0
1760
Газета История Интернет-версия

08.10.1999 00:00:00

Война во время осеннего листопада

Тэги: Польша, история


СЕМНАДЦАТОГО сентября 1939 г. в 6.00 по московскому времени (3.00 по варшавскому) Украинский и Белорусский фронты Красной Армии перешли польскую границу на всем ее протяжении - 1,4 тыс. км от Полоцка до Каменец-Подольского. Им противостояли, по разным данным, 200-300 тыс. солдат, довольно слабо вооруженных. Части Корпуса охраны пограничья (КОП) имели не больше 10 солдат на 1 км границы. Ведь главные силы продолжали вести неравные бои с немцами.

В штаб-квартире польской армии вторжение вызвало потрясение, хотя еще 8 сентября посол Гжибовский послал из Москвы шифровку о скором советском нападении. Но главнокомандующий, маршал Эдвард Рыдз-Смигла не придал шифровке значения. Пограничники так и не получили приказа, что им делать при атаке с востока. Штаб-квартира уже перебралась на юг в местечко Коломыя в надежде (кстати, необоснованной) через Румынию получать помощь от Франции. Здесь в пятом часу и был получен первый рапорт подполковника Котарба, чей полк с 3.00 по варшавскому времени вел оборонительные бои и сжег два советских танка. Заняв мост в среднем течении Днестра, Котарба получил приказ - взорвать его лишь при подходе большого количества бронетехники. Приказ взорвать пять других мостов через Днестр и Прут отдан не был. В штаб-квартире сомневались: Красная Армия идет как враг или как союзник? Никто в штабе не догадался прослушать радио Москвы - в 5.00 все радиостанции СССР передали антипольскую ноту Наркомата иностранных дел. Вместо этого Котарба получил приказ выслать парламентеров к командиру ближайшей советской части с вопросом, что значит пересечение границы Красной Армией. В сложившейся обстановке он смог послать их лишь около 12.00. Больше парламентеров никто не видел.

Штаб получал очень разные рапорты. В крохотном местечке Надворная были сбиты шесть самолетов, раненые советские летчики взяты в плен. Кое-где происходили мирные контакты. Красноармейцы угощали поляков папиросами, говорили, что идут им помогать против немцев. Во многих частях получили телефонограммы с приказом - не стрелять в красноармейцев. Есть версии, что это акция советской разведки, проникшей в ряды польской администрации и офицерства.

Лишь около 16.00 в войска была передана директива маршала, где впервые сказано об отношении к Красной Армии: "Большевики... утверждают, что идут против немцев. В это, очевидно, нельзя верить, но главнокомандующий хочет использовать это время, пока они нас не атакуют, чтобы как можно больше войска и снаряжения стянуть в Румынию, во вторую очередь в Венгрию... В отношении советских частей общая директива такова, что мы с ними не начинаем воевать и должны сражаться лишь в том случае, если они будут нападать, чего пока нет".

Директива не давала прямого ответа на вопрос, что делать, если Красная Армия преградит путь в Румынию или Венгрию. И многие части стали сдаваться. Так, вечером 17-го гарнизон Тарнополя без боя пропустил части РККА в город, а через день без единого выстрела был разоружен и пленен. Иначе было на севере. Там большинство командиров связи с Коломыей не имело и принимало решения самостоятельно.

У реки Случь в районе Костополя утром 17 сентября бронепоезд капитана Рокоссовского провел бой с советским бронетанковым подразделением. Восточнее Случи пограничники встретили красноармейцев пулеметным огнем, затем отступили к реке. Вдоль Случи шла цепь железобетонных бункеров с пулеметными гнездами, местами были установлены 75-миллиме-тровые орудия. Этот 80-километровый рубеж оборонял трехтысячный полк подполковника Сулика. Но в этом направлении наступали 40 тыс. красноармейцев - правое крыло Украинского фронта. Полк Сулика отступил с рубежа лишь после трех дней неравных боев.

За эти дни генерал Орлик-Рюкеманн сумел западнее Случи собрать разрозненные части в единый корпус. Нарушив приказ маршала, он 13 дней воевал с Красной Армией в Полесье, в бассейне Припяти. После ряда стычек генерал вступил в крупный бой под Шацком 28-29 сентября. Дав еще один бой 1 октября, Орлик вышел к границе между двумя зонами оккупации и распустил корпус. Этим он спас часть солдат от плена, а офицеров - от казни.

20-21 сентября два пехотных полка и группа местных жителей-поляков в упорных боях удерживали Гродно. До 4 октября вела бои с советскими войсками группа генерала Клиберга, а 5-го сдалась немцам.

19 сентября с востока к Львову подошла армия Голикова. Начались перестрелки. Но генерал Лавнгнер, выполняя директиву маршала, вступил в переговоры. Полковник Иванов и комиссар Макаров заверяли его: "Мы пришли бить немцев". Комбриг Курочкин подписал условия капитуляции Львова: "Офицерам Войска Польского гарантируется личная свобода и неприкосновенность их личного имущества". Но после капитуляции офицеров окружили, погнали в Тарнополь, там их погрузили в вагоны и вывезли в Старобельский лагерь, а в 1940 г. расстреляли.

В боях с поляками, по словам Молотова, Красная армия потеряла 737 человек убитыми и 1862 ранеными. В Белоруссии и в Литве погибло до 30 тыс. польских солдат. Часть армии по приказу Рыдз-Смиглы ушла в Румынию (30 тыс.), Венгрию (40 тыс.), Литву. Красная Армия взяла в плен, по разным оценкам, 130-250 тыс. человек. Значительную часть рядовых освободили. СССР и Германия часть пленных обменяли с учетом их довоенного места жительства. Офицеров в СССР сосредоточили в ряде лагерей. Самые печально известные - Старобельский, Козельский, Осташковский. Весной 1940 г. переписка узников с семьями оборвалась, офицеры исчезли без следа. А 13 апреля 1943 г. немцы сообщили, что в Катыни под Смоленском найдены тысячи польских офицеров, убитых выстрелами в затылок в 1940 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1912
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4557
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2479
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2837

Другие новости