0
778
Газета История Интернет-версия

20.04.2000 00:00:00

Договориться о прошлом


Национальные истории в советском и постсоветских государствах. Под ред. К.Айермахера, Г.Бордюгова. Предисловие Ф.Бомсдорфа. - М.: АИРО-ХХ, 1999, 446 с.

МНОГИЕ из власть имущих в современной России - в том числе и те из них, что прилюдно клянутся в приверженности либеральным и демократическим идеалам и ценностям, - когда-то учились в советских школах и вузах. И вне зависимости от того, насколько успешным было для них это обучение, все же восприняли (хотя бы на уровне подсознания) идеи экономического детерминизма. Да еще в вульгарной их интерпретации, когда от всего, что выходит за рамки материального интереса, можно просто отмахнуться. Отсюда - до сих пор бытующее в политических элитах полное или частичное игнорирование той - казалось бы, аксиоматической - закономерности, что переход общества в новое состояние, прежде чем воплотиться в реальной жизни, должен произойти в умах людей. И одна из несущих конструкций этой "революции сознания" - в установлении если не гармонии, то вполне добрососедского взаимодействия в массовом сознании представлений о прошлом и настоящем.

К такому выводу приводят не умозрительные раздумья, а реальная историческая практика. Еще в 1992 г. в Мадриде вышел коллективный труд "Политический переходный период и консолидация демократии. Испания (1975-1986)". Среди "трех консенсусов", сыгравших решающую роль в мирном, эволюционном переходе Испании от тоталитаризма к демократии, авторы труда на первое место поставили "соглашение относительно прошлого".

Что значит "договориться о прошлом" для нас, российских граждан, особенно сегодня, когда политизированная часть общества вновь вползает в полосу очередного передела власти? В форс-мажорных обстоятельствах сегодняшнего дня характерное для стабильных обществ относительное равновесие между прошлым и настоящим в головах людей резко нарушено. В силу того, что настоящее воспринимается массовым сознанием как нечто зыбкое и топкое, оно, это сознание, стремится обрести твердую почву именно в прошлом. Но в каком?

Определенный ответ на этот вопрос дают результаты социологического обследования, проведенного в прошлом году Российским независимым институтом социальных и национальных проблем по заказу Фонда Ф. Эберта. Приемлемые для себя ценности и идеалы большинство опрошенных, отрицая очень многое в настоящем, ищут не в дореволюционных реалиях (далеких и малознакомых), а в советском прошлом, главным образом - постсталинском. Это дает основание организаторам опроса утверждать, что "советская парадигма" не только не разрушилась (как это часто принято считать), но и не поддается вытеснению из массового сознания. Ныне ресурс давления на эту парадигму исчерпан: удивить или шокировать россиян новыми разоблачениями уже невозможно. И на ближайшее время такая особенность сознания наших сограждан (учитывая, что в зоне ее воздействия находятся даже поколения молодых) сохранится и будет в значительной степени определять характер их самоидентификации. Нравится нам это или не нравится, но такова ныне ситуация с историческим компонентом отечественной ментальности.

Что же делать в этих условиях? Дилемма очевидна. Или продолжать (кстати, безуспешно) ломать это сознание "через колено", руководствуясь той "революционной целесообразностью", на необходимости следовать которой продолжают настаивать - хотя и с диаметрально противоположных позиций - наши радикалы как справа, так и слева. Ломать и этим самым постоянно подпитывать конфронтационность в обществе. Или же пытаться наладить конструктивный диалог с массовым историческим сознанием граждан.

Речь идет о выработке стратегии такого диалога, нацеленного на то, чтобы, не подлаживаясь под стереотипы, заблуждения, ностальгические ноты, звучащие в массовых представлениях о прошлом, укреплять в них фундаментальные опоры исторического оптимизма и исторической ответственности с ориентацией на достижение согласия в обществе. Важно, чтобы понимание необходимости такой неписаной стратегии гражданского действия исходило "снизу", от самого общества. От занятых разборками и перетягиванием каната "верхов" трудно ожидать подобного здравомыслия. Но общество вправе ожидать его от сознающих свой профессиональный и гражданский долг представителей средств массовой информации, от тех, кто пишет учебники и популярные труды по истории.

В рамках трех разделов рецензируемой книги ставится и обсуждается комплекс животрепещущих вопросов. Среди них: состояние национальной исторической мысли в советских условиях; новое восприятие истории России и народов СССР в постсоветском пространстве; характер и содержание массовых стереотипов и предрассудков в современных национальных историях (в том числе в учебниках по истории); "муки воспоминания", которые терзают историческое сознание граждан стран СНГ, пытающихся найти ответ на поставленный временем вопрос: "Независимые государства - это и "независимая" история?" И наконец, обретаем или теряем мы Россию в процессе сегодняшнего лихорадочного поиска своей национальной идентичности и своих исторических корней, поиска, осложненного в российском многонациональном государстве стремлением населяющих ее этносов к "собственной" истории?

Авторы труда - коллектив достаточно молодых по возрасту, но зрелых в профессиональном отношении историков, заявивших о себе во весь голос в условиях постсоветской действительности. Они выражают надежду, что путь от идеологии русской гражданской войны через "плавильный котел" того, что называлось "единой исторической общностью - советским народом", лежит к осознанию возможности писать интернациональную историю, не ущемляя, но и не выпячивая опыт и заслуги отдельных народов.

Пока прошлое будет оставаться зоной реванша, своего рода "полем Куликовым", где в смертном бою будут сходиться "православные" и "поганые" (так называли на Руси нехристиан) - как заклятые враги в этническом, конфессиональном, идеологическом и политическом смысле, - до тех пор дамоклов меч конфронтационности будет висеть над российским обществом и всем постсоветским пространством. Так что "договориться о прошлом" для России сегодня - задача в равной степени национальная, интернациональная и геополитическая.

Сумеем ли перейти Рубикон накопившихся проблем, обид, амбиций, взаимных претензий, комплексов исторической неполноценности, тесно сросшихся с идеями этнической и национальной исключительности?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
931
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
791
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
926
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
627

Другие новости