С 1960-х годов в СССР после внедрения вакцинации заболеваемость корью снизилась в 500 раз, дифтерией – в 200 раз, коклюшем – в 40 раз, а краснухой – в 840 раз! Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Неутихающие споры вокруг прививок получили новую подпитку после того, как министр здравоохранения Вероника Скворцова предложила не оплачивать больничный лист по уходу за ребенком, если родители отказались его вакцинировать. Обвинить Скворцову в нарушении прав личности проще всего. Но ведь не случайно она предложила это и, уж безусловно, не из желания сэкономить деньги из бюджета.
Причина заключается в том, что так называемые управляемые инфекции, то есть такие, которых можно избежать с помощью прививок, возвращаются. Антипрививочная мода дала свои малоприятные результаты: то в одной, то в другой из развитых стран возникают вспышки почти забытых болезней: дифтерии, кори, паротита (свинки).
Россия не исключение из общего правила. Из-за отказов родителей от вакцинации в Москве зафиксирована вспышка кори. По данным столичного Департамента здравоохранения, за июль 2017 года среди проживающих на территории города зарегистрированы 12 случаев кори, все среди непривитых детей. Всего за первое полугодие выявлено 22 случая кори, из них две трети среди детей.
А ведь корь у нас практически была побеждена. По данным, полученным «НГ» в Роспотребнадзоре, с 1960-х годов, после внедрения вакцинации, заболеваемость корью снизилась в 500 раз, дифтерией – в 200 раз, коклюшем – в 40 раз. С 2005 года в 840 раз (!) снизилась заболеваемость краснухой, в 6,5 раза – острым гепатитом В. Россия признана в 2005 году страной, свободной от полиомиелита. Кто теперь вспоминает про такую еще недавно частую болезнь, как свинка (по-научному – эпидемический паротит)? Очень просто: стали делать прививку, и с 1981 года заболеваемость уменьшилась в 294 раза.
В разных государствах законы о вакцинации разные. Например, в США, Австралии она обязательна. В Германии – на усмотрение родителей. Но в частный детский сад непривитого ребенка могут не взять. Будут сложности и во взаимоотношениях с наблюдающим ребенка педиатром, если он сторонник вакцинации.
Прибегают и к карательным мерам. В Австралии семьи, где ребенок оказался не привит и вследствие этого заболел, родители оплачивают лечение сами и не получают выплат за больничный по уходу за ребенком. В Бельгии за отказ прививаться от полиомиелита привлекают к суду. В Италии отказ вакцинироваться от кори, коклюша, гепатита В, полиомиелита является правонарушением. Непривитый ребенок не может получить место в детском саду.
Так что предложение Вероники Скворцовой вполне в общепринятой тенденции. Однако среди медиков немало противников карательных мер. Вот что сказал обозревателю «НГ» заместитель комитета по науке и образованию Госдумы, главный государственный санитарный врач РФ в 1996–2013 годах Геннадий Онищенко: «В 1997 году принят закон об иммунопрофилактике, появился Национальный календарь прививок. После этого был практически ликвидирован полиомиелит, корь, были привиты 55 млн граждан. При этом карательных мер не принимали. Не решив всех проблем здравоохранения – а их немало: это и своевременная поставка вакцин, и их актуализация, повышение их качества, – не следует перекладывать ответственность на пациента. Нужен другой подход. Это задача не только медиков. Проще всего заставить родителей вакцинировать ребенка – может дать эффект, но это неправильно. В законе сказано: информированное согласие на прививку. Информированное. Разъяснять надо, а не наказывать».
Конечно, надо убеждать, просвещать родителей. Убедить хотя бы сомневающихся. Идеологи антипрививочного движения часто говорят, что они не против вакцинации как таковой, что ребенка можно прививать, но перед этим надо проверить его иммунитет и улучшить его.
«Лекарств, способных улучшить/поднять иммунитет, не существует, – утверждает невролог Павел Бранд, – вакцины и сыворотки не улучшают иммунитет. Они его формируют. Именно поэтому совершенно бесполезно сдавать анализы и иммунограмму перед вакцинацией. Они не дают никакой позитивной информации и никак не влияют на решение вопроса о вакцинации. Зато дают множество возможностей для манипулирования перепуганными от обилия непонятных цифр гражданами». И призывает: «Не бойтесь тех врачей, которые хотят вас вакцинировать, бойтесь тех, которые хотят поднять вам иммунитет!»
Павел Бранд считает, что вводить материальные санкции против родителей, которые отказываются прививать детей, нельзя, пока не будет предусмотрена компенсация в случаях, когда после прививки развиваются осложнения. Такое бывает, но не часто и, как правило, достаточно быстро проходит.
Предложение Вероники Скворцовой скорей всего не пройдет. Но принимать какие-то меры перед угрозой возвращения инфекций так или иначе придется.