Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и федеральный канцлер Олаф Шольц прекрасно понимают друг друга. Фото Reuters
Сегодня стало модным угрожать России. США, НАТО, «цивилизованная Европа» сыплют угрозами направо и налево. Но даже на фоне этой агрессивной риторики трудно найти равных Берлину.
Министр обороны Германии Аннет Крамп-Карренбауэр еще в 2021 году устрашала Россию использованием ядерного оружия. Ее предшественница, а ныне глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призывала строить отношения с нашей страной «с позиции силы». Председатель комитета Бундестага по обороне Мари-Агнес Штрак-Циммерман требовала срочно поставить Киеву ракеты «Таурус» и заявила о праве Украины наносить удары по российской территории немецкими ракетами.
Россию трудно запугать. Это знают в Берлине. И потому наряду с громогласными политическими заявлениями ведут тихую, почти незаметную подрывную деятельность по фальсификации истории. И делают это достаточно умело.
ЗЛОСТНАЯ ЛОЖЬ ПОД ВИДОМ ОГОВОРКИ
Недавно Урсула фон дер Ляйен фактически обвинила Россию в применении ядерного оружия. Некоторые издания написали: мол, «пещерная неграмотность». Но сдается мне, что это далеко не так.
21 сентября на церемонии Атлантического совета (признан в РФ нежелательной организацией) фон дер Ляйен, обращаясь к японскому премьер-министру Фумио Кисиде, сказала: «Многие из ваших родственников погибли, когда атомная бомба сровняла Хиросиму с землей. Вы выросли на историях выживших. И вы хотели, чтобы мы послушали эти истории, посмотрели в лицо прошлому и узнали что-то о будущем. Это было отрезвляющее начало G7, которое я никогда не забуду, особенно в то время, когда Россия угрожает снова применить ядерное оружие».
И ни слова о США, которые и устроили атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. Тогда погибло более 70 тысяч человек. А позднее из-за радиоактивного заражения и раковых заболеваний число погибших превысило 200 тысяч.
Возникает вопрос: при чем тут Россия? Очень даже при чем. Казалось бы, простая оговорка – а нужный эффект достигнут: в умах западных граждан, тех, кто не очень образован, откладывается стереотип – «Россия – агрессор», «Россия снова готовит ядерный удар».
Даже в Японии не все школьники знают, кто применил ядерное оружие в Хиросиме и Нагасаки. Что уж говорить о «просвещенных европейцах».
Не менее успешно перекраивает историю министр иностранных дел Германии Анналена Бербок. Недавно она выступила со статьей на страницах известной британской газеты «Гардиан». И выдала очередную порцию исторических открытий.
Пишет, что немцы своей свободой, воссоединением страны обязаны «европейским союзникам и восточным соседям». По меньшей мере странное утверждение.
Главными союзниками Западной Германии в Европе после Второй мировой войны были Англия и Франция. Главным союзником ГДР – Советский Союз.
Историческая правда состоит в том, что именно президент СССР Михаил Горбачев стал инициатором объединения двух Германий. Это он легализовал возможность немецкой нации восстановить единство. Именно Горбачеву Германия обязана падением Берлинской стены.
Немцы получили все, о чем не могли и мечтать. Крупнейшая группировка советских войск была в кратчайшие сроки выведена из Германии. Мы вывезли оттуда ядерное оружие, оставили немцам свои военные городки, аэродромы, полигоны, парки боевых машин, хранилища, жилые дома…
В знак благодарности объединенная Германия осталась членом НАТО. А американское ядерное оружие по-прежнему размещается на ее территории.
КОШМАР ДЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПОЛИТИКОВ
А что же западные союзники, которых горячо благодарит министр Бербок? Откровенно говоря, они вовсе не горели желанием видеть Германию единой. Сегодня доподлинно известно, что британский премьер-министр Маргарет Тэтчер активно выступала против воссоединения ФРГ и ГДР.
В 2015 году британские СМИ сообщили о публикации секретных рукописных материалов Маргарет Тэтчер. Газета «Таймс» писала, что Тэтчер за два месяца до падения Берлинской стены сообщила Горбачеву, что Запад не хочет объединения Германии. И просила советского лидера сделать все, чтобы помешать объединению.
«Она пыталась противостоять этому грандиозному проекту Гельмута Коля… Отношения Тэтчер с германским канцлером Колем были настолько плохими, что США опасались подготовки британским премьером своего рода блока с Россией для сдерживания Германии», – отмечала «Таймс» со ссылкой на опубликованные документы.
А что же Франция? Возможно, Париж поддерживал горячее стремление Бонна и Берлина к объединению? Увы, и тут нестыковка.
Рассекреченные документы британского внешнеполитического ведомства, содержащие отчет о встрече Тэтчер с президентом Франции Франсуа Миттераном, а также записи переговоров Тэтчер с Горбачевым дают четкое представление о позиции Франции по этому вопросу. Миттеран заявил Тэтчер, что новая единая Германия сможет «стать еще опаснее, чем при Гитлере». Это было сказано во время встречи в Елисейском дворце 20 января 1990 года.
Спустя несколько месяцев после падения Берлинской стены советник президента Франции Жак Аттали сказал, что призрак объединенной Германии стал кошмаром для французских политиков.
Но лучше всех реакцию Франции на объединение Германии выразил парижский корреспондент немецкой газеты «Берлинер моргенпост». Его статья «Мечты Франции об имперском величии окончательно рассеялись» вышла в июльском номере за 1990 год. «Когда Коль возвратился из СССР, – писал автор, – и с восторгом информировал прессу о триумфальных итогах своей встречи с Горбачевым, во Франции, выражаясь фигурально, были приспущены государственные флаги. Узнав о результатах переговоров, один из официальных представителей МИД Франции сказал: «Мечте французов о величии своей страны пришел конец!»
Такова была позиция западных союзников. Теперь перейдем к восточным соседям.
Оставим в покое Чехию и Австрию. К объединению Германии они отношения не имели. А вот Польша… Варшава, как и западные союзники ФРГ, скорее не помогала, а пыталась помешать воссоединению. Она, разумеется, преследовала свои цели. Но тем не менее.
ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ИСКАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
Германия была заинтересована, чтобы Западная группа войск (ЗГВ, до 1989 года – Группа советских войск в Германии) скорее покинула территорию страны. Немецкие власти старались убрать все преграды, мешающие выходу советских войск. Примером может служить труднейшая операция по транспортировке в Россию ракетного топлива.
Наши цистерны, работающие на внутренних линиях, по жестким требованиям ООН не годились для европейских железных дорог. Германия могла отказать нам в разгрузке этих емкостей в порту Росток. Но федеральный министр транспорта ФРГ по просьбе главнокомандующего ЗГВ взял на себя ответственность.
Казалось бы, полякам впору помочь немцам – ведь основной маршрут вывода частей ЗГВ лежал через их страну. Но сначала Варшава запретила провоз боеприпасов и топлива. А потом объявила такие цены за транзит, каких мир не слыхивал. Проезд каждой оси железнодорожного вагона по территории страны был оценен в 4 тыс. западногерманских марок.
Для СССР это означало прекращение вывода войск и срыв международных договоренностей. Пришлось подготовить целую спецоперацию: изменить маршрут с сухопутного на морской, что было крайне сложно. Офицеры службы военных сообщений ЗГВ нашли такую возможность, познакомились с транспортниками Чехословакии, договорились о транзите.
После этого постарались, чтобы о соглашении с чехословаками узнали в Польше. И только тогда «польские паны» снизили визгливую ноту до делового тона, согласились на оплату по тарифам ниже чешских.
Такова историческая правда. Причем я далек от мысли, что в немецком МИД отсутствуют квалифицированные сотрудники, которые хорошо знают историю воссоединения Германии. А стало быть, статья фрау Бербок в «Гардиан» преднамеренно искажает реальность.
Слово «преднамеренно» здесь ключевое. И это недавно подтвердил новый посол Германии в России граф Александр Отто Ламбсдорф. Он четко следовал ориентирам, заданным министром Бербок. Выступая с речью, посол сказал: «Германское единство было достигнуто в солидарности с нашими друзьями в Париже и Лондоне, Вашингтоне и Москве...» Что ж, в отличие от своей начальницы он все же вспомнил Москву. Пусть и в числе последних, позади остальных.
Не менее активен на исторической ниве и федеральный канцлер Олаф Шольц. В интервью каналу ARD он заявил: «Крым уже очень давно является частью Украины – этого мы не должны забывать. Уже во времена Советского Союза Украина была самостоятельным государством с членством в ООН… И Крым всегда был частью Украины».
Начнем с утверждения о том, что Украина была самостоятельным государством в СССР. Представляю, что бы ответил Никита Хрущев, подаривший Крым Украине, на бредовое заявление Шольца. Его обычные «кузькина мать» и обещание «закопать империалистов» показались бы легкой шуткой.
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ПОЛИТИКОВ
Впрочем, канцлер не так прост, как некоторые его министры. Он подкрепляет свой «железный тезис» тем, что Украина имела членство в ООН. Действительно, имела. И за это надо сказать спасибо Иосифу Сталину.
Когда на встречах Большой тройки обсуждались вопросы структуры будущей ООН, Сталина беспокоило, что союзники будут иметь там большинство. Ведь британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз и Индия – должны были войти в ООН как отдельные государства. СССР тоже хотел получить больше голосов. Но идея дать всем советским республикам членство в ООН поддержки у союзников не имела.
В феврале 1945 года на конференции в Ялте в числе кандидатов из состава СССР остались Украина и Белоруссия. Союзники не имели возражений. Так Украинская и Белорусская ССР стали членами ООН. Но это не значит, что они обладали в составе Советского Союза реальным суверенитетом.
Теперь по поводу заявления Шольца, что «Крым всегда был частью Украины». Это прямая ложь. Крым стал частью России, когда никакой Украины и в помине не было. В 1783 году императрица Екатерина подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу».
Инсинуации Шольца и Бербок не могли не вызывать острую реакцию. Например, сопредседатель Ассамблеи славянских народов Крыма Роман Чегринец назвал слова Шольца безграмотными и рекомендовал канцлеру заняться изучением истории. А в российском МИДе отметили: «Если Анналена Бербок не выучит хоть один школьный предмет, то возможности обеспечить безопасность Германии на долгосрочной основе при ее правлении нет».
Действительно, хорошо бы немецким политикам подучить историю. Но боюсь, что это бесполезно: не в коня корм. Ведь дело не только в том, что европейские политики плохо образованы и делают скороспелые псевдоисторические выводы, попадая пальцем в небо. У каждого из них есть аппарат помощников, советников, референтов, прекрасно знающих историю. И одно дело, когда министр Бербок, не контролируемая никем, в свободной дискуссии выдает свои умопомрачительные перлы. И совсем иное – статья в одной из известнейших газет Британии. Уверен, что статья в «Гардиан» вышла вовсе не из-под пера фрау Бербок. Это ее опытные помощники написали то, что им было приказано написать.
Что же касается канцлера Шольца, то он и без советников был неплохо осведомлен о политической системе СССР. Ко времени объединения Германии и распада Советского Союза будущий канцлер был уже вполне зрелым человеком: окончил Гамбургский университет, был избран вице-президентом Международного союза социалистической молодежи. Поэтому его безграмотное с виду заявление о самостоятельности Украины в составе СССР – злонамеренный блеф.
Просто под руководством США выросло новое поколение политиков в странах Европы. И теперь они активно пишут новую, лживую, придуманную историю, попутно перекраивая, переписывая и уничтожая старую.