив

0
471
Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Фрагментация глобальных рынков и цепочек поставок ведет к росту издержек, цен и тарифов

Технологический суверенитет – дело редкое и дорогое

0
418
Как России относиться к трампизму

Как России относиться к трампизму

Борис Межуев

Во внешней политике избранный президент США отнюдь не изоляционист, а самый настоящий глобалист рейгановского толка

0
397

Другие новости