Не случайно в большинстве стране Европы в первую очередь стали прививать от коронавируса подопечных домов престарелых. Фото Reuters
На шестой онлайн-конференции «COVID-19: российский и международный опыт» Международного медицинского кластера российские, израильские, голландские и немецкие эксперты обсудили особенности течения, диагностики и лечения коронавируса у пациентов старших возрастных групп, вопросы вакцинации и реабилитации, а также оказание амбулаторной и стационарной помощи во время пандемии COVID-19.
Заместитель главного специалиста по скорой медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы Алексей Безымянный рассказал, как организована медицинская помощь пожилым пациентам с COVID-19. Приоритет – помощь на дому. Если пациент все же приходит в учреждение с повышенной температурой или другими признаками простудного заболевания, его направляют в специальный фильтр-бокс, чтобы медицинские потоки не пересекались и можно было обезопасить других. Количество пациентов с подтвержденным диагнозом старше 65 лет составляет сейчас 126 690. Более 40% из них перенесли болезнь в тяжелой форме.
Немало пожилых с бессимптомным течением COVID-19. При подтверждении результатом ПЦР пациента ежедневно контролируют по телефону сотрудники специальной горячей линии и два раза в день передают информацию в поликлинику, при ухудшении состояния пациента повторно посещает специалист в течение 12 часов.
Главный анестезиолог-реаниматолог Москвы, главный врач клиники «Коммунарка» Денис Проценко рассказал, что в отделении реанимации и интенсивной терапии у любого пациента старше 65 лет есть сопутствующее заболевание из списка болезней, повышающих риск тяжелого течения COVID-19: рак, хроническая почечная недостаточность, синдром Дауна, болезни сердца, ожирение, беременность, диабет 1-го и 2-го типов. К проблеме сниженной биодоступности препаратов добавляется вероятность потери контроля лекарственного взаимодействия. Денис Проценко описал типичного пациента: мужчина старше 65 лет, имеющий более двух хронических болезней (часто плохо компенсированных до COVID-19), лишний вес и когнитивные нарушения. Последние повышают риск появления делирия, который, в свою очередь, приводит к более активному использованию ИВЛ, повышает риск смерти.
К существенным проблемам относится и недоедание: 12–45% пожилых пациентов находятся в состоянии белково-электролитного истощения. Это приводит к увеличению реанимационного койко-дня, более частому использованию ИВЛ, зависимости от посторонней помощи, снижению качества жизни, более высокой смертности. Недоедание объясняет «хрупкость» пожилых больных.
Одна из эффективных мер защиты пожилых людей – вакцинация, которая позволит снизить смертность среди этой возрастной группы, а также случаи тяжелого течения болезни.
Главный гериатр Минздрава России Ольга Ткачева подчеркнула, что эпидемия COVID-19 уникальна тем, что впервые пожилой возраст стал столь значимым фактором течения болезни. В отличие от других респираторных вирусных инфекций смертность от COVID-19 четко коррелирует с возрастом. Статистические данные показали резкое увеличение смертности в зависимости от возраста – с его увеличением на каждые 7,5 лет удваивается риск смерти. Кроме того, новая коронавирусная инфекция, возможно, запускает процессы старения.
Ольга Ткачева выделила у пожилых высокий риск тяжелого течения и смерти, высокий риск декомпенсации хронических болезней даже при легком течении, проблемы безопасности лекарственной терапии, атипичные симптомы (например, нарушение сознания), а также длительный период реабилитации.
Особое внимание главный гериатр уделила таким проблемам, как длительная социальная изоляция и долгосрочное влияние ограничительных мер на здоровье пожилых людей. Даже общение с социальной службой, которая активно работает в столице, физические упражнения (видеозанятия доступны и на сайте Российского геронтологического научно-клинического центра) позволят быстрее восстановиться и сохранить здоровье пожилого населения, заключила она.
Главный кардиолог Москвы Елена Васильева отметила особую опасность сочетания сердечно-сосудистых патологий с COVID-19. Это связано с тем, что в основе многих повреждений лежит гипоксия тканей, которая возникает при поражении легких, и коагулопатия – у многих пациентов наблюдались тромбозы стентов, множественные сосудистые поражения, нарушение микроциркуляции. Все это привело к повышению уровня летальности при остром инфаркте миокарда. Важно, что при росте летальности общее количество больных с этим диагнозом уменьшилось. По сравнению со вторым кварталом 2019 года во втором квартале 2020 года количество таких больных уменьшилось на 944 человека (2548 по сравнению с 3492), а количество летальных исходов увеличилось на 25 (238 по сравнению с 213).
Это можно объяснить страхом пациентов посещать лечебные учреждения во время пандемии. Для решения этой проблемы были проведены агитационные кампании и, что важнее – организована маршрутизация больных.
Заведующая отделением реанимации головной клиники Hadassah в Израиле Сигаль Свири подтвердила, что прогноз течения COVID-19 ухудшается для «хрупких» пациентов старше 70 лет с коморбидным состоянием (это состояние, при котором у пациента имеется два или более хронических заболевания, возникающих одновременно), мультиорганным поражением, а также находящихся на ИВЛ и страдающих от иммуносупрессии.
В Израиле используется метод Time Limited Trial – после формального согласования в течение 2–4 дней проводится лечение выбранным методом. Если в течение этого времени наблюдается улучшение, пациента продолжают лечить так же, если состояние не меняется, переходят к новому методу. Таким образом можно более оперативно подобрать метод лечения, наиболее эффективные для определенного пациента.
В Израиле 86% граждан старше 50 лет вакцинированы, а доля вакцинированного населения в общем составляет 83%. Можно констатировать позитивное влияние вакцинации на течение заболевания – среди госпитализированных пациентов в тяжелом и критическом состоянии доля людей старше 60 лет составила 17%. На сегодня этот показатель снизился до 6%.
Авторы Telegram-каналов обращают внимание на исследование ЮНЕСКО, посвященное последствиям пандемии для всей мировой системы образования. "Выводы его неутешительны: если не предпринять самых решительных мер, дело может кончиться «катастрофой целого поколения». По итогам 2020 года в мире стало на 100 с лишним миллионов больше неграмотных детей. Всего один год свел на нет усилия предыдущих двух десятилетий, - пишет "Бойлерная". - За время пандемии из-за полного или частичного закрытия школ дети Земли в среднем не могли нормально учиться в течение 25 недель. Наиболее тяжелая ситуация предсказуемо сложилась в Латинской Америке, странах Карибского бассейна, Центральной и Южной Азии. А наверстывать упущенное, согласно ЮНЕСКО, придется следующие 10 лет. И лишь в том случае, если человечество примет особенно энергичные меры, компенсировать потери удастся за 3-4 года".
комментарии(0)