0
23814
Газета Здоровье Интернет-версия

16.02.2016 00:01:00

Дефицит витамина D и риск рака

Давид Заридзе

Об авторе: Давид Георгиевич Заридзе – член-корреспондент РАН, заведующий отделом эпидемиологии и профилактики рака Российского онкологического научного центра имени Блохина, приглашенный профессор Оксфордского университета.

Тэги: витамины, дефицит, онкология, рак, климат, профилактика


витамины, дефицит, онкология, рак, климат, профилактика Дефицит витамина D – широко распространенная проблема во всем мире, в том числе и в России с учетом наших климатических условий. Фото Reuters

Внимание онкологов уже давно привлекает связь витамина D и онкологических заболеваний. Предположения о такой связи были сделаны на основе эпидемиологических исследований, обнаруживших неравномерность заболеваемости определенными видами рака на разных широтах.

Для большинства людей главным источником витамина D является его синтез в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей. Витамин D поступает в организм с пищей, а также в виде витаминных препаратов (витамин D3 или витамин D2). Больше всего витамина D содержится в рыбьем жире, печени трески, лососевых сортах рыбы, а также в яйцах и твердых сырах.

Согласно правительственным рекомендациям Великобритании и США, адекватный уровень витамина D3 в крови составляет около 20 нг/мл, в то время как Американское общество эндокринологов рекомендует более высокие уровни – 30 нг/мл. В то же время исследование, проведенное в Великобритании, показало, что у половины британцев зимой и весной содержание витамина D ниже нижней границы рекомендованного уровня, а 15% островитян испытывают дефицит витамина D круглый год.

Известно, что витамин D играет важную роль в минерализации костной ткани. За последние 20 лет стало очевидным, что он также важен для иммунной системы. Низкие уровни витамина D связаны с повышенным риском развития аутоиммунных заболеваний, например, рассеянного склероза, и более частыми инфекциями верхних дыхательных путей.

Существует ли действительно связь между витамином D и раком? Исследователи из Онкологического центра Калифорнийского университета в Сан-Диего проанализировали данные о заболеваемости раком по всему миру. Они пришли к выводу о наличии очевидной связи между широтой проживания, количеством получаемого ультрафиолетового излучения и, следовательно, уровнем витамина D в организме и заболеваемостью раком молочной железы, почки, яичников и тела матки.

С тех пор различные группы научных работников начали пристально изучать связь между витамином D и риском развития рака. На основании результатов ряда исследований можно сделать вывод, что высокий уровень витамина D3 в крови улучшает прогноз заболевания и приводит к снижению смертности онкологических больных. Наиболее очевидна эта связь у пациентов с диагнозом рака толстой кишки и молочной железы; показатель пятилетней выживаемости достоверно выше у больных с высоким уровнем витамина D3 в крови (больше 30 нг/мл).

И, хотя данные эпидемиологических и ранних клинических исследований противоречивы, а усредненных исследований, которые могли бы однозначно подтвердить положительную роль витамина D, не проводилось, большинство ученых считают, что дефицит витамина D повышает риск развития злокачественных опухолей, восполнение же этого дефицита может снизить риск и улучшить прогноз заболевания. Есть на этот счет и противоположное мнение.

Но, пока спор продолжается, интерес пациентов к витамину D растет и возникает вопрос: какой совет должен дать врач пациенту, который говорит, что хочет начать принимать витаминные добавки? Это детально обсуждается в статье «Витамин D: за? против?» в журнале Cancer World (Русское издание, Preview, 2015, www.pror.ru).

По мнению английских ученых, сейчас, в отсутствие данных о противном, оптимальный уровень витамина D3 в крови составляет от 25 до 35 нг/мл, что примерно соответствует рекомендациям Американского эндокринологического общества. «Мы измеряем уровень витамина D3, и, если он низкий, я советую пациентам с меланомой кожи медленно, но последовательно поднимать уровень витамина D до этого значения с помощью витаминных добавок», – подчеркивает доктор Ньютон Бишоп из Национального института здоровья и клинического совершенствования Великобритании (NICE).

«Нет веских причин ждать дальнейших исследований для того, чтобы включить препараты витамина D в стандартный режим лечения, поскольку уже установлена его безопасная доза, необходимая для достижения сывороточного уровня в 30 нг/мл и выше», – считает профессор Калифорнийского университета Седрик Гарланд.

Дефицит витамина D – широко распространенная проблема во всем мире, в том числе и в России с учетом наших климатических условий. Важно, чтобы каждый человек получал достаточное его количество. Я считаю, что врачам вообще и онкологам в частности следует обратить самое пристальное внимание на эту проблему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
492
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4785
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2573
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
6051

Другие новости