Приоритеты
Жизнь российской военной школы сегодня, несомненно, должна определяться Национальной доктриной образования РФ, которая предусматривает пути преодоления социально-экономического и духовного кризиса в нашей стране, обеспечения высокого уровня жизни народа и национальной безопасности, утверждения статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики, создания основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития Отечества.
В свою очередь Федеральная программа развития образования в России требует обеспечения исторической преемственности поколений, воспитания российских граждан на основе идей патриотизма, державности и социальной солидарности; преемственности уровней и ступеней образования; непрерывности образования в течение всей жизни человека; воспитания здорового образа жизни, развития детского и юношеского спорта.
Одно из основных направлений реформы военного образования видится в сформировании его многоуровневой структуры, которая бы обеспечивала совершенствование содержания и организации обучения специалистов, прежде всего, для Министерства обороны. Концептуальная основа построения перспективной системы подготовки таких специалистов базируется на применении двух основополагающих подходах:
- разработка "сквозных" (преемственных) образовательных учебных программ и планов, позволяющих перейти от принципа "Обучение на всю жизнь" к принципу "Обучение через всю жизнь";
- организация военно-патриотической работы среди населения Российской Федерации как базисного направления деятельности военно-учебных заведений в интересах решения проблемы комплектования Вооруженных сил.
В Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина апробируется перспективная система подготовки командных кадров, включающая в себя восемь основных этапов.
I - довузовская подготовка кандидатов для поступления в военные авиационные институты в Центре военно-патриотического воспитания молодежи при ВВА, где имеется общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Ее выпускники будут зачисляться в военные авиационные вузы без экзаменов.
II - подготовка курсантов на первые офицерские должности для прохождения службы в строевых частях. Основные задачи этого этапа решаются в военных авиационных институтах.
III этап - дополнительная профессиональная подготовка строевых офицеров для дальнейшего прохождения службы на более высоких командных должностях.
IV этап - подготовка офицеров для службы в войсках на командных должностях оперативно-тактического уровня. По ее завершении выдается диплом о высшем военном образовании.
V этап - подготовка научно-педагогических и научных кадров для научно-исследовательских организаций и вузов МО РФ в докторантурах и адъюнктурах в течение трех лет. После защиты диссертации офицерам присваивается ученая степень доктора (кандидата) военных наук.
VI этап - дополнительная профессиональная подготовка офицеров, находящихся на должностях оперативно-тактического уровня, для прохождения службы в объединениях и главкомате ВВС.
VII этап - подготовка высшего командного состава ВВС в Военной академии Генерального штаба.
VIII этап - подготовка и переподготовка офицеров, увольняемых и состоящих в запасе, предусматривающая их профессиональную и социальную адаптацию к гражданской деятельности. Для решения этой задачи предлагается создать в Министерстве обороны Всероссийский центр социальной адаптации военнослужащих с отделениями (филиалами) в видах Вооруженных сил.
Данный подход к организации подготовки авиационных командных кадров может быть распространен и на другие профили военного обучения. Подобная система подготовки кадров практически является прообразом университетских округов, организация которых намечена в стратегии развития высшей школы, принятой на шестом съезде Российского союза ректоров вузов.
Что под этим подразумевается?
Во-первых, объединение ряда учебных заведений вокруг ведущего вуза.
Во-вторых, консолидация учебных заведений, организация их взаимодействия как по вертикали (дошкольное учреждение-школа-вуз-учебные заведения повышения квалификации и переподготовки кадров).
В-третьих, обеспечение связей образовательных учреждений со всеми заинтересованными организациями и общественными силами.
Как предполагается, это наиболее адекватная современному этапу научно-технического развития форма наращивания интеллектуального и материального потенциала образования.
В свое время Аристотель отмечал: вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где оно находится в пренебрежении, и сам государственный строй терпит от этого ущерб. Встает вопрос вопросов - может ли Россия позволить себе это пренебрежение?