Фото Pixabay.com
С доступностью и качеством медицинской помощи как-то плохо у нас получается. Чтобы было хорошо или, по крайней мере, приемлемо, в свое время принят закон об обязательном медицинском страховании (ОМС). Критиковали его с самого начала. С тех пор неоднократно предпринимались попытки не отменить его, но хотя бы как-то поправить..
С 1 января 2021 года вступил в силу закон о реформе закона об ОМС. Федеральный фонд ОМС (ФОМС) наделили полномочиями страховщика в отношении контроля и финансирования медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских центрах. ФОМС стал напрямую осуществлять расчеты за медицинскую помощь, контроль объемов, сроков, качества и условий ее предоставления в указанных учреждениях, а также занялся предъявлением претензий или исков за причинение вреда здоровью застрахованного лица.
Прошло четыре месяца. И что же? Стало еще хуже. О неутешительных результатах правоприменения закона сообщила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Ирина Гусева. По информации Всероссийского союза страховщиков, объем жалоб пациентов на качество и доступность медицинской помощи в федеральных медицинских организациях в 2021 году растет. В первом квартале количество обращений с жалобами каждый месяц увеличивалось на 30–50%. Причем весьма существенный объем обращений на взимание в федеральных медицинских организациях денежных средств с пациентов (показатель достигает 10% в общей структуре обращений) за помощь, бесплатность которой гарантирована государством.
По словам депутата, в 2021 году появились вопиющие факты отказов в лечении в федеральных медицинских центрах по причине якобы окончания квот на лечение по ОМС. Гусева привела пример пациентки с онкологическим заболеванием, которая с 2013 года получала лечение в одном из федеральных центров, но в феврале2021 года была вынуждена оплатить из собственных средств не только рекомендованные врачами исследования, но и консультации специалистов по основному заболеванию, хотя имела на руках направление на лечение. Руководство клиники объяснило, что такая ситуация связана с финансовым обеспечением в системе ОМС.
«Хотелось бы понять, как ФОМС осуществляет контроль доступности и качества медицинской помощи в федеральных медицинских центрах по жалобам пациентов, какие меры по защите прав конкретных граждан уже приняты?» – задает вопрос Гусева. Возможно, ФОМС сочтет нужным ответить депутату.
Гусева констатировала также, что многие территориальные фонды ОМС, которым перешли полномочия по проведению медико-экономического контроля по предъявленным медицинскими организациями к оплате счетам, оказались не готовы к такой работе. Это привело к оплате в январе и феврале необоснованных объемов медицинской помощи из-за дублирования счетов и применения завышенных тарифов. Такой подход чреват существенным дефицитом средств на оплату медицинской помощи в будущем, предупредила депутат.
Федеральным законом введен новый трехсторонний договор на оказание и оплату медицинской помощи, а прежний договор прекратил свое действие. Недостаточный учет всех факторов при введении данной нормы привел к тому, что действовавшие ранее договоры на оказание медицинской помощи в ОМС полностью завершены не были. На сегодняшний день у территориальных фондов ОМС не хватает средств, чтобы урегулировать все оставшиеся задолженности перед медицинскими организациями. В первом квартале текущего года правительство РФ уже выделило для погашения задолженностей в системе ОМС 29 млрд рублей. «Однако этих средств явно недостаточно. По состоянию на 1 апреля сохраняющийся размер долга по оплате за оказанную медицинскую помощь составил более 40 млрд рублей, что говорит о проблемах с финансовой устойчивостью системы», – заключила Ирина Гусева.
Прошло четыре месяца с момента вступления в силу федерального закона, однако подзаконные акты, определяющие механизм его реализации, до сих пор не приняты: нет нового порядка по проведению экспертизы медицинской помощи, не откорректирован порядок информационного взаимодействия в системе ОМС и договор о финансовом обеспечении.
С бюрократической точки зрения, четыре месяца, может быть, не такой уж долгий срок. Но для онкологических больных и пациентов с другими серьезными заболеваниями (а только такие и добиваются лечения в федеральных клиниках) срок этот может быть фатальным.
комментарии(0)