События, происходившие в северной части Тихого океана в годы Второй мировой войны, остаются в значительной мере неизвестными до сих пор. При этом некоторые американские исследования содержат цифры из отчетов президентов США конгрессу о военной помощи, которые показывают, что через Тихий океан в порты советского Дальнего Востока и на трассы Севморпути была перевезена почти половина всех грузов, отправленных в СССР его союзниками по антигитлеровской коалиции. Перевозки осуществлялись в условиях военных действий, которые начались с нападения 7 декабря 1941 г. японцев на Перл-Харбор, военно-морскую базу США на Гавайских островах и продолжались до капитуляции Японии.
ТОЛЬКО ПОД СОВЕТСКИМ ФЛАГОМ
Перевозки на Тихом океане производили "исключительно советские пароходы", как сказано в отчете Наркомата внешней торговли. Ходили они не в составе конвоев - только в одиночку, хотя многие историки и официальные лица пишут об обратном. Как и в Атлантике, на судах было установлено вооружение, в состав экипажа входила военная команда, немало торговых моряков имело военные специальности.
Практически все суда советского транспортного флота, которые не погибли и не были мобилизованы в ВМФ, в начале 1943 г. собрались в Дальневосточном государственном морском пароходстве (ДВГМП). С 1942 г. стали поступать по ленд-лизу американские транспорты, сначала старые, отремонтированные по спецпрограмме, с января 1943 г. - и новые сварные: сухогрузы типа "либерти" и танкеры. В июне 1941 г. флот ДВГМП насчитывал 85 судов. В 1941-1945 гг. в состав Дальневосточного пароходства вошли 39 судов, принятых от других пароходств. В разных американских портах было принято: в 1942 г. - 27, в 1943 г. - 46, в 1944 г. - 20 и в 1945 г. - 35 судов. Всего поступило 167 транспортов, из них по ленд-лизу - 128, они были в большинстве крупнотоннажными.
В перевозках через Тихий океан участвовали также 4 крупнотоннажных быстроходных судна Дальстроя НКВД.
Программа ленд-лиза включала ремонт советских судов на заводах США и Канады. Плавбазы и транспортные суда Рыбпрома тоже ходили туда для починки корпусов и двигателей и возвращались всегда загруженными. В межсезонье примерно три десятка рыбацких транспортных судов совершали рейсы в Америку только за грузами. Постоянно работали на линии Америка - Владивосток два рефрижератора Востокрыбхолодфлота и танкер Акционерного Камчатского Общества.
Цифры отчетов президентов США конгрессу позволили подсчитать, что на судах под флагом СССР через Тихий океан было отправлено в 124 раза больше грузов, чем на советских транспортах через Атлантику.
ЧЕРЕЗ ВЕЛИКИЙ ОКЕАН
Все большие и малые порты западного побережья США и Канады и многие порты восточного побережья Америки через Панамский канал отправляли грузы ленд-лиза в советские дальневосточные порты, главным из которых был Владивосток, где начиналась Дальневосточная железнодорожная магистраль.
Суда шли вдоль побережья Северной Америки, у острова Уналашка выходили в Берингово море. Небольшая их часть в период летней навигации направлялась к бухте Провидения, где собирались караваны для ледовой проводки по Севморпути. Через Берингов пролив они следовали Северным Ледовитым океаном до устьев больших сибирских рек.
Большинство судов огибало Командорские острова и направлялось к югу вдоль берега Камчатки. В Петропавловск заходили для полной выгрузки в зимнее время, когда льды в Охотском море и проливе Лаперуза закрывали проход к Владивостоку. В незамерзающий Сангарский пролив советские суда не допускала Япония, хотя и не находившаяся в состоянии войны с СССР до августа 1945 г., но являвшаяся союзницей фашистской Германии. Путь же вокруг Японских островов через Корейский (Цусимский) пролив был долгим и опасным.
Летом с судов, которым нельзя было идти через контролируемый японцами пролив Лаперуза, часть грузов военного и стратегического характера выгружали в Петропавловске, чтобы они могли, уменьшив осадку, пройти мелководьями Амурского лимана и Татарского пролива к Владивостоку. Заходили транспорты и в Авачинскую губу для заправки топливом, пополнения запасов воды и нередко, особенно в первые военные месяцы, из-за заторов в порту Владивостока.
Подходы к Петропавловску, как и к другим дальневосточным портам, защищали минные поля. Через проходы в них проводили суда лоцманы с военно-лоцманского пункта, который находился в бухте Ахомтен (ее позже переименовали в Русскую). Там же находился пост офицера конвоя. От него капитаны получали инструкции на дальнейший путь. Обогнув мыс Лопатка, суда двигались к северу вдоль западного берега Камчатки. Те, которые направлялись в Магадан или в Татарский пролив, но в Петропавловске не отгрузились, шли в порт Нагаево. Остальные меняли курс в указанной точке северной части Охотского моря и с грузами военными и стратегическими следовали в Амурский лиман и Татарский пролив, а имеющие на борту только генеральные грузы - в пролив Лаперуза. Отсюда, а также из Татарского и Корейского проливов транспорты шли в бухту Валентин, откуда военные лоцманы проводили их караванами по 3-4 судна (если небольшие - до 5) через проходы в минных полях во Владивосток.
По обобщенным данным РГАЭ и других источников, порт Владивостока за годы войны перевалил более 10 млн. т грузов, из которых 7,9 млн. были импортом, обработал 32 000 транспортных судов, загрузил и отправил на запад почти 400 000 вагонов и платформ.
Порт Мурманска за это же время переработал чуть больше 2 млн. т импорта, а Архангельская группа портов (Архангельск, Бакарица, Экономия, Молотовск, ныне Северодвинск), исходя из американских данных, - примерно 1,7 млн. т.
На основе документов госархива Камчатской области о работе порта Петропавловска-Камчатского в военные годы сделан расчет, давший цифру, превышающую 2 млн. т. Следовательно, Петропавловск, имевший к лету 1941 г. единственный деревянный без механизации причал рыбного порта, перевалил импорта больше, чем Мурманск или Архангельск. Чтобы такая работа стала возможной, за год с небольшим здесь построили современный морской торговый порт с шестью капитальными механизированными причалами (сейчас их 12).
НА ТРАССЕ ВСЕ СПОКОЙНО?
Нельзя согласиться с теми историками, которые называют тихоокеанские маршруты стабильными, хотя бы потому, что за 1941-1944 гг. корабли береговой охраны и ВМС Японии 178 раз задерживали советские суда на сроки от нескольких часов до нескольких месяцев. Неподалеку от маршрутов советских судов разыгрывались крупные морские сражения, патрулировали подводные лодки враждующих стран.
По данным справочника "Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." (М., 1989), в бассейне Тихого океана и прилегающих морей погибли 23 советских судна. Девять из них были выброшены штормами на скалы, раздавлены льдами, подорвались на своих минах и т.п., а 14 - уничтожили японцы и... американцы.
Сухогрузы "Кречет", "Свирьстрой", "Сергей Лазо" и "Симферополь" стояли на ремонте в Гонконге, когда порт в декабре 1941 г. захватили японцы, и были расстреляны японской артиллерией. Сухогруз "Перекоп" в Южно-Китайском море и танкер "Майкоп" у берегов Филиппин также в декабре 41-го погибли под ударами японской авиации. Сухогруз "Микоян" торпедировала 3 октября 1942 г. в Бенгальском заливе японская подлодка "I-162".
У берегов Японии, как выяснилось много лет спустя после окончания войны, 6 советских транспортных судов и одно рыбацкое отправили на дно американские субмарины, которые действовали под лозунгом "Топи их всех!", тем более в отсутствие видимости, ночью и в туман.
"Ангарстрой" был уничтожен 1 мая 1942 г. в Восточно-Китайском море американской подлодкой SS-210 "Гренадир". "Колу" и "Ильмень" 16 и 17 февраля 1943 г. потопила в Тихом океане ПЛ SS-276 "Софиш". Сейнер # 20 9 июля 1943 г. погиб в Японском море от торпед SS-178 "Пермит". "Белоруссию" 3 марта 1944 г. отправила на дно Охотского моря субмарина SS-381 "Сэнд Ланс". Там же в Oxoтском море в результате атаки подлодки ВМС США SS-281 "Санфиш" 6 июля 1944 г. затонула "Обь". 13 июня 1945 г. в Японском море "Трансбалт" встретила и потопила американская ПЛ SS-411 "Спейдфиш".
242 человека погибли, по данным справочника ММФ, в годы войны на судах, затонувших в Тихоокеанском регионе, 145 из них - по вине американцев.
Кроме того, в результате переписки с иностранными исследователями удалось установить, что стоящий сейчас во Владивостоке в бухте Золотой Рог транспорт типа "либерти" "Одесса" был торпедирован 4 октября 1943 г. в 00.22 судового времени на подходе к бухте Ахомтен с высокой степенью вероятности американской субмариной "S-44", которая сама вскоре погибла у острова Парамушир.
Приведенные выше цифры и факты свидетельствуют об огромном вкладе гражданских моряков-тихоокеанцев в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом. Их труд был тяжел и порой смертельно опасен, но, к сожалению, до сих пор по достоинству не оценен.