0
4041
Газета История Интернет-версия

30.06.2000 00:00:00

"Крестный отец" советской ПВО

Вольтер Красковский

Об авторе: Вольтер Макарович Красковский - бывший командующий войсками ракетно-космической обороны, генерал-полковник авиации в отставке


В ряду видных военачальников Вооруженных сил СССР особое место занимает Маршал Советского Союза Павел Федорович Батицкий - первый командующий Московским округом ПВО, затем главнокомандующий Войсками ПВО страны.

Он родился 27 июня 1910 г. в Харькове в рабочей семье. Собирался стать слесарем, но его ждала другая судьба. В 1924 г. по путевке завода "Серп и молот" Павел поступает в Украинскую военно-подготовительную школу, в которой учится до 1927 г. Впоследствии Батицкий окончит кавалерийскую школу (1929 г.), Военную академию им. Фрунзе (1938 г.) и Военную академию Генерального штаба (1948 г.). До Великой Отечественной войны командовал взводом, эскадроном, был офицером для особо важных поручений в Генштабе.

Начало войны застало Батицкого в должности начальника штаба 202-й моторизованной дивизии. Боевое крещение это соединение получило в Литве, встретив вражеские войска на шоссе Кенигсберг-Рига. С сентября по ноябрь 1941 г. Батицкий - начальник штаба 26-й стрелковой дивизии, прибывшей на фронт из Сибири. Затем - командир 254-й стрелковой дивизии, ряда стрелковых корпусов. Проявил себя способным, храбрым и умелым организатором общевойскового боя. На заключительном этапе войны 128-й стрелковый корпус генерала Батицкого отличился в боях за освобождение Польши, в разгроме крупных группировок немецко-фашистских войск в Восточной Пруссии, при штурме Берлина и освобождении Праги.

После Победы Батицкий занимал командные и штабные должности в Вооруженных силах СССР. В 1950-1953 гг. он начальник Главного штаба - заместитель главнокомандующего ВВС. В течение 11 лет (с 1954 по 1956 гг.) командовал войсками Московского округа ПВО. Впоследствии служил в должности первого заместителя начальника Генерального штаба ВС СССР. С июля 1966 г. по июнь 1978 г. Батицкий - главнокомандующий Войсками ПВО страны - заместитель министра обороны СССР.

То время, когда Батицкий находился во главе Московского округа ПВО и Войск ПВО страны, можно вполне считать самым плодотворным в их развитии и совершенствовании. Именно при Батицком Войска ПВО страны превратились в мощный вид Вооруженных сил СССР - один из факторов стратегического сдерживания, стали надежным гарантом от внезапного воздушно-космического нападения агрессора в период обострения холодной войны.

Павел Федорович внес огромный вклад в организационные и структурные преобразования зенитно-ракетных и радиотехнических войск, истребительной авиации, объединений и соединений ПВО, в системы их боевого управления. С его непосредственным участием проходило создание и становление нового рода войск - ракетно-космической обороны (РКО).

Можно сказать, что из всех главкомов маршал Батицкий вопросам технической политики уделял наибольшее внимание. В 1961 г. советские ученые и конструкторы решили наисложнейшую проблему противоракетной обороны. 4 марта 1961 г. в ходе проверки функционирования экспериментального комплекса средств ПРО (система "А") противоракета уничтожила боевой блок баллистической ракеты (БР) на высоте 25 км. Насколько потрясающим было это достижение, подтверждает тот факт, что в США безъядерное поражение БР осуществили только спустя 23 года.

В 1962 г., когда генерал-полковник Батицкий командовал войсками Московского округа ПВО, его назначили председателем комиссии проекта системы ПРО Москвы (система "А-35"). Генеральным конструктором проекта был член-корреспондент Академии наук СССР Герой Социалистического труда Григорий Кисунько.

В комиссии разгорелись жаркие споры. Дело в том, что проект противоракетной обороны опирался на богатые экспериментальные данные, полученные на полигоне ПВО (Балхаш). Они бесспорно подтверждали практическую возможность поражения боевых головок (БГ) баллистических ракет в простых условиях, когда БГ летит одна рядом с корпусом ракеты. Но уже в ближайшей перспективе боеголовка могла сопровождаться и маскироваться множеством похожих на нее ложных целей и радиопомех. Возникал вопрос: можно ли будет проектируемую систему ПРО "А-35" со временем путем модернизации "научить" распознавать истинные БГ?

Батицкий глубоко вник в оперативно-тактическую суть этого вопроса. Генеральный конструктор Кисунько был полон оптимизма, приводил обнадеживающие теоретические доводы, но они пока не имели экспериментального подтверждения. Возражения скептиков тоже основывались лишь на теоретических контрдоводах.

В этих условиях председатель комиссии нашел по-житейски мудрый выход. Он сказал Кисунько: "Григорий Васильевич, ты ответственный за ПРО перед страной... Мы полагаемся на твой талант и верим, что ты со своим коллективом не подведешь...". В ответ Кисунько заверил, что проблема будет решена, хотя это и потребует большого труда, длительного научного и экспериментального поиска.

Проект первой в мире системы ПРО "А-35" получил одобрение. Началось ее строительство. В 1974 г. она была принята в эксплуатацию, а в 1978 г. модернизирована (система "А-35М"). Работа по ее совершенствованию продолжалась.

Систему ПРО Москвы с требуемыми в современных условиях характеристиками окончательно создали и приняли на вооружение под шифром "А-135". Но произошло это уже без участия Кисунько и после кончины Батицкого. И сегодня мы отдаем дань уважения Павлу Федоровичу за его смелость в принятии государственного решения.

В середине 60-х годов, когда работы над противоракетной обороной Москвы шли полным ходом встал вопрос о создании перспективной территориальной системы ПРО. Такой проект предложил Хрущеву генеральный конструктор Владимир Челомей. В качестве противоракет предполагалось использовать МБР УВ-100. По инициативе Батицкого, Кисунько и академику Петру Грушину было поручено разработать аванпроект этой ПРО.

Идеи академика Челомея в то время широко обсуждались в самых высоких инстанциях и стали приобретать активных сторонников, несмотря на отсутствие глубоких технических проработок. Обсуждались многие частности: тип противоракеты, технический облик РЛС противоракетной системы, характер боевого заряда и т.д. Но в тени оставалась главная проблема ПРО - способы определения боеголовок ракет противника на фоне множества ложных целей в условиях организованных радиопомех.

Понимая государственную важность задач, которые должна решать территориальная система ПРО, Батицкий официально доложил Военно-промышленной комиссии свой проект постановления правительства. В нем предлагалось развернуть комплекс широких целевых теоретических и экспериментальных исследований для решения проблемы селекции БГ.

Леонид Смирнов, председатель ВПК, вынужден был согласиться с оценкой Батицкого, хотя и посчитал нецелесообразным выпускать в связи с этим специальное постановление правительства. Главком ответил: "Войска ПВО страны удовлетворены, что наша обеспокоенность находит полное понимание со стороны Комиссии. Мы рассчитываем, что конструкторские организации в области ПРО получат необходимые указания".

Данный пример свидетельствует об авторитете Маршала Советского Союза Батицкого в высших правительственных сферах.

После того как начала создаваться Система предупреждения о ракетном нападении, она также находилась под постоянным вниманием главнокомандующего. Благодаря его усилиям по темпам решения технических задач и развертывания СПРН намного опережало другие проекты. Ее создание началось в 1964 г., в 1968 г. на ней проводились госиспытания, а в 1971 г. она уже заступила на боевое дежурство. Главнокомандующий лично работал на каждом объекте, несмотря на их разбросанность на всем огромном пространстве СССР, поскольку как никто другой понимал значимость СПРН для нашего государства.

Маршал Батицкий внес заметный вклад также в совершенствование зенитно-ракетной техники. Он впервые высказал озабоченность тем, что система ПВО насыщается зенитно-ракетными комплексами С-75, которые способны поражать воздушные цели только на больших высотах, а для борьбы с маловысотными целями развертываются ЗРК С-125. Нетрудно представить, во что это обходилось для государства и Вооруженных сил. Главком поддержал идею создания такого нового многоканального комплекса, каким впоследствии стал известный сегодня всему миру ЗРК С-300. Его появление позволило отказаться от смешанных группировок зенитно-ракетных войск, сэкономило затраты, сократило численность личного состава, упростило управление боем.

Батицкий первым из советских главкомов поставил вопрос об автоматизации управления радиолокационной информацией. Именно при нем территорию страны закрыло сплошное радиолокационное поле, после чего можно было создавать средства автоматизации для сбора и обработки радиолокационной информации и оснащать ими войска.

Павел Федорович лично знал многих генеральных и главных конструкторов, директоров предприятий оборонной промышленности, очень уважал их, часто советовался с ними при решении вопросов модернизации или разработки новых образцов техники и вооружения. Его мнение часто являлось определяющим для руководителей военно-промышленного комплекса. Батицкому принадлежала ведущая роль в создании единой системы ПВО ряда дружественных стран. Это был человек масштабного мышления, умевший увидеть в неочевидном на первый взгляд, в кажущихся мелочах перспективу.

Одновременно с созданием и поступлением на вооружение Войск ПВО страны новой техники совершенствовались их организационная структура, взаимодействие, повышались боевая готовность, качество оперативно-тактической подготовки, улучшалось инженерное оборудование боевых порядков. Создавалась сеть защищенных командных пунктов управления.

Маршал Батицкий постоянно заботился о кадрах. И не случайно в период его руководства основные звенья управления войск, полигонов, учебных заведений ПВО страны были укомплектованы высококвалифицированными работоспособными людьми. Главком был строгим и требовательным военачальником. Вместе с тем он не оставлял без своего внимания и заботы подчиненных, несших службу порой в самых неблагоприятных климатических зонах нашей страны. Можно привести немало примеров чуткого отношения маршала к военнослужащим. Расставаясь с генералами и офицерами Московского округа ПВО при переходе на новую должность, Павел Федорович сказал им: "Вы уж простите меня, если я кого-то слишком сильно ругал. Но я ругал тех, кто хорошо работает. А тех, кто не работал, я не ругал, я их увольнял, таких здесь нет".

Характерной чертой Батицкого была принципиальность в отстаивании своих взглядов. Маршал, например, не был согласен с реорганизацией Войск ПВО страны, суть которой заключалась в нарушении их целостности и децентрализации управления. Он считал, что это ослабит противовоздушную оборону государства. И когда Политбюро ЦК КПСС не согласилось с доводами Батицкого, он подал рапорт об освобождении от должности. Время подтвердило правоту маршала. Начатое в 1979 г. реформирование Войск ПВО привело к отрицательным результатам, и в 1986 г. была восстановлена их прежняя организация.

Павел Федорович скончался 17 февраля 1984 г. Заслуги Маршала Советского Союза Батицкого перед Отечеством отмечены высокими наградами, в том числе иностранными. Он был удостоен звания Героя Советского Союза.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
925
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1085
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1510
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1218

Другие новости