0
12627
Газета История Интернет-версия

09.06.2000 00:00:00

Перспективный самолет погубили интриги


Немногие знают о существовании на Памире пика, названного именем Николая Николаевича Поликарпова, "отца русских истребителей": далек все-таки от нас Памир. Да и в столице далеко не каждый москвич сможет внятно разъяснить, как добраться до мемориала Поликарпову, установленного чуть ли не в самом центре Москвы. Он находится на территории, расположенной на краю бывшего Центрального аэродрома, где сейчас размещается АО "ОКБ Сухого". Со стороны улицы Беговой сюда ведет улица Поликарпова - такая же короткая, как и жизнь знаменитого авиаконструктора.

С 1916 г. Поликарпов работал на Русско-Балтийском вагонном заводе, где под руководством Игоря Сикорского участвовал в постройке самолетов "Илья Муромец" и проектировании истребителей РБВЗ. В 1918 г. он уже на московском заводе "Дукс", давшем жизнь сразу нескольким авиационным предприятиям, в том числе Государственному авиационному заводу # 1, превратившемуся со временем в известный ракетно-космический центр ЦСКБ "Прогресс" в Самаре.

За период 1923-1940 гг. на заводе # 1, на территории которого сейчас размещается машиностроительный завод им. П.В. Воронина, было построено 15951 самолетов (а с учетом модификаций опытных и построенных небольшими сериями - 16698 машин), в основном, конструкции Поликарпова. Среди них - самолеты-разведчики Р-1 (1914 самолетов), Р-5 (4548), истребители И-15 (3083) и И-153 (3437). И-153 был одним из основных истребителей советской авиации в предвоенные годы.

На долю Поликарпова выпало немало испытаний. В октябре 1929 г. его арестовывают (через 2 года после создания самолета У-2, получившего всемирную известность и переименованного в По-2 после смерти конструктора) по стандартному обвинению - "участие в контрреволюционной вредительской организации" - и без суда приговаривают к высшей мере наказания. Более двух месяцев Поликарпов находился в ожидании расстрела. В декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в "Особое конструкторское бюро" (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, где совместно с Дмитрием Григоровичем он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет.

В 1931 г. коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову, Орджоникидзе самолета И-5, пилотировавшегося Чкаловым и Анисимовым, было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 г. - через 12 лет после смерти конструктора - Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.

В 1939 г. Поликарпов, тогда - технический директор и главный конструктор Государственного авиазавода # 1, выехал в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер Петр Дементьев (будущий министр авиационной промышленности) выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под руководством Артема Микояна.

Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200, который Поликарпов направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед своей поездкой в Германию. В новом КБ не смогли довести "до ума" этот проект, и в результате появился неудачный самолет МиГ-1, который скоро был изъят из производства.

Все это делалось не без участия сановного брата - Анастаса Микояна, члена правительства. Для начала Артема Микояна после окончания им Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского назначили в 1937 г. военпредом на завод, а уже в следующем году он становится заместителем Поликарпова.

Поликарпов в качестве утешения получил премию за проектирование истребителя И-200 и... остался без многих опытных конструкторских кадров, без собственных помещений и, тем более, без производственной базы. На первых порах его приютил испытательный ангар ЦАГИ. Затем под Поликарпова на базе опытного цеха завода # 1 был создан новый государственный завод # 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для размещения КБ. На территории этого завода в настоящее время находится ОКБ и опытный завод им. Павла Сухого.

Тем не менее конструкторская деятельность этого надломленного судьбой человека продолжалась. Вокруг Поликарпова складывалась нездоровая атмосфера. Началась травля конструктора, работы тормозились, его обвиняли в консерватизме. Так продолжалось до 1942 г., когда Сталин взял Поликарпова под свою защиту. Александр Яковлев, генеральный конструктор, бывший в то время и заместителем наркома авиационной промышленности, вспоминал: "Нашлись любители при удобном случае лягнуть этого заслуженного человека. В Центральном Комитете это заметили, и однажды на реплику о том, что "давно надо прикрыть конструкторское бюро Поликарпова", что он "выдохся", Сталин сказал:

- Даже если забыть о заслугах Поликарпова в области истребителей, а этого забывать нельзя, - он построил нам У-2.

- Когда построен У-2? - спросил он меня.

- В 1927 году.

- Ну вот видите, пятнадцать лет готовим летные кадры на его машинах".

Этим разговором был положен конец злословию в адрес Поликарпова, но жить ему осталось уже совсем недолго. В 1944 г. его не стало.

За свою жизнь Поликарпов создал свыше 80 самолетов различных типов, в том числе такие известные истребители, строившиеся в разные годы серийно, как И-3 (399 машин), И-5 (803), И-15 (674 машины; мировой рекорд высоты), И-153 (3437), И-185, И-16 (находился в серийном производстве с 1934 по 1941 гг.; всего было построено 9450 машин), учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 (1639 машин). Самолет первоначального обучения У-2 (По-2) строился до 1959 г. За это время выпущено более 40 тысяч машин, на них было подготовлено более 100 тысяч летчиков. Во время Великой Отечественной Войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков, ночных бомбардировщиков.

После смерти Николая Поликарпова в 1944 г. его КБ возглавил Владимир Челомей, который сконцентрировал усилия коллектива на разработке первых в СССР крылатых ракет с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (самолетов-снарядов - как их тогда называли). Но Челомей находился на этом месте недолго и вскоре "съехал", забрав с собой часть сотрудников КБ, изъявивших желание с ним работать. Освободившееся место заняла команда филиала ОКБ Микояна, также занимавшаяся разработкой беспилотных летательных аппаратов.

В 1953 г., когда было воссоздано КБ Павла Сухого, оно разместилось на этой территории. Во времена Сухого в бывшем поликарповском ангаре многие годы размещался сборочный цех опытных самолетов и выполнялись работы по модификации уже созданных машин. Последними боевыми самолетами, собранными здесь, были фронтовой бомбардировщик Су-24 и штурмовик Су-25.

5 мая, в преддверии Дня Победы, на территории "ОКБ Сухого" был торжественно открыт мемориал, посвященный Николаю Николаевичу Поликарпову. На краю небольшого парка, рядом с историческим ангаром, в память об этом замечательном авиаконструкторе установлен его бюст и небольшая стела со скромным тружеником войны, истребителем И-153.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
987
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1194
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1508
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1088

Другие новости