В "НВО" (#15 за 2000 г.) была опубликована статья начальника Генерального штаба ВC РФ генерала армии Анатолия Квашнина и президента Академии военных наук генерала армии Махмута Гареева "Семь уроков Великой Отечественной". Обращает внимание, что роль и значение разведки в ней рассматриваются в предпоследнем, шестом уроке. Вряд ли это обоснованно в свете допущенного в канун Великой Отечественной войны просчета в определении вероятного срока нападения Германии на СССР. Именно из-за просчета фактор внезапности не дал возможности руководству страны и Вооруженных сил своевременно провести в жизнь срочные мероприятия, предусмотренные оперативно-мобилизационным планом, что поставило нашу страну на грань катастрофы.
Маршал Василевский по этому поводу пишет: "... если бы наши войсковые части и соединения были своевременно отмобилизованы, выведены на предназначенные для них планом боевые рубежи, развернулись на них, организовали четкое взаимодействие с артиллерией, с танковыми войсками и авиацией, то можно предположить, что уже в первые дни войны были бы нанесены противнику такие потери, которые не позволили бы ему столь далеко продвинуться по нашей стране, как это имело место".
Поэтому исключение фактора внезапности, особенно в наш ракетно-ядерный век, является первым и важнейшим уроком, который необходимо извлечь из исторического опыта.
Как известно, в СССР перед войной каждый наркомат самостоятельно анализировал получаемую по своим каналам внешнюю информацию и докладывал выводы и оценки обстановки в сфере своей деятельности, то есть изолированно освещал только часть общей картины того, что происходило в немецко-фашистском государстве. Вопрос о том, чтобы сводить воедино и глубоко анализировать поступающую от наркоматов информацию, делать на этой основе объективные оценки и прогнозы развития событий, докладывать о них непосредственно высшему военно-политическому руководству страны, в то время, по существу, даже не поднимался.
Вскрыть подготовку агрессии, учитывая ее всеобъемлющий, сложный, порой противоречивый характер, а также широкомасштабные мероприятия Германии по политической дезориентации, стратегической маскировке и дезинформации, тем более установить время нападения, силами одного наркомата или нескольких, действовавших изолированно друг от друга, не представлялось возможным.
В 1983 г. автором статьи была предпринята попытка вернуться к идее создания в стране общегосударственного разведывательного информационно-аналитического центра. Эта идея рассматривалась в ЦК КПСС, однако в связи с отрицательным заключением министра обороны Устинова и председателя КГБ Чебрикова дальнейшего развития не получила.
Таким образом, как и в 1941 г., в стране нет единого информационно-аналитического центра, который мог бы координировать и анализировать важную внешнеполитическую и военную информацию, поступающую как по линии политической разведки (СВР), военной разведки (ГРУ), так и по линии других организаций и докладывать обобщенные выводы и предложения непосредственно президенту страны.
Обратимся вновь к опыту Великой Отечественной войны. Деятельность ГРУ в канун войны и в ходе ее начального периода показала, что разведка не всегда квалифицированно справлялась с оценкой и анализом добываемой информации и не имела возможности непосредственно, оперативно и объективно докладывать свою оценку обстановки высшему военно-политическому руководству страны. Поэтому в октябре 1942 г., нарком обороны Сталин подписал приказ о реорганизации ГРУ Генерального штаба Красной Армии, в котором говорилось:
"В целях упорядочения и улучшения работы военной разведки приказываю:
1. Выделить из состава Генерального штаба Красной Армии ГРУ, подчинив его Народному комиссару обороны.
2. На ГРУ Красной Армии возложить ведение агентурной разведки иностранных армий как за границей, так и на временно оккупированной противником территории СССР.
3. Войсковую разведку изъять из ведения ГРУ.
4. Для руководства и организации работы войсковой разведки создать в составе Генерального штаба управление войсковой разведки, подчинив ему разведотделы фронтов и армий".
В апреле 1943 г. управление войсковой разведки было реорганизовано в разведывательное управление Генштаба, а ГРУ была поставлена задача вести агентурную разведку только за рубежом. К сожалению, ГРУ не имело своей контрразведывательной службы, что не раз ставило ее в сложнейшее положение.
В 1937-1939 гг. волна массовых репрессий, проводимых в ГРУ контрразведкой другого наркомата, а именно НКВД, обезглавила и обескровила центральный и периферийный аппараты военной разведки. Действия сотрудников НКВД, не знающих кадровый состав ГРУ, личные и деловые качества работников, решаемые задачи, не отвечающих за свои действия перед Наркоматом обороны, нанесли системе сбора зарубежной информации накануне войны огромный и невосполнимый урон. И он уже не мог быть компенсирован за оставшееся до начала войны время. Помимо физического уничтожения наиболее опытных и инициативных работников, массовые репрессии привели к созданию в ГРУ атмосферы страха, когда высказывать иные точки зрения, тем более их официально докладывать, означало поставить себя вне партии, вне Вооруженных сил с ярлыком врага народа, иностранного шпиона.
Репрессии коснулись и тех разведчиков-нелегалов, которые в то время находились за рубежом. Поэтому их информация, в том числе и ценнейшие сведения о подготовке нападения на СССР, рассматривались через призму их якобы сотрудничества с иностранными разведками.
В 1964 или 1965 году бывший начальник ГРУ маршал Советского Союза Голиков на встрече с сотрудниками разведки делился своими воспоминаниями, в частности, о роли ГРУ в предупреждении руководства страны о нападении Германии. В этой связи он подчеркнул, что, во-первых, он не мог делать выводы на базе информации от руководителей тех нелегальных резидентур, которых НКВД считал иностранными шпионами, во-вторых, он помнил судьбу своих предшественников и, в-третьих, вся информация, которая докладывалась Сталину, в копиях направлялась Молотову, Ворошилову, Тимошенко и Жукову. Беседа маршала Голикова объясняет его вывод в докладе от 20 марта 1941 г. "Слухи и документы, говорящие о неизбежности весной этого года войны против СССР, необходимо расценивать, как дезинформацию германской разведки..." Этот вывод, который ставится в вину Голикову, был вызван той атмосферой страха, которая была создана в ГРУ действиями НКВД.
Отсутствие своей контрразведки позже привело и к тяжелым последствиям для ГРУ в случаях предательства Пеньковского в 1961 г. и Резуна в 1976 г. Меры, предпринятые КГБ для локализации предательства, нанесли ГРУ не меньший ущерб, чем само предательство. Можно отметить, что во главе ГРУ в то время находились в первом случае бывший председатель КГБ Иван Серов, который приказал вновь принять в ГРУ отчисленного в конце 50-х годов Пеньковского, во втором случае - первый заместитель председателя КГБ Ивашутин. Докладывая генералу Ивашутину о причинах предательства Резуна и необходимых мерах по исключению подобных фактов в будущем, автор данной статьи в качестве одной из них указал на отсутствие в ГРУ своей контрразведывательной службы. Реакция начальника ГРУ была резко отрицательной, а в просьбе доложить этот вопрос начальнику Генштаба лично, было отказано.
События, связанные с неудачным для советских Вооруженных сил началом Великой Отечественной войны, давно стали страницей нашей истории. Но эта страница представляет особый интерес для нашего народа и должна послужить суровым уроком молодому поколению, которому не пришлось быть участниками трагических событий начала войны. История - это наш мост в будущее, и мы должны построить его и пройти по нему, не повторяя, прошлых ошибок.
После распада Советского Союза в России начался и продолжается процесс становления, новых государственных структур, отвечающих новому положению и новой роли России в современном мире. Среди них важное значение имеют организационные мероприятия по созданию системы национальной безопасности, включающей в себя и органы разведки.
В настоящее время разведывательными органами, ведущими внешнюю разведку, являются Служба внешней разведки (политическая разведка), подчиняющаяся непосредственно президенту страны и Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных cил РФ (военная разведка), подчиняющаяся начальнику Генштаба. Обе организации работают самостоятельно, где-то дублируют, в чем-то дополняют, по некоторым направлениям конкурируют друг с другом. В этом есть свои положительные и отрицательные моменты. Всесторонний, объективный и вневедомственный анализ этих моментов, учет опыта Великой Отечественной войны должны исключить элемент внезапности в будущем, как в больших, так и малых войнах.