0
828
Газета История Интернет-версия

16.06.2000 00:00:00

Испытание исторической памятью


О состоянии нравственного здоровья общества можно безошибочно судить по тому, как оно относится к старикам, детям, немощным. И, конечно же, говоря словами поэта, - к отеческим гробам, к памяти о предках.

А если и самих могил как таковых нет - тогда что?

По самым скромным подсчетам, в лесах Новгородской, Псковской, Смоленской областей, на Кольском полуострове, в обвалившихся и заросших окопах и блиндажах, среди болотистой глухомани и лежат непогребенные останки примерно полутора миллионов советских солдат. Мы так давно живем с этой болью, что успели свыкнуться с ней, острота ее притупилась.

Не всегда так было на Руси.

В 1380 году Дмитрий Донской и его войско в течение восьми дней не покидали Куликово поле, пока не собрали всех убиенных ратников, не пожалевших живота своего за святую церковь, за землю русскую. В течение тех восьми дней проходило торжественное погребение и сооружалась памятная часовня на месте братской могилы. Древние традиции глубокого уважения к погибшим при защите Отечества были сильны в эпоху А.В. Суворова. Или вспомните воздвигнутый на Бородинском поле мемориальный ансамбль в честь героев - воинов. Давно уже стала хрестоматийной фраза о том, что война не окончена, пока не упокоен последний погибший солдат.

К сожалению, последние годы дореволюционной России и первые десятилетия советского государства не оставили достойных свидетельств, подтверждающих незыблемость и святость былых традиций. Остались в полной безвестности и вскоре бесследно исчезли многие воинские могилы и кладбища Первой мировой и Гражданской войны, захоронения советских военнослужащих, погибших во время событий на КВЖД, у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Еще в более трагичной неопределенности находится судьба сотен тысяч советских солдат и офицеров, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.

Беспрецедентные масштабы боевых действий, тяжелые потери во время отступления советских войск в первые месяцы, а также стремительность и глубина их последующих наступательных операций не позволили своевременно организовать скрупулезный оперативный учет погибших и их погребение. Сказались и субъективные причины, связанные с недостатками в работе войсковых штабов, невниманием к предусмотренным правилам захоронения, необоснованной отменой в 1942 году обязательного ношения индивидуальных медальонов. В итоге и до сей поры остались неизвестными погребения каждого третьего сложившего голову, а останки многих десятков тысяч из них вообще оказались незахороненными. Сразу после окончания войны войска ряда округов прочесали территории, на которых велись боевые действия, а органы военного управления провели массовую сверку сведений о пропавших без вести. Предпринятые меры отнюдь не исчерпали проблему.

И тогда в поисковую работу включились все: руководство страны, вооруженные силы, местные органы власти, общественность, поисковые отряды из добровольцев, пионеры и другие. Ими возвращено из небытия, забвения множество имен павших. Но это только часть огромной работы, которую еще предстоит довести до конца.

В первые послевоенные десятилетия по существу лишь архивные учреждения Министерства обороны продолжали нести колоссальную нагрузку по установлению судеб погибших и пропавших без вести, исполняя ежегодно до миллиона и более запросов. А работу на местности осуществляли отдельные группы энтузиастов. Впоследствии над всеми другими мероприятиями стало заметно превалировать возведение разного вида монументов и памятников, часто весьма посредственных. При проведении самодеятельных "вахт памяти" было безвозвратно потеряно немало вещественных реликвий, иных свидетельств, содержащих невосполнимую по другим источникам информацию о личностях бойцов, отдавших жизнь за Родину. Многие бесценные находки в лучшем случае оказывались экспонатами школьных музеев. Где они сейчас? Хаотичность поисковых усилий так и не позволила до сих пор официально обозначить ни одной значительной или даже незначительной территории, на которой подобные работы считались бы полностью завершенными. Невозможно документированно восстановить и географию стихийных поисковых маршрутов. Сотни поисковых объединений фактически были лишены единого контроля и руководства, каких-либо методических наставлений и нормативных документов, регламентирующих их деятельность, а также оформления ее результатов. Отсутствие продуманной государственной программы, бессистемность мешали собрать все силы воедино и эффективно их использовать.

На сегодняшний день непосредственными исполнителями различных видов военно-мемориальных работ в соответствии с законодательством и поручениями правительства являются: Российский организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий в связи с памятными событиями военной истории Отечества и по делам ветеранов, Министерство обороны, ассоциация "Военные мемориалы", союз поисковых отрядов "Народный союз по защите памяти павших защитников Отечества", местные органы власти и управления (обеспечение сохранности и благоустройство военных захоронений), Российский комитет ветеранов войны и ряд других структур.

В силу ряда нормативных актов на Министерство обороны, в частности Военно-исторический центр ВС РФ, возлагается выполнение основного объема работ военно-мемориального характера. За прошедшее время в этот центр поступило свыше 15 тысяч документов на захоронения более 3 миллионов защитников Отечества. К сожалению, ввиду отсутствия финансирования многие виды работ сейчас приостановлены.

Опыт минувших лет убеждает в необходимости иметь сильную централизованную структуру, способную взять на себя всю полноту ответственности за поиск павших в своем Отечестве и постоянную заботу о воинских могилах. Ассоциация "Военные мемориалы" вполне могла бы послужить моделью для создания такой государственной организации, если не стать ею. Десять лет назад она начинала с нуля, девять лет набиралась опыта, в том числе зарубежного, и стала в полном смысле сообществом профессионалов - от поиска погибших до проектирования и строительства мемориальных кладбищ. Назревшие реформы в поисковом движении, можно сказать, уже начались - с образования "Военных мемориалов". Эту инициативу разумно бы поддержать...

В своем уникальном справочном центре ассоциация сосредоточила все сведения, полученные в рамках международного сотрудничества. Она продолжает создавать компьютерную базу данных о ранее неизвестных судьбах погибших на фронтах Великой Отечественной. Более шести тысяч имен солдат и офицеров установлено в ходе ее поисковых работ, а также благодаря информации, полученной от зарубежных партнеров по соглашениям. Новые имена скоро будут переданы Центральному архиву Министерства обороны РФ. Постоянное пополнение электронной картотеки немыслимо без тесных связей с регионами. Каждый поисковый отряд, работающий цивилизованно, прекрасно знает, что такое "Военные мемориалы", и соответственно сообщает о своих находках. По словам главного специалиста Вадима Мартынова, половина всех сообщений приходит из Новгородской и Ленинградской областей. Существует и обратная связь. После того как "Военные мемориалы" разберутся с солдатскими медальонами, истлевшими документами, из Москвы в глубинку идут исчерпывающие данные о тех, кто еще совсем недавно числился пропавшим без вести. Поисковикам ассоциации помогают штатные архивариусы, вхожие в любые государственные и ведомственные архивы.

Полностью закончена работа над базой данных по советским военнопленным, сгинувшим в финских лагерях с 1939 по 1944 год. На ее основе создается первый том Книги Памяти погибших в Великую Отечественную. Кстати, для родственников приоткрылась одна немаловажная деталь - описание мест захоронений. Совместно с Министерством обороны РФ разработана концепция единого информационно-поискового центра Второй мировой войны. Местом же его "дислокации", по мнению авторов проекта, должна послужить компьютерная база "Военных мемориалов". Для сотен поисковых отрядов фактически ассоциация уже стала незаменимым информационно-поисковым и методическим центром.

...Как только отшумели празднования в честь 50-летия Победы, ассоциация при содействии Министерства обороны и участии лучших отечественных зодчих начала строить под Орлом и Ленинградом мемориалы для новых захоронений. Величественно-печальные сооружения уже созданы под Волгоградом, Новгородом, в подмосковных Снегирях - везде прошли воинские церемонии погребения.

- Честью для России было бы воссоздать памятник героям Балаклавского сражения, разрушенный в сорок четвертом, - говорит генеральный директор ассоциации "Военные мемориалы" Александр Быстрицкий. - Тем более что Турция после переговоров с Украиной намеревается на том самом месте в Севастополе построить что-то в честь своих героев. Англичане полностью восстановили кладбище соотечественников, погибших в 1854 г. И другие страны, участницы той войны, активно форсируют эти мероприятия. Получив от правительства Москвы финансовую помощь, мы восстановили первоначальный вид памятника в макете, провели проектные работы, совсем скоро святыня русского воинства в Крыму предстанет в прежней красе. Есть уверенность в том, что дело на этом не остановится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1685
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4185
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2306
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2605

Другие новости