Самая распространенная причина, по которой пациенты не следуют назначениям врача, – высокая стоимость предлагаемого лечения. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Больной, обращаясь к доктору, хочет вылечиться. Доктор хочет его вылечить. Задачи у того и другого одинаковые. Но выполнить их не всегда получается.
Причин этого много. Одна из них, казалось бы, вполне преодолимая: пациент попросту не выполняет назначения врача. А потом удивляется, что лечение не помогает. Жалуется, что врач плохой, что лекарства плохие. И то и другое случается. Но нередко и лекарство правильное, и врач хороший. Но больной принимал лекарство не так, как ему назначил доктор, не в той дозировке, а то и вовсе не то лекарство. Посмотрел в интернете, а там от его болезни описаны и другие лекарства. И он решил, что выберет другое. Некоторые простодушно сами врачу об этом и рассказывают.
Один больной решил, что доктор назначил слишком дешевое лекарство. Другая – что, наоборот, слишком дорогое. Интересно, что речь идет об одном и том же враче-гастроэнтерологе. Высококвалифицированном. Дама, выискавшая в интернете более дешевый аналог препарата, очень гордилась, что сумела сэкономить хоть пустяк. А что побочные явления, так потерпит.
Есть в медицине такое понятие, как комплаенс (compliancе – согласие, соответствие) – добровольное следование пациента предписанному ему лечению. Казалось бы, пришел к врачу, так слушайся. Но нет. В США, например, треть пациентов не выполняют предписания медиков.
А как обстоит дело в России?
Компания Ipsos провела исследование Medi-Q «Мнение практикующих врачей» (выборка свыше 12 тыс. врачей амбулаторной практики в 21 городе), посвященное тому, как специалисты разных профилей оценивают комплаентность своих пациентов и возможности повлиять на нежелание некоторых больных следовать советам своего врача.
На то, что около трети пациентов не следуют назначениям или не покупают выписанные препараты, указали 31% эндокринологов, 29% кардиологов, 25% терапевтов. В значительно меньшей степени с этой проблемой сталкиваются педиатры и дерматологи (13 и 14% соответственно).
Самая распространенная причина, по которой пациенты не следуют назначениям врача, – высокая стоимость предлагаемого лечения. В наибольшей степени это характерно для назначений хирургов (42%), в меньшей степени для назначений педиатров (22%). Не исключено, что тут действует принцип: для ребенка ничего не жалко.
На возможные опасения пациентов по поводу побочных эффектов назначенных препаратов обращают внимание преимущественно ревматологи (24%), терапевты (19%) и неврологи (19%).
Неудобства для больных, связанные с приемом лекарств и выполнением рекомендаций, в большей степени отмечают эндокринологи (17%) и офтальмологи (14%). Отсутствие лечебного эффекта ранее назначенных препаратов констатируют ревматологи (10%) и терапевты (9%). Кроме того, ревматологи и терапевты чаще, чем представители других специальностей, сталкиваются с сомнениями пациента в компетентности врача.
Что нужно сделать, чтобы убедить пациента лечиться? 54% опрошенных врачей всегда предупреждают его о последствиях для здоровья в случае невыполнения назначений и рекомендаций. 53% заранее рассказывают о неудобствах, связанных с лечением. По этому пути особенно часто идут гастроэнтерологи, эндокринологи, гинекологи и урологи. На третьем месте находится обсуждение возможности замены назначенных препаратов, если они не подходят пациенту по цене (48%). Этот способ выбирают терапевты.
«Самый распространенный подход – объяснять пациенту выбранную тактику лечения заболевания, – считает руководитель регулярных проектов PrIndex, Medi-Q компании Ipsos Наталья Алимова. – К нему всегда прибегают 33% врачей, а часто – 38%. Эта мера наиболее характерна для педиатров, дерматологов и ревматологов». Хирурги пользуются всеми доступными средствами, кроме информирования о возможных неудобствах лечения.
Академические программы подготовки врачей не предусматривают в достаточной степени обучения навыкам общения с пациентом и его родственниками, консультирования. С другой стороны, сама парадигма отношений «врач–пациент» в нашей стране по-прежнему в большей мере строится на патернализме. Сейчас, при наличии огромного количества средств информации, интернета, такая модель не годится. Наиболее эффективны партнерские отношения, когда с учетом индивидуальных особенностей пациента доктор совместно с ним ищет решение его конкретных проблем. К сожалению, сделать это в рамках ОМС очень трудно: у врача элементарно нет времени на разговоры с больным.
комментарии(0)