В Комитете по правам инвалидов созданы все условия для работы людей с ограниченными возможностями. Фото автора
На сайте ООН постоянно появляются объявления о возможностях проходить практику в различных подразделениях ее секретариата. При этом нагрузка у практиканта может быть почти такая же, как у штатного сотрудника, только жалованье платить не будут. Меня заинтересовала практика в секции Управления верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ). Эта секция обеспечивает деятельность Комитета по правам инвалидов (КПИ), который проводит свои заседания в Женеве.
Почему именно Комитет по правам инвалидов? У меня проблемы со слухом, которые, впрочем, не мешают общаться как со слышащими, так и на жестовом языке с глухими (см. «Слишком «правильный» жестовый язык полицейского», «НГ» от 20.10.15). Осенью прошлого года я отправил документы, и мне повезло: через некоторое время пришло приглашение приступить к работе с начала января.
Чем и на каком основании занимается КПИ, какова его структура?
13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, главная цель которой заключается в «поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства». Конвенция ставит задачу добиться, чтобы во всех областях жизни инвалиды могли на практике реализовывать свои права, а также свести к минимуму или совсем ликвидировать те сферы, в которых их права нарушаются. К сожалению, это благое намерение далеко не всегда выдерживает испытание реальностью – социально-экономическими и культурными условиями, преобладающими в различных обществах.
Когда конвенцию ратифицировали 20 государств, был образован Комитет по правам для наблюдения за тем, как государства-участники выполняют свои обязательства. Первоначально комитет состоял из 12 независимых экспертов, а после того, как конвенцию ратифицировали еще 60 государств, количество его членов выросло до 18.
Кандидаты в члены КПИ выдвигаются государствами, но после избрания они действуют в личном качестве. За малым исключением члены комитета – люди с ограниченными возможностями. Для их эффективной работы созданы необходимые условия физической и информационной доступности: от рамп и тактильной плитки, документов, напечатанных с помощью азбуки Брайля или специальным шрифтом для слабовидящих, до возможности пользоваться услугами личных помощников, в том числе переводчиков жестового языка.
Свою должность члены КПИ могут занимать не более двух четырехлетних сроков. Любопытно, что далеко не во всех комитетах, учрежденных конвенциями по правам человека и действующих под эгидой УВКПЧ, есть подобное ограничение. В 2016 году членом КПИ был избран президент Всероссийского общества глухих Валерий Рухледев.
Одновременно с конвенцией был принят Факультативный протокол, который позволяет КПИ не только изучать общую ситуацию с соблюдением конвенции отдельными странами, уделяя особое внимание данным о системных нарушениях норм конвенции, но и принимать к расследованию индивидуальные жалобы. Однако не все государства, ратифицировавшие конвенцию, присоединились к Факультативному протоколу, пока не сделала этого и Россия.
Как правило, сессии КПИ проходят два раза в год. Очередная сессия состоялась в феврале-марте текущего года. На ней свои доклады представили официальные делегации Непала, Омана, России, Сейшельских островов, Словении и Судана. Были заслушаны и альтернативные доклады от их национальных неправительственных и некоммерческих организаций о ситуации с правами инвалидов в этих странах.
Основываясь на этих докладах, члены комитета задавали различные вопросы, касающиеся исполнения статей конвенции. Всем делегациям давали время на размышление над вопросами, затем они отвечали. Мне довелось послушать официальный доклад делегации из России и альтернативный доклад. После чего члены комитета задали нашим представителям разнообразные вопросы, в том числе и весьма острые. На это время Валерия Рухледева попросили покинуть зал, как того требуют правила процедуры во избежание конфликта интересов. К сожалению, я не могу сказать, какие именно вопросы задавали нашим представителям, – таково уж правило конфиденциальности.
Когда все делегации отчитались, комитет сформулировал рекомендации для каждой страны. Они теоретически должны их учесть, а затем снова отчитаться о достигнутых успехах.
Мне удалось поговорить с некоторыми членами комитета. Один из них, профессор из литовского Каунаса, признался, что обожает фильм «12 стульев» и считает, что экранное произведение превзошло книжный оригинал. Другой – социальный работник из Уганды, в свободное время занимается фермерством. Третий – преподает в двух университетах в родной Венгрии, ведет научную работу во Франции, да еще является советником глухого депутата Европарламента в Брюсселе. Жалею, что не удалось взять интервью у Валерия Рухледева, слишком уж он был занят, как-никак рассматривался доклад России. Договорились встретиться уже в Москве.
Из делегатов, прибывших на сессию СПЧ, больше остальных запомнились двое – глухой оманец, ведущий утреннее телешоу Morning Coffee, и переводчица жестового языка с Сейшельских островов, сама слышащая, основавшая местное общество глухих.
Поначалу было слегка неуютно от повышенного, хотя и доброжелательного и деликатного, внимания ко мне со стороны новых коллег по секции. Дело в том, что эта секция, обеспечивающая работу органа, который занимается защитой прав лиц с ограниченными возможностями, как раз именно таких сотрудников в своем штате не имеет. Со временем, когда в Женеву стали съезжаться члены Комитета по правам инвалидов и делегаты Совета по правам человека и среди них оказалось довольно много людей с разными проблемами со здоровьем, для меня ситуация психологически изменилась в лучшую сторону.
Стажировка дала мне широкие представления о работе и, что скрывать, бюрократии в ООН. Очень надеюсь, что после меня в УВКПЧ появятся новые стажеры с ограничениями по здоровью, в том числе из России. Кому как не им лучше понимать проблемы, с которыми в повседневной жизни сталкиваются люди, права которых призваны защищать КПИ и другие структуры ООН.
Женева–Москва
комментарии(0)