0
2221
Газета Высшая школа Интернет-версия

12.05.2006 00:00:00

Военно-педагогическая нищета

Сергей Бориснёв

Об авторе: Сергей Викторович Бориснев - доктор исторических наук, доцент, полковник запаса.

Тэги: минобороны, вуз, преобразование


Не знаю, как отражаются предпринимаемые в последнее время правительством РФ шаги по улучшению образования на благосостоянии педагогов гражданских высших учебных заведений, а вот абсолютное большинство преподавателей вузов Минобороны встречают каждое новое решение, призванное как будто бы улучшить их работу, с недоумением и возмущением. Для этого за последние 10–15 лет накопилось немало причин.

ЧИНОВНИЧЬИ ВЫКРУТАСЫ

Так, в один далеко не прекрасный для высшей военной школы день было принято решение о преобразовании ряда учебных заведений МО из академий в университеты (хотя во всем мире университет выше академии). В связи с чем последовало понижение штатно-должностных категорий (и соответственно денежного содержания) для профессорско-педагогического состава: начальников кафедр с генерал-майоров – на полковников, преподавателей (впоследствии также часть старших преподавателей) – с полковников на подполковников. В ту пору, напомню, в Вооруженных силах развернулась очередная кампания по уменьшению количества генералов и полковников, однако крайними оказались преподаватели, зачастую пришедшие в вузы с солидных по тем временам должностей в войсках, штабах, различных учреждениях МО.

Вторым примером можно назвать процесс, произошедший в 2001 году, когда после введения соответствующих разрядов по месячным окладам для военнослужащих и служащих в начале 1990-х, произошло понижение этих разрядов под видом организационно-штатного мероприятия. Чтобы избежать второй волны массовых увольнений высококвалифицированных педагогов из военных вузов, был принят ряд упреждающих документов. В соответствии с постановлением правительства РФ от 12 марта 1999 года № 305 приказом министра обороны от 21 апреля 1999 года № 161 и директивой Генштаба № 314/10/1589 от 29 мая 2001 года должностной оклад для тех, кто был уже назначен на момент изменения разрядов, как было сказано в документах, по переводу воинских должностей на меньшие месячные оклады, сохранялся по ранее занимаемой воинской должности в том же размере тарифного разряда. Сохранялось и право на исчисление пенсии за выслугу лет по данному окладу.

Военные преподаватели, разумеется, остались довольны таким справедливым решением, продолжив заниматься обучением и воспитанием курсантов и слушателей. Тем более что дальнейшее повышение тарифных разрядов всем офицерам на семь пунктов так же пропорционально было проведено и для тех, кто остался служить по предшествующему организационно-штатному понижению разрядов по должностям.

Гром грянул, как всегда, неожиданно. «Мудрый» финансовый чиновник не дремлет, особенно в отношении военнослужащих. Все оказалось не так просто. Выяснилось, что после увольнения военный преподаватель все-таки терял в своей пенсии ту разницу, которую ему обещали оставить, если он согласится дальше служить после оргштатного мероприятия. Основным аргументом стало то, что оплата пенсии идет не по тому, что платили, а по тому, как записано в новом штате военно-учебного заведения. Особенно на этом усиленно настаивают ответственные сотрудники Центра социального обеспечения военного комиссариата города Москвы, куда в большинстве попадают бывшие «опущенные» таким образом военные педагоги.

При этом в одночасье бывших военных педагогов, вышедших на пенсию, поделили на тех, у кого начальник имел звание генерала (офицеры «белой кости»), и тех, у кого начальник не поднялся в чине выше полковника (офицеры «черной кости»). Хотя, когда они были в строю, их высокая квалификация оценивалась одинаково – согласно степеням докторов и кандидатов наук, званиям профессоров и доцентов.

Чиновник между тем только потирает руки – смог сэкономить на двух тысячах военных пенсионерах по две сотни рублей. Ну, повозмущаются бывшие преподаватели, ну, пойдет кто-то из них в суд и, возможно, чего-нибудь добьется (а возможно – нет). Чай, не умрут с голоду, тем более – обычно военный пенсионер молодой и будет работать, а в старости от склероза забудет об обиде...

Почему, однако, одним военным преподавателям, увольняемым в запас по повышенному разряду, повезло, а другим нет? Неужели только потому, что первым посчастливилось трудиться под руководством людей с лампасами на брюках и генеральскими звездами на погонах? Похоже, так оно и есть.

ПОЛУЧАЮТ МЕНЬШЕ ВСЕХ

Конечно, можно надеяться на то, что когда-нибудь справедливость восторжествует, как это произошло с такой категорией бывших педагогов, как старшие преподаватели – начальники учебных кабинетов. Были такие должности в военных вузах, по которым платили больше, чем просто старшим преподавателям. После введения в 1993 году разрядов столичный горвоенкомат сослался на то, что в новых штатах такой должности нет, и включать разницу в военную пенсию отказался. Только Счетная палата смогла воздействовать на Московский ГВК и обязала начислить деньги пенсионерам сполна. Правда, некоторые не дождались этого, ушли из жизни...

Вообще же офицер – преподаватель вуза на сегодняшний день получает меньше всех других офицеров своего уровня, проходящих службу в Москве. А гражданские преподаватели военно-учебных заведений! Их должностные ставки определяются как служащим в военном ведомстве с разрядами, приравненными к учителям средней школы, а в некоторых случаях даже ниже. При этом всему профессорско-преподавательскому составу после повышения в России оплаты за ученые степени доктора и кандидата наук соответственно 1500 и 900 рублей, были отменены надбавки на ученое звание профессор и доцент (25 и 15%).

Однако по прошествии некоторого времени все-таки сочли нужным «учесть» наличие таких званий гражданским преподавателям, добавив профессорам 60% и доцентам 40%... вне зависимости от наличия ученой степени. То есть попал на подходящую должность, а дальше в плане совершенствования своего научно-педагогической квалификации напрягаться не надо.

В последнее время в Министерстве обороны все-таки принято решение возобновить выплаты за ученое звание «профессор» и «доцент», но опять же финансисты оттягивают его введение в действие, не объявляют, каким образом эти выплаты будут проводиться.

Настороженность вызывает у педагогов военных вузов также грядущее повышение с 1 ноября 2006 года оплаты за ученые степени доктора и кандидата наук. Идет разговор, что финансисты МО усиленно думают над тем, как бы урезать предстоящие надбавки «уважаемым» ими педагогам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1250
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1305
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
585
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
857

Другие новости