Беженцы на взлетном поле в аэропорту Кабула. 9 сентября 2021 года. Фото Reuters
После двух десятилетий войны в Афганистане и колоссальных жертв, принесенных военнослужащими США и стран НАТО, Кабул снова находится под властью движения «Талибан» (запрещено в РФ).
Последствия захвата власти боевиками движения «Талибан» известны всем. Закрытие светских школ, социальные ограничения в отношении женской части населения, искоренение ростков демократии и плюрализма.
Хотя на большей части страны был восстановлен своего рода «мир», остаются вопросы относительно способности талибов эффективно управлять Афганистаном в долгосрочной перспективе. Тем не менее, даже несмотря на то, что на севере страны продолжается сопротивление власти талибов, сохранение контроля «Талибана» над Афганистаном в обозримом будущем представляется неизбежным.
РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Спустя два года после захвата власти талибами все еще продолжаются дискуссии о том, какая сторона виновна в столь разрушительном исходе двадцатилетнего присутствия на территории страны сил международной коалиции. В конце 2023 года ожидается заседание военной комиссии правительства США по вопросам Афганистана. Члены Конгресса от Республиканской партии продолжают оказывать давление на госсекретаря Энтони Блинкена, чтобы тот передал на рассмотрение нижней палаты документы, связанные с решением администрации президента Джозефа Байдена покинуть Афганистан к сентябрю 2021 года. Поскольку страна продолжает находиться под гнетом талибов, дебаты в Вашингтоне сместились в сторону того, как лучше всего взаимодействовать с новым режимом, чтобы оказать наиболее эффективную помощь афганскому народу.
На фоне того, как развивалась ситуация, у многих наблюдателей сложилось представление, что катастрофа в Афганистане была неизбежна: что бы ни делали Соединенные Штаты и их союзники, усилия по созданию дееспособного правительства в Кабуле были обречены на провал. Однако это представление не в полной мере отражает реальную картину.
Во время своего пребывания в Афганистане, и особенно в тот период, когда уже планировался вывод из страны военного контингента, Вашингтон совершил немало ошибок, которых можно было избежать. Тем не менее, оглядываясь назад, мы понимаем, что ни одна из этих ошибок не превосходила по масштабу мирное соглашение, подписанное между США и талибами в феврале 2020 года. От этого соглашения Вашингтон не желал отступать, даже когда стало ясно, что его последствия ведут к катастрофе.
КАК ДОСТИГАЛСЯ «ХУДОЙ МИР»
За десять лет до повторного прихода к власти в Афганистане движения «Талибан» США буквально пытались искоренить это движение и принять максимальные меры по обеспечению безопасности в Афганистане.
Эскалация насилия в 2009 году побудила президента Барака Обаму направить в страну десятки тысяч американских военнослужащих для восстановления порядка. В то же время правительство США разыскало оставшихся в живых главарей талибов, пытаясь начать переговоры о постоянном мирном урегулировании.
Ликвидация в мае 2011 года главаря «Аль-Каиды» (организация запрещена в РФ) Усамы бен Ладена усилила внутреннее давление на американское и афганское правительства. В 2013 году с согласия США талибы открыли политический офис для переговоров в столице Катара Дохе. Вскоре он стал основным местом ведения переговоров между США и талибами. Кульминацией этих переговоров и стало соглашение о мирном урегулировании, подписанное сторонами в феврале 2020 года.
Данная сделка была направлена на решение четырех основных вопросов:
вывод с территории Афганистана сил международной коалиции под эгидой США;
снижение уровня насилия;
начало процесса внутриполитического урегулирования;
гарантии того, что страна больше не станет убежищем для международных террористов. Однако с самого начала было ясно, что один из четырех вопросов будет иметь приоритет над другими: прекращение военной операции и мирный уход из Афганистана иностранного военного контингента. Как отмечали тогда эксперты, главной целью «Талибана» на переговорах было добиться сворачивания военного присутствия США в Афганистане.
Уступив свой единственный козырь, Вашингтон осознал, что у него осталось мало рычагов давления на движение по трем другим вопросам. Хотя соглашение между США и талибами должно было привести к мирным переговорам между боевиками и международно признанным правительством президента Ашрафа Гани, талибы упорно отказывались участвовать в них, настаивая на том, что «марионеточное» правительство Гани нелегитимно. Хотя Вашингтон никогда не отказывался от своего настойчивого требования об участии в переговорах прозападного афганского правительства, а талибы все-таки неохотно соглашались на встречи с политиками и представителями гражданского общества, основные переговоры всегда велись между официальными лицами США и представителями движения «Талибан».
После достижения соглашения с Вашингтоном талибы явно не чувствовали особого желания углублять взаимодействие с правительством Гани в Афганистане. Фактически после подписания Дохинского соглашения главари движения уже чувствовали себя победителями и по этой причине не видели целесообразности в политическом диалоге с прозападным правительством в Кабуле.
Когда президент Джозеф Байден вступил в должность в январе 2021 года, он попытался оживить зашедшие в тупик переговоры между Кабулом и «Талибаном», созвав конференцию в Стамбуле. Однако руководство движения отказалось от участия и в итоге мероприятие не состоялось. Три месяца спустя Байден объявил о выводе американских войск из Афганистана, положив тем самым конец внутриполитическому мирному диалогу.
КРАХ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ СИЛ
В рамках Дохинского соглашения «Талибан» согласился снизить уровень насилия, в результате чего число терактов, совершенных боевиками движения против иностранного военного контингента, значительно сократилось. Однако число нападений талибов на Национальные силы обороны и безопасности Афганистана (ANDSF) и гражданское население в тот же период заметно выросло. Несмотря на то что подобные действия боевиков были прямым нарушением соглашения, Вашингтон мало что сделал, чтобы этому воспрепятствовать.
Специальный посланник США в Афганистане Залмай Халилзад в мае 2020 года признал, что формально соглашение не препятствует подрывной деятельности талибов, если она не направлена против войск США и возглавляемой ими международной коалиции. Халилзад отметил, что в соглашении не было конкретного призыва к тому, чтобы боевики движения не нападали на афганские Национальные силы обороны и безопасности. Этим заявлением он безоговорочно признал неизбежное наступление талибов.
Когда весной 2021 года «Талибан» начал масштабную наступательную операцию, ANDSF распалась за считаные недели вопреки ожиданиям большинства международных наблюдателей. Хотя крах правительственных вооруженных сил объясняется множеством факторов, здесь снова прослеживаются пагубные последствия Дохинского соглашения и сомнительного стратегического выбора Вашингтона.
В течение двух десятилетий США стремились превратить ANDSF в своего рода миниатюрную версию американских Вооруженных сил, дополненную Военно-воздушными силами, бронетанковыми дивизиями и отрядами специального назначения. Однако серьезные логистические проблемы сделали практически невозможной эффективную деятельность афганских правительственных сил без поддержки Вашингтона.
Во время военной операции сил международной коалиции ANDSF было предоставлено оборудование стоимостью в несколько миллиардов долларов через американских подрядчиков.
Пока в Афганистане размещался иностранный военный контингент, это давало ANDSF критическое преимущество над талибами на поле боя. Но после того как было подписано Дохинское соглашение и США начали процесс вывода войск, обслуживание афганской военной техники было моментально прекращено, что привело к катастрофическим последствиям.
После заключения сделки с талибами американское участие во всевозможных операциях было свернуто в одночасье. Начался стремительный отъезд советников из воинских частей.
С начала военной операции в Афганистане и до заключения Дохинского соглашения важной и эффективной частью поддержки правительственных сил безопасности была воздушная поддержка с участием американских военных самолетов, которая также была резко свернута. По этой причине ANDSF не смогли проводить воздушные операции на решающем этапе, когда наступление талибов приобрело критические масштабы.
Сделка между США и талибами не только ослабила возможности ANDSF, но также повысила боевую мощь талибов.
Согласно одному из наиболее неоднозначных пунктов соглашения, из афганских тюрем были освобождены 5 тыс. боевиков «Талибана», в том числе многие региональные командиры, взятые в плен во время военной операции.
В соответствии с соглашением освобожденные боевики должны были прекратить участие в конфликте. Но еще до их выхода из тюрем было совершенно ясно, что подавляющее большинство этого не сделает.
Огромная доля заключенных ожидаемо вернулась на поле боя, что явилось прямым нарушением обязательств, взятых на себя главарями движения «Талибан».
Другими причинами краха ANDSF стали масштабная коррупция, политическое вмешательство и низкий боевой дух военнослужащих. Коррупция повсеместно присутствовала в Министерстве обороны и Министерстве внутренних дел Афганистана, где материальная и финансовая помощь разворовывалась еще до того, как попадала на передовую.
Сомнительные решения о покровительстве также препятствовали эффективному функционированию правительства.
В 2018 году афганский президент Ашраф Гани назначил своего политического сторонника Хамдуллу Мохиба, по профессии программиста, советником по национальной безопасности. Другой союзник Гани, ранее работавший переводчиком, возглавил Главное управление национальной безопасности.
На низовом уровне афганские военные все еще могли сражаться и в некоторых ситуациях оказывали ожесточенное и яростное сопротивление талибам. Но сочетание коррупции, военной слабости и нежелания США вмешиваться подорвало боевой дух правительственных войск, открыв талибам путь к стремительному вторжению в Кабул.
НЕВЕСЕЛЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Провал внутриафганского мирного диалога нельзя объяснить какой-то одной причиной. Однако очевидно, что соглашение между США и талибами сильно помешало внутриафганскому мирному процессу, затруднив привлечение главарей движения к столу переговоров.
Но еще больше мешал полноценному мирному диалогу замкнутый характер администрации Ашрафа Гани, которая с недоверием относилась к официальным дипломатическим каналам.
Так, во время мирных переговоров между США и талибами Кабул не использовал свое дипломатическое и политическое влияние на американцев, а также не стремился вовлечь в процесс сторонников, которые поддерживали прозападный режим, таких как европейские страны и региональные игроки. Вероятно, это подорвало авторитет правительства Гани в глазах американских союзников.
Сможет ли Вашингтон принять всерьез правительство талибов – будет зависеть от их готовности в полной мере выполнить взятые обязательства, особенно учитывая, что движение «Талибан» неоднократно терпело в этом вопросе неудачу.
При этом важно понимать, что легитимность «Талибана» также будет измеряться способностью его руководства удовлетворять потребности гражданского населения, страдающего от непрекращающейся гражданской войны на протяжении уже более четырех десятилетий.