Граждане Бенина 8 января пришли на избирательные участки, чтобы избрать новый парламент. Явка была не особенно высокой – 38,66%. Но все же выше, чем на парламентских выборах 2019 года. Тогда проголосовало всего 23% населения страны, и явка оказалась столь низкой отчасти из-за того, что оппозиционные партии бойкотировали выборы.
Четыре из семи партий, участвовавших в январских выборах, не смогли преодолеть общенациональный 10-процентный барьер. Две партии, связанные с президентом Патрисом Талоном – «Прогрессивный союз за обновление» (Union Progressiste pour le Renouveau, UPR) и «Республиканский блок» (Bloc Républicain, BR), – получили 37% и 29% голосов соответственно.
Основная оппозиционная партия «Демократы» (Les Démocrates), почетным президентом которой является Томас Яйи Бони, президент Бенина с 2006 по 2016 год, прошла в парламент с 24% голосов. В итоге движение, стоящее за действующим президентом, получило в парламенте 81 место из 109, а оппозиция довольствовалась 28 местами.
Важным элементом выборов нынешнего года было отсутствие происшествий, характерных для предыдущих голосований. После бойкотированных оппозицией парламентских выборов в 2019 году Бенин накрыла волна насилия. В то время страна считалась оплотом стабильности в регионе, поэтому такие последствия оказались большой неожиданностью. Причем насилие продолжалось долгие месяцы и только усилилось перед переизбранием президента Патриса Талона.
За последние три года Бенин испытал явное усиление экстремистской угрозы. В 2019 году в столице государства вспыхнули беспорядки на фоне слухов о возможном аресте бывшего президента Бони, который был особенно популярен на севере страны. В этом регионе связанные с выборами вспышки насилия наложились на давнее недовольство местных властей политикой центрального правительства.
Северные районы Бенина, помимо всего прочего, представляют собой местность, где экстремистские формирования смогли использовать недовольство в обществе, чтобы закрепить свое присутствие. Эта модель напоминает события, имевшие место в последние годы в таких африканских странах, как Мали и Буркина-Фасо.
С 2020 года в Бенине наблюдается значительный рост числа нападений экстремистских сил, действующих в регионе Сахеля. В мае 2020 года двое французских граждан были похищены возле национального парка Пенджари группировкой из Буркина-Фасо. Позже туристы были освобождены в результате вмешательства французской армии, но их бенинский проводник был убит. А с конца 2021 года обстановка в стране и вовсе стала взрывоопасной.
Первый теракт в Бенине произошел в конце ноября 2021 года, когда группа вооруженных лиц совершила два нападения на представителей правительственных сил безопасности, патрулировавших приграничный район близ городов Баникоара и Порга.
С тех пор в Бенине было зарегистрировано около 30 случаев насилия. Все они связаны с региональными исламистскими организациями. К ним относятся «Группа поддержки ислама и мусульман», связанная с ней буркинабская группа «Ансар уль-Ислам», а также региональные подразделения «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) – в частности, «Исламское государство в Большой Сахаре».
Наиболее пострадавшие от насилия районы Бенина находятся на севере, среди них – департаменты Атакора, Алибори и Боргу. Эти административные единицы имеют много географических и этнических связей с соседними государствами.
В последние несколько лет в стране наблюдается следующая тенденция: различные экстремистские формирования используют бенинские леса в качестве убежища, укрываясь в них в ходе контртеррористических операций.
Ключевым районом, о котором идет речь, является природный заповедник Арли-Пенджари площадью 30 тыс. кв. км. Заповедник включен в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО и располагается на территории Бенина, Буркина-Фасо и Нигера.
Наряду с этой тенденцией в стране наблюдается растущий приток радикальных идеологов, которые способствуют закреплению исламистов в местных общинах. Это делается как через их проповеди, так и через проникновение в местные медресе. Как и в случае с соседними странами, исламистские группировки в Бенине используют недовольство общин народа фулани, которые в последнее время подвергаются маргинализации.
Среди общин приграничных районов на севере Бенина также широко распространено недовольство центральными властями. Правительство страны рассматривается как институт, не способный решать проблемы локального уровня, а также высмеивается как непрозрачная, дискриминационная и коррумпированная структура.
Президент Талон настаивает на необходимости усиления человеческих, материально-технических и технологических ресурсов сил обороны Бенина для устранения растущих угроз. Он подчеркивает необходимость сотрудничества с государствами региона для борьбы с радикализацией населения.
Налаживание отношений Бенина с Руандой и Нигером, таким образом, следует рассматривать как попытку властей полагаться на страны с большим военным потенциалом (Руанда) и опытом в борьбе с экстремистской угрозой (Нигер). Бенин не хочет втянуться в конфликт с экстремистскими силами, который может привести к дестабилизации внутриполитической обстановки.
Хотя ситуация в Бенине не так серьезна, как в Буркина-Фасо или Мали, увеличение числа и масштаба нападений свидетельствует о растущей угрозе. При этом правительство не в состоянии решительно остановить тенденцию радикализации населения.
Руководство страны постаралось ограничить освещение этой проблемы в прессе, но попытка смягчить ущерб в глазах иностранных государств и инвесторов особого успеха не возымела.
Скорость, с которой Буркина-Фасо превратилась из тихой гавани в очаг нестабильности в Сахеле, должна показать властям Бенина, что без решительных действий возможно повторение той же модели. H